УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Битва форматов: что поджидает Украину за столом переговоров

Шахматы

"Нормандский" формат движется по символическому кругу, пытаясь вдохнуть жизнь в болезненный минский процесс. Участники переговоров, конечно, говорят о кое-каких подвижках. Например, во время последней встречи "нормандской" четверки вроде бы и Украина, и Россия, и Запад согласились на введение полицейской миссии ОБСЕ на Донбасс. Правда, дальше декларативного заявления дело пока не пошло. Вопрос находится на стадии обсуждения и взаимных экивоков. Не факт, что ОБСЕ в принципе готова отправить подобную миссию в Украину. Поэтому в итоге все сводится к тому, что "нормандский" формат на данный момент является площадкой для перманентной дискуссии, а не для принятия решений. По крайней мере, решений, обязательных к выполнению.

На этом фоне все громче звучат голоса, выступающие за реорганизацию формата переговоров. Например, фракция "Батьківщина" и председатель Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский выступили за "будапештский" формат. "Народный фронт" и член политической подгруппы минской контактной группы по Донбассу Ольга Айвазовская хотят вернуться к "женевскому" формату. Экс-президент Украины Леонид Кравчук и вовсе поддерживает двусторонние переговоры с Россией.

"Обозреватель" решил проанализировать переговорные комбинации и вероятность перехода к новому формату.

"Виртуальное" место

"Женевский" формат включает в себя Украину, Россию, США и Европейский Союз. Именно в этих рамках изначально велись переговоры об урегулировании ситуации на Донбассе. Однако довольно скоро на смену ему пришла "нормандская" четверка.

Плюсы "женевского" формата налицо. США и ЕС, как наиболее крупные мировые игроки, за столом переговоров могли бы оказать куда большее давление на Россию, чем Германия и Франция. Непосредственная вовлеченность Вашингтона и Брюсселя качественно подняла бы уровень переговоров и актуализировала украинский вопрос в геополитической повестке дня.

Читайте: "Дорожная карта" мертвых соглашений: бег по нормандскому кругу в минском тупике

Но всерьез говорить о возвращении к "женевскому" формату нельзя, по крайней мере в ближайшее время. Во-первых, Европейский Союз, раздираемый внутренними проблемами и противоречиями, не готов вмешиваться в переговорную эпопею. Во-вторых, США пока устраивает "виртуальное" место за столом переговоров.

"В рамках "нормандского" формата и мы, и наши европейские партнеры координируем позицию с США. То, что они не сидят за столом переговоров, не означает, что Вашингтон самоизолировался", - подчеркнула в беседе с нами вице-премьер Украины по вопросам европейской интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе.

Влияние США на переговорный процесс действительно налицо, но сейчас внимание Белого дома сконцентрировано в первую очередь на президентских выборах и ситуации в Сирии, которая в отличие от Украины находится в зоне первостепенных международных интересов США, как и большая часть Ближнего Востока.

В теории вопрос об участии Вашингтона в переговорах все же есть смысл поднимать, хотя бы исходя из дипломатической стратегии, основанной на всем известной психологической уловке - "проси больше, чем тебе дадут". Однако возвращаться к этой теме есть смысл лишь после выборов и адаптации администрации нового президента США, то есть уже в 2017 году.

Читайте: "Нормандская" четверка не обсуждала миссию ОБСЕ на границе с РФ, но Путин согласился - Песков

"Этот период надо пережить, чтобы в следующем году вернуться к вопросу об участии США в переговорах. Позиция Барака Обамы понятна, но он уже выступает в роли уходящего президента", - прокомментировал "Обозревателю" содиректор программ внешней политики и международной безопасности "Центра Разумкова" Михаил Пашков.

Внутренние проблемы

"Будапештский" формат включает в себя подписантов соответствующего меморандума: Украину, Россию, США и Великобританию. На пути к такой комбинации стоят аналогичные проблемы.

Читайте: "Нормандская" четверка дала продолжение войне на Донбассе - Безсмертный

Конечно, Лондон занимает жесткую и последовательную позицию относительно агрессии России в Украине, санкционной политики и нарушения международных норм Кремлем. Также Лондон оказывает серьезную поддержку Киеву, в частности в реформировании оборонного сектора. Но ввиду Brexit и уже наметившихся из-за него экономических проблем и серьезных внутренних разногласий, Соединенное королевство, вероятно, пока не решится официально присоединиться к переговорам. Хотя украинским дипломатам не стоит бросать работу в этом направлении.

Ослабление позиций

Еще один путь - двусторонние переговоры между Украиной и Россией. По сути, такой формат ослабит позиции Киева, а не усилит. Москва, определенно, поддержала бы подобную инициативу (в отличие от других вариантов переформатирования, хотя на словах Кремль и не против расширения переговоров).

Читайте: США в "нормандском" формате: Бузаров объяснил, почему Путин выступил за

"Наша переговорная позиция сильна только в союзе с Западом. Если Украина откажется от посредничества западных партнеров, то серьезный козырь будет выброшен на ветер. Кремль как раз и хочет, чтобы мы потеряли поддержку международных партнеров", - прокомментировал "Обозревателю" экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко.

То есть при желании Киев может добиться перехода к двустороннему формату, но это будет не самый разумный шаг.

Функция сдерживания

Тем временем официальные представители всех сторон (в том числе США) прямо или намеками говорят о безальтернативности "Минска" и "нормандского" формата. Это один из немногих вопросов, в котором участники переговорного процесса демонстрируют единодушие.

Читайте: Украина выдвинула пять ключевых условий для выполнения "Минска-2"

При всем при том очевидно, что "нормандский" формат крайне неэффективен (подробнее читайте в материале "Дорожная карта" мертвых соглашений: бег по нормандскому кругу в минском тупике".) Однако он выполняет функцию сдерживания, позволяя время от времени снижать накал напряженности. Это одна из причин, из-за которой Запад отчаянно за него цепляется - так же, как и за минский процесс. А более действенной и при этом реалистичной альтернативы сейчас и вправду не видно.

Переход к другому формату возможен в случае кардинального изменения ситуации. Например, начало полномасштабной войны на Донбассе может заставить стороны действовать более радикально.

Как сообщал "Обозреватель", Германия выступила против изменения "нормандского" формата.