УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Дело Власенко: начало конца парламента

Дело Власенко: начало конца парламента

Дело Власенко – только повод. Но то, что он оказался в эпицентре этих событий – достаточно закономерно и показательно

Депутатам-совместителям – не место в высшем законодательном органе страны. В парламенте показательно лишили мандатов двоих нардепов – члена "Батьківщини", по совместительству адвоката Сергея Власенко и – для баланса – члена Партии регионов, по совместительству бизнесмена Андрея Веревского.

Что это было? И главное – почему именно сейчас? Будут ли новые жертвы? Идет ли "неудобный" парламент к своему логическому завершению – роспуску? Что будет с законодательством для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и с самим процессом евроинтеграции при нынешней неработающей Раде?

Своим мнением на этот счет в пресс-центре "Обозревателя" поделились: директор Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко и директор Международного института демократий, председатель правления Центра социологических и политологических исследований "Соціовимір" Сергей Таран.

"Обозреватель": Почему тема "депутатов-совместителей" актуализировалась именно сейчас?

Сергей Таран: Дело Власенко – только повод. На самом деле, есть три фактора, которые всегда будут дестабилизировать работу этого парламента. Первый фактор – тот, что оппозиция пытается отстаивать свои права. Очевидно, что то, что происходит в парламенте, очень часто является нарушением прав оппозиции. Этот фактор всегда будет дестабилизировать работу парламента.

Второй фактор не такой очевидный, но он тоже есть – это борьба внутри Партии регионов за влияние на работу парламента. Мы знаем, что в парламенте всегда были люди, так называемые "директора парламента", которые так или иначе влияли на работу Верховной Рады. Сейчас на позицию "директора парламента" претендуют, как минимум, двое людей.

Третий фактор был всегда – это попытка дискредитировать парламент со стороны президента. Сколько у нас существовал парламент и сколько существовал президент, между этими ветвями власти всегда была борьба. Так или иначе, президент всегда объективно заинтересован в дискредитации парламента, поскольку тогда он выглядит единственной легитимной властью.

Дело Власенко – только повод. Если не будет дела Власенко, будут другие дела – до тех пор, пока эти факторы оказывают влияние на работу парламента.

Как избавиться от них? Очень просто. Нужно максимально вывести политику из тени, сделать ее максимально прозрачной. Для этого нужно персональное голосование, персональная ответственность, нужно, чтобы парламент реально влиял на назначения в правительстве, чтобы члены правительства отчитывались перед парламентариями или хотя бы отвечали на их вопросы.

Владимир Фесенко: Действительно, сегодня самый интересный вопрос: почему? Думаю, дело Власенко – только повод. Но то, что он оказался в эпицентре этих событий – достаточно закономерно и показательно. Я думаю, его выбрали сознательно по разным причинам. Поэтому версий может быть много.

Первая версия – все это сделано для того, чтобы выключить Власенко как "коммуникатора" с Тимошенко. Он один из немногих, кто имеет фактически прямой доступ к Тимошенко – именно благодаря адвокатскому статусу. Поэтому попытка лишить его не просто мандата, а еще и адвокатского статуса – попытка усложнить коммуникацию Тимошенко с внешним миром.

Вторая версия – персональная. Это показательное наказание Власенко. Не секрет, что у него есть недоброжелатели во власти. Думаю, сейчас их количество увеличилось и его отношения с прокуратурой значительно усложнились за время его работы по защите Тимошенко. Я не исключаю, что кто-то хочет его и арестовать, хотя, по-моему, это был бы ошибочный и негативный вариант развития событий – прежде всего, для самой власти.

Третья версия – системная. Это реванш большинства. Большинству нужно отыграться, продемонстрировать, что оно тоже требует справедливости в социально значимых вопросах. Если УДАР требовал персонального голосования, большинство требует борьбы с совместителями. Здесь тоже надо выполнять Конституцию.

Четвертая версия – парадоксально-конспирологическая. Кто сейчас блокирует Верховную Раду? "Батьківщина". Такое чувство, что "Батьківщина" ожидала своей очереди поблокировать ВР – им тоже надо попиариться. Но что меня настораживает – это то, что информация о возможном аресте Власенко, допустимом только в случае лишения неприкосновенности или мандата, - впервые прозвучала из уст Ребекки Хармс еще до брюссельского саммита. Поэтому версия, которая сейчас очень популярна в экспертной среде – о совместной игре большинства и оппозиции.

И последняя версия – все это сделано для того, чтобы дискредитировать и дестабилизировать Верховную Раду. Было очевидно, что даже попытка лишения Власенко мандата может привести к очередному блокированию. Здесь мне кажется, что кое-кто может быть заинтересован в том, чтобы дискредитировать весь состав парламента. Я не исключаю, что часть президентской команды, возможно, начала игру на перевыборы. В частности, для того, чтобы выровнять дисбаланс во фракции Партии регионов либо во влиянии на парламент.

Единственное, что вселяет оптимизм – то, что предыдущая Верховная Рада начинала с таких же конфликтов. Поэтому, возможно, еще есть шанс прийти в нормальное состояние.

Как можно выйти из ситуации? Сейчас выходить будет очень тяжело, хотя формально есть простой выход – нужно было бы отозвать иск в суд, но этого сделано не было. Или сейчас, если суд оставит мандат Власенко, проблема практически снимается. Но созданный прецедент станет миной замедленного действия.

