УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Мой номер 245...

Мой номер 245...

19 мая был последний день приема заявлений от тех, кто хочет проголосовать на выборах не по месту регистрации. "Обозреватель" смотрел, как воспользовались последним шансом проголосовать в Киеве те, кто приехал в столицу из других регионов.

По сравнению с тем, что видел "Обозреватель" в отделе ведения реестра избирателей в Шевченковском районе в минувшую пятницу, в последний день приема заявлений – значительно меньше народу. Правда, как выяснилось, это обманчивое впечатление: в отличие от пятницы люди в понедельник начали самоорганизовываться.

"Слава Богу, люди самоорганизовались, составили списки. Теперь более-менее есть порядок в том, что происходит. Но очень медленно", - рассказывает Татьяна из Полтавщины.

Она живет и работает в Киеве. О возможности сменить место голосования слышала давно, но выбралась лишь в последний день. "Я на прошлой неделе еще начала этим заниматься. Сделала заказ на справку с места работы. Три дня ее делали. Сюда пришла только сегодня. Говорили, что по возможности будут принимать, пока будет нужно и пока будет работать база ЦИК. Передо мной еще человек 50. Успею ли - увидим. По возможности буду ехать на место постоянной регистрации. Если нет – буду плакать", - полушутя-полусерьезно говорит Татьяна.

"А они что – и в выходные работали? Мне сказали, что в выходные сюда ехать нет смысла", - включается в разговор Наталья из Днепропетровска. Она также настроена решительно и намерена стоять столько, сколько понадобится. "Я сегодня отпросилась с работы, прибежала. В списках - 354-ая. Пройду, не пройду - даже не представляю. Не думала даже, что такие очереди тут. Учитывая, что сейчас называют 115-120 номера, представляете, когда я пойду?", - сетует женщина.

"Я настроена стоять до конца. Очень хочу проголосовать. Уже в принципе определилась, за кого. Не хочу просто голос свой, свой бюллетень никому дарить. Принципиально уже. Надеемся, что за один тур выберем президента и во второй раз все это проходить не придется", - добавляет Наталья.

Чтобы узнать, сколько же людей на самом деле сегодня к обеду пришли подать заявление, нас направляют туда, где формируются списки стоящих в очереди. Девушка с импровизированным списком окружена желающими сменить место голосования. Она вписывает фамилии людей и вручает им самодельные талончики с указанием фамилии и порядкового номера в очереди – наподобие тех, которые выдают в очереди к стоматологу. Когда мы подходим к ней, она записывает 371 фамилию.

"Девушка, запишите меня. Моя фамилия – Медведев!, - проталкивается сквозь обступивших девушку людей молодой парень. Получает свой талончик и короткий инструктаж: "Почта напротив, сделайте ксерокопию паспорта – там знают, какие страницы, и не забудьте взять бланк заявления, вот он".

Лена рассказывает: обязанность вести список ставших в очередь "унаследовала" от предшественницы. "Я пришла около 12 – мне дали этот список. Я тут 257. Успею ли – не знаю. Обещали, что будут принимать "до победного", пока ЦИК не закроет реестр", - рассказывает нам девушка.

"Пусть попробуют меня не принять!", - возмущается мужчина в возрасте, записавшийся в очередь минут 5 назад. "Я умею убеждать. Если все-таки не примут – так и будет. У меня нет ни времени, ни желания по судам бегать", - объясняет он нам.

"Только что у нас зашла женщина под 120 номером – но реально прошло человек 60. Многие либо не дожидаются, либо выходят на улицу подышать. Если возвращаются – мы их пропускаем. И очередь опять стопорится", - рассказывает Лена.

Наш разговор прерывает еще один желающий записаться. "Как ваша фамилия?", - спрашивает девушка. "Медведев", - отвечает парень. "Как, еще один?", - удивляется Елена. А первый Медведев со словами "мы не родственники" уже спешит познакомиться с однофамильцем. Забавное совпадение вызывает улыбки на лицах присутствующих.

Правда, оживление длится недолго. На улице +30, а в тесных коридорах, битком набитых людьми, - и того больше. От жары и духоты не спасают даже открытые двери кабинетов. Кто-то, опасаясь пропустить свою очередь, стоит посреди коридора. Кто-то подпирает стены. Кому-то повезло занять один из нескольких стульев. А некоторые уселись прямо на полу.

Среди обосновавшихся на казенном кафеле – студентка Катя из Симферополя. У нее в Крыму осталась семья. Сама девушка специально ездила домой, чтобы написать отказ от российского гражданства. "Там тоже пришлось отстоять большую очередь – с 9 до 17. Но ничего, написала. Я – украинка, поэтому приняла решение оставаться гражданкой своей родной страны", - рассказывает Катя.

