УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Вдогонку съезду

Вдогонку съезду

Итак, "Батькивщина" и "Фронт перемен" сдержали данное когда-то обещание и слились в единую партию. Произошло это под крики "Юле - волю!" и с юлиного же благословения, озвученного Евгенией Тимошенко с трибуны съезда.

Здесь стоит сделать небольшое отступление. Когда у здания Музея природы в Киеве установили бюст академика Бориса Патона, кто-то из известных и уважаемых людей сказал: "Не дай бог дожить до прижизненного памятника". В этом смысле Юлии Тимошенко не позавидуешь: бронзовых памятников ей пока не ставят, однако она сама все больше превращается в ритуальный атрибут оппозиции.

Она как сакральный символ борьбы с режимом Януковича все больше утрачивает черты реального человека, и тем самым освящает абстрактно-политическое содержание нынешней оппозиционной борьбы. Собственно, без этого теперь никуда. Отсутствие рациональной, понятной для масс и положительной по своей сути программы можно компенсировать только иррационализмом, мистикой, символизмом и ритуалом. Юлия Тимошенко как нельзя лучше подходит на эту роль - а другой роли ей уже не отводят.

Мы все помним ее предыдущее письмо, где она четко сформулировала задачи оппозиции: без всяких условий заняться евроинтеграцией и ради этого остановить затратную и утратившую всякий мобилизационный потенциал акцию "Украина, вставай!" Требования эти были успешно проигнорированы руководством Объединенной оппозиции: акции в городах Украины продолжаются с разной степенью унылости, а евроинтеграцию оппозиция по-прежнему жестко увязывает с освобождением Тимошенко. То есть, отчаянная попытка повлиять на политику партии провалилась.

Нынешнее же ее "письмо к съезду" лишь закрепляет сложившийся расклад внутри партии, согласно которому Турчинов возглавляет штаб, Яценюк осуществляет политическое руководство, а такие деятели как Томенко, Одарченко, Сас и другие - отодвинуты на задний план: им приходится довольствоваться постами простых членов Политсовета партии.

Недовольных много, и их претензии к руководству партии не согласуются с еще одним тезисом из письма Тимошенко: мол, "Батькивщина" из лидерской партии превращается в классическую партию европейского образца. Пресловутая нетерпимость Яценюка к чужому мнению, его нежелание вести диалог с однопартийцами никак не тянут на европейский стиль партийного лидерства.

Тень Яценюка Николай Мартыненко, впрочем, не попал даже в Политсовет. Это, разумеется, не означает ни опалы, ни даже ослабления его влияния. Способность Мартыненко воздействовать на политику партии кроется отнюдь не в партийных должностях. Куда важнее здесь его контроль над рядом мандатоносителей во фракции и вне ее, и его роль посредника между партией и большими деньгами. Естественно, объединение партии означает и объединение недовольных таким "серым кардиналом", однако что останется от этих недовольных, покажет грядущее распределение постов руководителей местных парторганизаций.

Пока недовольные внутри партии думают. как им быть в условиях собственной организационно-политической несостоятельности, один человек на полную катушку использует свой статус внешнего наблюдателя и морального авторитета. Юрий Луценко не стесняется критиковать ни Яценюка (кто скажет, что назвать Мартыненко внутрипартийным генератором тушек - это не критика Яценюка?), ни саму Тимошенко. Ее, правда, Луценко критикует дружески: мол, неверную тактику предлагаешь, подруга: нужен единый кандидат на президентских выборах, обязательно нужен.

Луценко может себе позволить ритуальные акты "Батькивщины" на голубом глазу принимать всерьез, как директивы, и требовать: раз выдвинули Юлию Тимошенко в президенты - значит, освобождайте ее во что бы то ни стало, а не готовьте запасные варианты.

Свою собственную задачу Луценко видит в том, чтобы "говорить и зажигать людей на борьбу", то есть, по меткому народному выражению, "не мешки ворочать". Статус политзаключенного заставляет оппозицию до поры до времени терпеть противоречащие генеральной линии партии заявления "морального авторитета", но как долго продлится этот сеанс односторонней толерантности? Можно делать ставки.

Впрочем, конструктивно критикуемое Юрием Луценко руководство "Батькивщины" тоже отнюдь не мешки ворочает. Ни манифест, ни резолюция объединительного съезда не сказали ничего нового, да и вообще ничего конкретного. Гражданам Украины предложено поверить на слово, что у "Батькивщины" есть "реальный план действий", который будет реализован после победы на выборах. Однако убедиться в реальности плана возможности нам не предоставили.

Тогда как именно оглашение подробного плана социально-экономического развития и реформ всех отраслей, прежде всего милиции, таможни, налоговой службы и чиновничества в целом, с внятным изложением того, как это будет работать и почему это будет лучше, чем при нынешнем режиме, дало бы оппозиции куда больше очков, чем достойные Капитана Очевидности мантры о преступной власти и необходимости ее свержения.

Увы, не таков итог съезда. Сформирована единая оргструктура вместо нескольких, но усилило ли это Объединенную оппозицию? По всей видимости, нет, так как противодействие недовольных сведет на нет все плюсы организационной оптимизации. Новая партия несет в себе все прежние противоречия, плюс приобретает новые, которые раньше имели межпартийный характер. И если объединение имеет хоть какой-то положительный смысл, то он исключительно пропагандистский. Объединение должно дать позитивную картинку избирателю. Собственно, весь съезд 15 июня и задумывался как телевизионная картинка для обывателя, некий ритуал - все организационные и кадровые решения были приняты еще накануне, оставалось только освятить их при большом стечении статистов и телекамер.

Что и было сделано.