УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Свобода": как три пальца об мандат

'Свобода': как три пальца об мандат

Новая Верховная Рада разживется на две новые фракции - ВО "Свобода" и УДАР. И если во фракции Виталия Кличко будут люди, уже носившие мандат, то "Свобода" - сплошь из новичков, если, конечно, не считать лидера - Олега Тягнибока, который с 1998 г. неоднократно бывал депутатом.

Что такое УДАР как парламентская фракция, в принципе, несложно догадаться. Этакий гибрид обезъюленной "Батькивщины", походившего в зал тренажеров Фронта Змин и проведшей операцию по смене пола "Украины-Вперед!". То есть нечто в идейном плане предельно невнятное, но пока оппозиционное. ВО "Свобода" столь же серьезно отличается от "ударных" коллег, сколь нарисованная на их флаге комбинация из трех пальцев отличается от боксерского кулака.

Из всей фракции можно выделить группу "записных" свободовцев - тех, кого мы привыкли видеть на экране, тех кто служит лицом и луженой глоткой партии. Это, разумеется, сам Олег Тягнибок, артист Богдан Бенюк, боец ток-шоу и избиркома Андрей Мохник, звезда спортивного телевидения Игорь Мирошниченко, сын полунепризнанного полугения украинского кинематографа Андрей Ильенко и борец с чернокожими певицами Юрий Сиротюк.

Из этой компании наибольший оптимизм внушает, как ни странно, Богдан Бенюк - он, по крайней мере, всю жизнь занимался конкретным делом, и в вопросах развития украинской культуры может принести определенную пользу. Остальные же (даже работавший в системе образования Мохник) слишком увлечены абстрактной партийной идеологией и - что еще хуже - ее воплощением в реальность. А это значит, что парламент получил компанию профессиональных говорунов и - при случае - кулачных бойцов. Конечно, помимо того, они еще и проявят талант вести переговоры, плести интриги и выстраивать хитрые комбинации - не только из трех пальцев - и мы станем зрителями этого спектакля.

Другая группа в будущей фракции "Свобода" - так называемые "львовские". Среди них немало таких же "идейных борцов", как и среди киевских - те же Юрий Михальчишин и Ирина Фарион, например. Но, как ни странно, славится львовская "Свобода" восе не этим. Благодаря подавляющему присутствию представителей этой партии в львовском городском и областном советах, тамошняя "Свобода" приобрела уже славу местной "молодой команды" - за "особое отношение" к львовской земле, очень схожее с отношением команды Черновецкого к земле киевской. И если учесть, что среди депутатов ВР от "Свободы" будет нынешний глава Львовского облсовета Олег Панькевич, мимо которого, разумеется, не прошел ни один земельный вопрос в области, то можно представить, как раззудится плечо у львовских землемеров, получивших свое представительство в парламенте.

Среди свободовцев - адвокаты Олег Махницкий и Ирина Сех. Махницкий успел поработать следователем прокуратуры, а потом раскрутился до совладельца адвокатского объединения и стал депутатом Львовского горсовета - разумеется, как представитель "Свободы". Ирина Сех известна не только как юрист - она депутат Львовского облсовета, глава фракции ВО "Свобода" и родная сестра все того же Олега Панькевича.

Так что у львовских национал-почвенников есть неслабое юридичесоке прикрытие, скрепленное родственными связями, которое только усилится с приобретением депутатских мандатов.

Узы братства связывают также одного из львовских мажоритарщиков с самим лидером партии: жители Карпат провели в Раду брата Олега Тягнибока - бизнесмена и давнего члена партии Андрея.

На этом фоне неожиданно бледно смотрится та же Ирина Фарион - ее удел эпатажные выбрыки и провоцирование всяких колесниченок и марковых на банальную драку. А серьезные национально-сознательные пацаны будут решать серьезные же вопросы. Впрочем, с нами могут не согласиться те, для кого политика - это прежде всего яркая картинка. Для них Фарион незаменима.

Вообще, из 37 депутатов от ВО "Свобода" - 11 жителей Львовской области, включая Тягнибока. Включая Тягнибока же, во фракции 10 киевлян - итого 20. Еще шестеро мажоритарщиков и шестеро же списочников - представители западных областей, не считая Львовской. Лишь трое списочников, прошедших в парламент, представляют не Западную Украину и не столицу - это "свободовцы" из Одесской, Черкасской и Харьковской областей.

И лишь один мажоритарщик от "Свободы" победил на Левобережной Украине - это Юрий Бублик с Полтавщины. Коваливский сельский голова вступил в ВО "Свобода" пару лет назад. Он прославился жесткой борьбой с районной властью из-за вопросов земли и местного самоуправления. Дело дошло даже до условного трехлетнего тюремного срока, которій получил Бублик в подарок от райрады. Но, похоже, это только подняло его популярность. В кратком комментарии "Обозревателю" Юрий Бублик раскрыл свои планы:

- Вы больше кандидат от партии или от избирателей?

- Я висунутий партією "Свобода", я є командним гравцем, а поряд з тим - я депутат-мажоритарник, прив’язаний до певної території - 145-го виборчого округу. Тому доведеться балансувати, бути і мажоритарником, і представником політичної сили.

- Які ваші плани щодо Верховної Ради?

- Працювати, працювати й працювати. На Україну. Мені цікаве місцеве самоврядування. Воно потребує термінового реформування. Треба цю форму демократії перетворити дійсно на народовладдя, яке притаманне українській нації. Думаю, у комітеті з місцевого самоврядування попрацюємо для максимальної самореалізації.

Удастся ли Юрию Бублику воплотить в жизнь свои мечты о реформировании местного самоуправления, вопрос пока тёмный - как и само будущее новой Рады. Но у него, по крайней мере, преобладают практические вопросы, а не фантазии об этническом превосходстве и национальном доминировании. Однако определять политику фракции будет не он.

Явный количественный перекос во фракции ВО "Свобода" в сторону львовян создаст очевидный качественный перекос в сторону бесплодных радикальных идей и, соответственно, конфликтного дискурса. А это, в свою очередь, не будет способствовать дрейфу "Свободы" в сторону умеренного национализма, о чем мечтает значительная часть ее не отягощенных знанием логики избирателей. Нет, договариваться "Свобода" будет - без этого в Раде никак. Но лишь по конкретным вопросам, содержание которых не предназначено для широкой общественности.