Голосование для нее – дело чести. Катерина убеждена, что выборы президента действительно помогут остановить то безумие, которое сейчас творится в нашей стране.

С семьей девушка созванивается часто. Говорит, рассказы о пустых полках и взлетевших до небес ценах – не выдумка. "Действительно, в магазинах пустые полки. Моя подруга хотела купить телефон – даже с этим там проблемы. Не говоря уже о продуктах. Да и цены подскочили серьезно. Если не считать этого, то единственное, в чем ощущается, что Крым – это уже другое государство, то это в том, что там уже во всю ходят рубли", - говорит она.

Единственная отрада для тех, кому уж совсем стало дурно от духоты – распахнутые двери черного входа, ведущие на внутренний дворик.

Там находим крымчанина Алексея. Правда, он уже 10 лет живет в Киеве. Говорит, малую родину покинул, поскольку там не видел для себя перспектив (он занимается музыкой). О давнем выборе не жалеет и возвращаться домой не планирует. "В Крым ехать у меня нет ни времени, ни желания. Хотя у меня там мама осталась, в Керчи. Она рассказывает, что уже получает пенсию в рублях – только вот больше ли стало денег, пока непонятно. Плюс – надо будет посмотреть, что с ценами будет", - говорит Алексей.

Он твердо намерен добиться возможности проголосовать на президентских выборах. "Я 10 лет живу на материковой Украине и люблю свою родину. Не хочу, чтобы моим голосом воспользовались. Думаю, удостоверение я сегодня получу – я в списках под 153 номером", - говорит Алексей.

А Оксане из Полтавской области осталось простоять всего ничего: между ней и заветным удостоверением – всего 8 человек. Правда, сегодня она пришла в третий раз: перед тем ходила в аналогичный отдел в Подольском районе, где, после того, как она отстояла не менее впечатляющую очередь, ее отправили в Шевченковский район. В первый свой визит в этот отдел девушка на прием к специалисту так и не попала. "Ну, надеюсь, что сегодня уже точно попаду! Хотя, если бы не попала – рассматривала вариант ехать голосовать дома", - объясняет она нам. Как и многие, она пришла сюда еще до 9 утра – задолго до того, как начали принимать заявления. И уже застала немалую очередь.

Очередь в кабинеты, где принимают заявления на временную смену места голосования – не единственная. Почти такая же, в 300 с лишним человек, в кабинет, где принимают киевлян, по каким-либо причинам не внесенных в списки. Тут взяли на вооружение опыт коллег по несчастью и также взялись формировать списки. Хотя и без "талонов". Однако, как и в первой очереди, люди, несмотря на усталость, друг с другом общаются предельно вежливо. И терпеливо ждут. Хотя и не уверены, что очередь дойдет до всех: при нас из кабинета выглянула начальник отдела и заявила, что сегодня, в последний день, прием будет закончен ровно в 18.00.

Тем, кто таки "вырвал" свое право прийти и проголосовать 25 мая на выборах президента Украины, расслабляться не следует. Аналогичную процедуру подачи заявлений всем желающим придется пройти еще раз, перед вторым туром голосования. Как сообщили "Обозревателю" в пресс-службе ЦИК, начинать подавать заявления на временную смену места голосования можно чуть ли не на следующий день после первого тура.

В службе-распорядителе Государственного реестра избирателей относительно начала подачи заявлений менее категоричны. "Пока мы можем только сказать, что прием заявлений на временное изменение места голосования будет прекращен за 5 дней до проведения второго тура. В законе предусмотрено, что он может состояться через три недели после первого", - заявил "Обозревателю" заместитель начальника службы-распорядителя Александр Стельмах.

Когда же начнут принимать заявления – пока непонятно. По закону, для начала следует дождаться решения ЦИК, чтобы, как минимум, четко знать, что второй тур таки состоится.

В идеале, нужно также подождать формирования избирательных комиссий, члены которых также голосуют не по месту прописки. Однако в Госреестре избирателей опасаются, что в этом случае для приема заявлений почти не останется времени. "У нас на это останется, грубо говоря, неделя. Поэтому, думаю, мы будем просить у ЦИК позволить принимать заявления, как только станут известны предварительные результаты первого тура. На самом деле, нужно было бы начать уже с понедельника, 26 мая", - говорит Стельмах.

Всем желающим воспользоваться правом временной смены места голосования и во втором туре Стельмах советует следить за объявлениями ЦИК и не затягивать с подачей заявлений. Тогда и работникам отделов ведения реестров будет легче, и сами люди смогут свести к минимуму неприятные часы стояния в очереди.

Фото: Юрий Нагорный