УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Убийство в Гюмри: кто будет судить российского военнослужащего?

3,2 т.
Убийство в Гюмри: кто будет судить российского военнослужащего?

Расстрел российским военнослужащим семьи из 7 человек в Гюмри остается в Армении темой номер один. До сих пор неясно, правосудие какой страны вынесет преступнику вердикт.

Напряженная обстановка сложилась в Гюмри после того как 12 января сбежавший с оружием из российской части рядовой-срочник Валерий Пермяков из автомата расстрелял 7 членов семьи Аветисян. Самому старшему было 56 лет, младшей - два года. Полугодовалый ребенок, за жизнь которого боролись врачи, сегодня, 19 января, скончался в больнице.

13 января Пермякова при попытке пересечь армяно-турецкую границу задержали российские пограничники и передали на российскую военную базу. Солдат своей вины отрицать не стал. Он рассказал следователям, что хотел выпить воды, попытался проникнуть в дом Аветисянов, но когда кто-то из них проснулся, испугался, что его выдадут и открыл стрельбу. Российский гарнизонный суд избрал в отношении военнослужащего меру пресечения в виде заключения под стражу. Пермякову предъявлено обвинение в дезертирстве с табельным оружием и убийстве. Уголовное дело возбудила и армянская сторона, однако дезертир по-прежнему находится на территории военной базы в Гюмри.

Чего требуют участники акций протеста?

14 и 15 января жители Еревана и Гюмри вышли на улицы с требованием передать Валерия Пермякова армянскому правосудию. Особенно напряженной была ситуация в Гюмри, где несколько тысяч человек заблокировали здание прокуратуры, а затем попытались пройти к консульству России. Демонстранты бросали в полицейских камни, те в ответ - светошумовые гранаты. В столкновениях пострадали более 20 человек, включая самих полицейских. В Ереване полиция задержала порядка двух десятков гражданских активистов, вышедших на акцию протеста перед посольством России и Генпрокуратурой республики.

Как сказал DW член Совета старейшин мэрии Гюмри Левон Барсегян, "люди требуют, чтобы обвиняемый был передан правоохранителям Армении, тогда как обвинение предъявлено российской стороной". Он считает, что именно армянские правоохранительные органы должны выдать решение об аресте, обвиняемый должен содержаться в заключении у армянской стороны, и именно армяне должны провести судебное разбирательство.

Конституция выше международных соглашений

Юридическая же коллизия состоит в том, что российская сторона на основании Конституции РФ не выдает своих граждан. Об этом напомнил DW эксперт по международному праву Ара Казарян. Российская сторона подчеркивает, что гражданин РФ "по стечению обстоятельств" находится под ее юрисдикцией. Ара Казарян недоумевает, как обнаруженный на границе подозреваемый оказался в российской военной части в обход правоохранительных органов Армении.

Он не исключает "фактора политического давления со стороны России": Армения, на его взгляд, "в этом случае была вынуждена отступить и позволила российским военным забрать солдата на базу". С момента же, когда иностранный солдат оказывается на базе своей страны, он становится недоступным местным властям, разъясняет Казарян.

"При этом в армяно-российском соглашении о нахождении российской военной базы на территории Армении, четко прописано, что расследование дел о преступлениях, не направленных против РФ и совершенных за пределами территории войсковой части, проводят правоохранительные органы Армении в соответствии с собственными законами", - напомнил DW юрист.

Роль военной базы

Власти Армении и России призывают не политизировать ситуацию вокруг Пермякова, однако Россия, отказываясь от буквы и духа соглашения о военной базе в Армении, сама политизирует ситуацию, считает бывший глава Службы нацбезопасности Армении Давид Шахназарян. "В Армении хотят не самосуда над убийцей 7 человек, а справедливого и всестороннего расследования дела армянскими правоохранителями и открытого суда на территории Армении", - заявил он DW. Шахназарян сказал, что "варварское преступление было совершено оружием, принадлежащим военным базы в Гюмри". За это, по его словам, несут ответственность власти России.

Военный эксперт Сергей Минасян также уверен в том, что главной причиной недовольства жителей Гюмри, вышедших на акции протеста, стало решение командования российской базы о невыдаче военнослужащего. Сама база, заявил эксперт в беседе с DW, важна не только своей номинальной ценностью (она сравнительна небольшая, бригадного уровня, хотя и включает в себя ЗРК С-300В и Бук-М-1-2, батарею РСЗО "Смерч" и эскадрилью истребителей МиГ-29). "Для Армении важна также политическая значимость присутствия военной базы ядерной державы на своих границах", - уверен эксперт.

"В обозримом будущем у Армении нет возможности получить хоть какие-то гарантии безопасности от других стран, поэтому фактор базы для Армении еще долго будет оставаться почти безальтернативным", - заключил эксперт. Этим Минасян объясняет, почему подавляющее большинство армян не требует вывода российской базы с территории Армении.По обновленному договору от 2010 года база на территории Армении будет дислоцироваться до 2044 года.

Напряженность сохраняется

Между тем в Армении многие считают, что акций протеста могло и не быть. Ситуация накалилась после того, как люди поняли, что Россия не собирается выполнять свои международные обязательства, в частности, соглашение между Армений и Россией о дислокации российской военной базы на территории Армении, а армянские власти закрывают на это глаза.

Протестное движение не вылилось за пределы Еревана и Гюмри, хотя напряженность и обеспокоенность произошедшим чувствуется везде. Наблюдатели отмечают, что гражданское общество не очень организованно, поэтому для властей не составляет труда сдерживать протесты. При этом чувствуется, что они опасаются перегнуть палку, быстро отпуская задержанных и призывая полицию к сдержанности во время акций протеста.