"Обозреватель": Среди депутатов-совместителей есть также певица Таисия Повалий и боксер Виталий Кличко. Как быть с ними?

Владимир Фесенко: Кстати, это говорит об отсутствии опыта у Кличко. Он сам сказал: вот, у меня есть спортивная лицензия и ее можно использовать против меня.

Мы помним грустный опыт Русланы Лыжичко. Думаю, Таисия Повалий – прекрасная певица. Она посмотрит и поймет, что это – не ее. Возможно, ей лучше воспользоваться этой возможностью и вернуться к нормальной творческой деятельности. Свою миссию как второй номер списка Партии регионов она выполнила. Таким образом она и партии поможет продемонстрировать "очищение" от совместителей, и в то ж время использует это для себя.

Еще одна деталь: у ПР не хватает бойцов. Повалий ведь не будет биться возле трибуны. Но говорят, что в резерве списка Партии регионов есть парни, которые могут выполнять и бойцовские функции (смеется).

Сергей Таран: Это проблемы не решит – один-два бойца…

Владимир Фесенко: Но все-таки. Там нужен "спецотряд", там ведь не вся фракция принимает участие. Нужно, чтобы было десятка два бойцов.

Но для Кличко это вызов. Действительно, если это станет своеобразным юридическим "casus belli", тогда это будет поводом для него сделать, наконец, выбор в пользу политики и "завязать" со спортом. Если же нет, то это может быть использовано против него.

Другое дело, что, как и в случае с Власенко, в случае с такими известными оппозиционерами это, к сожалению, будет очень серьезным аргументом для представителей европейской и международной общественности, чтобы говорить о том, что у нас есть проблемы с демократией.

Сергей Таран: Думаю, у регионалов будет шанс избавиться от нескольких своих соратников только в том случае, если Партия регионов не сможет гарантировать персональное голосование, а такие механизмы будут реально действовать. Тогда, очевидно, что в среде Партии регионов будет поставлен вопрос, чтобы отдельные депутаты, которые не могут лично голосовать, не голосовали, лишались мандата, либо будет идти речь о каких-то общих комбинациях, в том числе с разменом с оппозицией.

"Обозреватель": Сможет ли Украина вовремя выполнить "домашнее задание" Евросоюза в рамках подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации при нынешней ситуации в парламенте?

Владимир Фесенко: При недействующем парламенте – точно не сможет. Действительно, есть несколько негативных последствий, некоторые из них уже проявились. Парламентский кризис – аргумент для тех европейцев, которые и так критически к нам относились.

Если события будут развиваться таким образом, то просто не хватит времени на разрешение законодательной части нашего "домашнего задания". Там и так могут быть проблемы – в частности, по Избирательному кодексу компромисс пока не наблюдается.

Сергей Таран: Безусловно, это очень большая проблема. Как-то за месяц до саммита я пошутил: главное для Януковича – за это время не арестовать никого нового. Тогда я не думал, что эта шутка будет так серьезно воспринята (смеется). Думаю, для украинской власти сейчас важно хотя бы не наделать новых глупостей и хотя бы продемонстрировать готовность к реформам, хотя бы начать принимать законопроекты, которые нужны для наших обязательств перед Европой. Если это будет сделано, думаю, Европа сможет, по крайней мере, подписать соглашение.

Ратификация будет отдельным вопросом – собственно, там будет следующая часть "торга".

"Обозреватель": Вчера снова включился "счетчик", отмеряющий дни до очередной возможности распустить Раду на законных основаниях. Дойдет ли до этого?

Владимир Фесенко: Если в начале февраля, когда началось первое блокирование, я говорил о том, что не верю в это, поскольку рационально депутаты не заинтересованы в этом, а также большинство политических сил и сам Президент, то, глядя на то, как развиваются события, у меня такое чувство, что, как минимум, некоторые представители президентской команды могут быть в этом заинтересованы.

Сергей Таран: Ключевым вопросом будет такой: есть ли у большинства 226 гарантированных голосов для принятия нового закона о выборах, которые бы проходили исключительно по мажоритарной системе. Если этого нет, то все разговоры о досрочных выборах – сотрясение воздуха. Даже по действующему закону большинство получает в новой Раде намного худший результат. Да, в среде фракции Партии регионов могут появиться силы, которые усилят свои позиции, но этого может быть недостаточно для президента, чтобы подписать закон о досрочных выборах, если будет очевидно, что ПР получит меньшинство.

Кроме того, отдельный вопрос – будет ли большая польза Партии регионов от фракции мажоритарщиков, сможет ли она их контролировать так, как когда депутаты хотя бы частично избраны по списку. Есть резервы. Это внефракционные депутаты. Но коммунисты на это не пойдут, поскольку по мажоритарной системе они наберут 1-2 мажоритарщика. По сути, КПУ будет обречена в случае принятия нового закона. Не нужно также исключать, что отдельные депутаты-мажоритарщики, избранные от оппозиции, также захотят играть в свою игру.

Читайте новости по итогам пресс-конференции:

Фесенко порекомендовал ВАСУ принять верное решение по Власенко

Политолог о деле Власенко: кое-кто начал игру на перевыборы

Политолог назвал три причины, почему ВР никогда не успокоится

Фесенко советует Повалий отказаться от мандата: свою миссию она выполнила