УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Голосовой поиск. Как украинцы ищут, где проголосовать

Голосовой поиск. Как украинцы ищут, где проголосовать

Меньше месяца осталось до президентских выборов в Украине. "Обозреватель" выяснил, что лишь единицы из оставшихся в Крыму украинцев собираются голосовать на президентских выборах. Не смогут проголосовать и украинцы, бежавшие от военных действий на Востоке – нет закона, разрешающего им, как крымчанам, голосовать за пределами родных городов.

Голосование по-крымски: из Симферополя – во Львов

Семья Романа из Симферополя уже побывала в "шкуре" беженцев: в начале оккупации они уехали во Львов.

"Там пробыли буквально две недели. Когда Россия вторглась в Крым, думали, что Украина начнет войсками выбивать, будут полномасштабные военные действия и начнется бойня. Когда увидели, что прошла аннексия, и нет военных действий, мы вернулись домой", - рассказывает мужчина.

По сравнению с тем, что творится на Донбассе, говорит Роман, в Крыму сейчас спокойно. Вот только цены существенно подскочили – на некоторые товары в два раза. Начались перебои с электричеством. И гонения против украинцев по паспорту.

"Тех, у кого украинская материковая прописка, увольняют с работы. Люди должны оформить вид на жительство, если хотят работать в Крыму. А мы российские паспорта пока не получаем – нет необходимости: у нас нет своей недвижимости, ничего, что стоило бы переоформлять, где нужны документы", - говорит Роман.

Мы жили у людей во Львове – они в гости зовут. Мы хотели бы приехать во Львов и заодно там проголосовать

Он прекрасно понимает, что в Крыму проголосовать за украинского президента ему не дадут. Поэтому решил, что называется, совместить приятное с полезным.

"Я бы с удовольствием проголосовал. Cлышал, что нужно будет за 5 дней до выборов написать личное заявление и будешь включен в список в другом месте. Мы жили у людей во Львове – они в гости зовут. Мы хотели бы приехать во Львов и заодно там проголосовать", - поделился планами с "Обозревателем" Роман.

Вопрос с голосованием крымских беженцев решили

В ЦИК уверяют: все крымские беженцы смогут отдать свой голос на предстоящих выборах. Для этого достаточно после приезда на новое место временного проживания зарегистрироваться.

"Если они уже тут зарегистрировались – то вообще нет проблем. У них меняется избирательный адрес. Вместо крымского – либо киевский, либо львовский, либо еще какой-то", - поясняет заместитель председателя ЦИК Андрей Магера.

Тем же крымчанам, которым негде зарегистрироваться, нужно будет обращаться в органы ведения реестра избирателей по месту пребывания, чтобы им изменили место голосования на выборах 25 мая.

Мы можем собирать только информацию о тех, кто подал заявления на изменение места голосования. До последнего времени таких людей было 150

Последний день приема заявлений – 19 мая. Пока, по словам Магеры, этим правом воспользовалось мало беженцев.

"Мы можем собирать только информацию о тех, кто подал заявления на изменение места голосования. До последнего времени таких людей было 150. Не 150 тысяч, а 150 человек", - уточняет Магера.

Подобная неактивность в основном объясняется тем, что у людей, в одночасье лишившихся домов и привычной жизни, достаточно более насущных проблем, которые надо решать тут и сейчас: где жить, за что жить и как освоиться на новом месте.

"Я хотела бы пойти на выборы, но пока не знаю. Я толком не знаю, куда идти надо и что делать. Читала, что надо пойти за 5 дней до выборов написать заявление, но я просто не знаю, где его надо писать, если я хочу проголосовать", - рассказывает Инна, которая в марте приехала из Алупки на Киевщину.

В ЦИК объясняют: чтобы написать заявление на изменение места голосования, крымчанам нужно идти в райгосадминистрации или исполкомы местных советов.

Право голоса для крымских беженцев "выбивают" волонтеры

Власть законодательно дала право беженцам из Крыма проголосовать в другом месте, но как воспользоваться этим правом – не объяснила. В основном эта миссия сейчас ложится на волонтеров, которые помогают беженцам обосноваться на новом месте.

Юрий, волонтер луцкой организации Volynhelp Krym, говорит: несмотря на то, что крымчанам вроде бы обеспечили возможность голосовать – проблемы все равно остаются. К примеру, у тех, у кого нет прописки. Таким людям приходится через суды доказывать сам факт своего существования и право на голос. Несмотря на то, что реагировать на такие заявления суды должны быстро и бесплатно, необходимость каждый раз проходить все бюрократические инстанции отнимает много сил и времени.

Все бы были такими бандеровцами, как те люди, которых мы встретили в Луцке!

Юрий рассказывает: из крымчан, с которыми он поддерживает контакт, для большинства очень важно проголосовать. Как, например, для крымского татарина Сервера, который приехал в Луцк вместе со своей большой семьей.

"Все бы были такими бандеровцами, как те люди, которых мы встретили в Луцке!", - улыбается Сервер.

Он рассказывает, что его семейство уже более-менее обжилось на новом месте. Поселились в двухкомнатной квартире, которую им бесплатно предоставила семья с Волыни. С помощью волонтеров удалось также найти работу: старший сын устроился по специальности – машинистом поезда. Дочь, свободно владеющая несколькими языками, работает переводчиком с французского в одной из луцких фирм. При деле и остальные члены семьи. "Наши женщины дома, в Крыму, были домохозяйками. А тут тоже пошли работать. А как же? Надо работать – мы же не дома", - говорит Сервер.

Сам он пока готовится к операции на глазах – ее планировал сделать еще в Крыму, но помешала оккупация. С помощью волонтеров Сервер уже обеспечил себе возможность проголосовать на выборах президента.

"Право голоса у нас будет. Вот уже Юра (волонтер. – Авт.) занимается, все данные наши паспортные, прописку - все взял, в базу данных ввел – голосовать мы будем. Мы сами хотим проголосовать", рассказывает Сервер.

Будут ли голосовать жители Донбасса?

Как будут голосовать украинцы в контролируемых террористами восточных регионах нашей страны, власти пока не объяснили. Как и то, смогут ли поучаствовать в выборах первые беженцы из Донбасса – ведь, в отличие от крымчан, соответствующего статуса они не имеют.

"Реально органы государственные не работают, а государство, в свою очередь, не делает ничего для того, чтобы люди с восточной Украины были обеспечены избирательным правом. Главная проблема - не так с крымчанами, как с востоком. Потому что эти люди блокированы в избирательном праве и именно этого добивается Россия, чтобы сорвать выборы", - убежден волонтер Юрий.

Из-за того, что проукраински настроенные местные не знают, смогут ли проголосовать за пределами своих областей, они не выезжают из охваченных боевыми действиями регионов.

"На нас вышла донецкая семья – они хотели перебраться в Луцк. Но пока решили не ехать из-за неопределенности в выборах. Они пока не имеют никакого статуса и их тут просто не внесут в базу данных избирателей. А они твердо намерены проголосовать на выборах, поскольку считают, что это поможет сохранить целостность Украины", - говорит волонтер.

Эти люди блокированы в избирательном праве и именно этого добивается Россия, чтобы сорвать выборы

Не сможет проголосовать за своего кандидата в президенты, если ничего не изменится, и один из первых беженцев из Донбасса Юрий. Из родного Мариуполя он был вынужден бежать, спасая собственную жизнь.

В Мариуполе Юрий фотографировал "дирижеров" сепаратистских митингов. Потом отнес отснятые кадры в мариупольское отделение СБУ. Там человек, представившийся "секретарем", забрал у мужчины карту памяти со снимками и отправил его домой. И, похоже, поделился сведениями о сознательном мариупольце с террористами. Ведь уже ночью, по словам Юрия, к нему в дом начали ломиться неизвестные, которые звали его "поговорить на улицу".

"Там нет никакой защиты. Милиция, как и СБУ, не работает. Правоохранительные органы работают бок о бок с сепаратистами. По крайней мере, когда я уезжал, это было именно так. И, судя по тому, что там происходит сейчас, так оно и осталось", - рассказал нам Юрий.

Той ночью мужчине удалось незаметно выскользнуть из собственного дома. Пару ночей он ночевал у друга – поскольку, по словам его жены, во дворе его поджидали люди с георгиевскими ленточками. В итоге Юрий вынужден был спасаться бегством – и оказался в Луцке. В родном городе у него осталась жена и сын.

Там нет никакой защиты. Милиция, как и СБУ, не работает. Правоохранительные органы работают бок о бок с сепаратистами

Юрий рассказывает, что проголосовать на выборах 25 мая ему вряд ли удастся: обстоятельства, прогнавшие его из собственного дома и разлучившие с семьей, в глазах чиновников пока не являются достаточным основанием для голосования не в Мариуполе.

"Я планирую голосовать, но у меня нет регистрации. Есть закон о людях, которые находятся на оккупированных территориях. Донецкая область под него не подпадает, поэтому мне местная власть не предоставляет даже временную регистрацию. Заявление я написал, а что дальше – не знаю", - говорит Юрий.

Вернуться домой мужчина не может – опасается за собственную жизнь.

"Мне очень тяжело, я не знаю, что мне делать. Мне и вернуться хочется, семью забрать. Жене звоню, а она говорит: ни в коем случае не возвращайся. Потому что в Мариуполе уже даже на вокзалах стоят – смотрят, кто приезжает. Словом, у меня сейчас не то состояние, чтобы ходить по судам, отстаивать свое право голоса", - говорит Юрий.

Луцкие активисты уже обратились к региональной миграционной службе с просьбой помочь решить вопрос с волеизъявлением для Юрия и тех, кто оказался в схожей ситуации. И поднимать вопрос о решении проблемы выборов для жителей востока Украины перед государственной миграционной службой. Но пока органы власти предлагают вместо вариантов решения проблемы банальные отписки.