УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Выборы-2012: картина будущего парламента

Выборы-2012: картина будущего парламента

Парламентские выборы в Украине, которые пройдут 28 октября, впервые за последние 10 лет состоятся по смешанной системе – 225 депутатов будут избраны по партийным спискам, и еще 225 – по мажоритарным округам. Переход с партийной системы на смешанную во многом обусловлен конъюнктурными интересами, как партии власти, так и значительной части оппозиции. Первым по старой системе, с учетом значительно упавшей популярности Партии регионов и Виктора Януковича, рассчитывать (даже при использовании админресурса) на итоговую победу было бы крайне сложно. Вторые же устали быть заложниками кучки партийных лидеров, от которых зависит распределение проходных мест в партийных списках. Таким образом, изменение избирательной системы в редком порыве объединило власть и оппозицию.

Кроме того, Администрации Президента удалось протащить через парламент еще одно немаловажное (как для украинских реалий) новшество – поднятие проходного барьера с 3 до 5%. Специфика украинской партийной системы такова, что наибольший спектр партий представлен именно для западного избирателя. А потому поднятие проходного барьера выгодно исключительно действующей власти – все голоса, которые на выборах недоберет "западная партийная мелочевка", будут распределены по пропорциональной системе среди партий-гигантов. Это значит, что по итогам выборов та же Партия регионов получит несколько депутатских мандатов только за счет распыления голосов западных избирателей.

Партия регионов. Обреченные на победу

Нельзя сказать, что партия власти к этим выборам подошла без проблем, однако все познается в сравнении с конкурентами. А на фоне как раз конкурентов, "регионалы" выглядят уверенными фаворитами. Успев накануне выборов продавить закон о языках, "регионалы" не только смогли консолидировать своего юго-восточного избирателя, но еще и перевели избирательную кампанию в выгодное для себя политическое русло. При этом политизируют кампанию как раз оппоненты ПР, в то время как партия власти в своей избирательной кампании эксплуатирует практически те же лозунги, что и в кампаниях 2006 и 2007 годов – экономическую социалку и бездарное наследие "оранжевых". Важным фактором избирательной кампании ПР является почти тотальное присутствие партии в центральных СМИ Украины, а также использование мощного административного ресурса на местах. В результате при достаточно скромных успехах "регионалов" в экономической сфере, накануне выборов рейтинг партии составляет почти феноменальные 30 (с хвостиком) процентов. С учетом того, что окружные комиссии были созданы (опять же, в разгар "языковой войны") тотально под интересы Партии регионов, вполне очевидно, что при подсчете голосов партии власти удастся "накинуть" себе еще 3-5%. А это значит, что при благоприятных условиях, "регионалы" по партийным спискам смогут получить до 80 мандатов.

Еще более радужные перспективы партию власти ожидают на мажоритарных округах. Юго-восточные области Украины полностью закрыты для оппозиции, и там "регионалы" ведут конкуренцию разве что с коммунистами (изредка) и относительно независимыми самовыдвиженцами. Однако специфика работы в мажоритарных округах юго-востока такова, что даже сильные кандидаты-самовыдвиженцы в случае своего избрания с огромной вероятностью войдут в пропрезидентское коалиционное большинство нового состава парламента.

Значительно тоньше проводит работу партия власти в центральных и даже западных мажоритарных округах Украины. Здесь кандидаты от ПР или максимально дистанцируются от "материнской партии" и позиционируют себя исключительно в образе "хозяйственников", пытаясь исключить из предвыборной кампании политическую составляющую. Или же происходит еще более тонкая игра, и партия власти проводит будущих депутатов пропрезидентской коалиции через их оппозиционность… Партии регионов. Так министр экономики Петр Порошенко ведет свою группу кандидатов по Винницкой и Житомирской областям. Вячеслав Каськив – глава Госагентства по инновационной деятельности при Администрации Президента – аффилированно ввел своих кандидатов в УДАР Кличко, и ведет их, как оппозиционных по 6 округам Киева. В Украине сегодня существуют десятки округов, когда формально борьбу ведет между собой представитель власти и оппозиционер, но вне зависимости от результатов выборов, победитель уже "согласован" в качестве участника пропрезидентской коалиции в парламенте.

С академической точностью сказать, какими итогами обернутся для ПР эти выборы, пока что достаточно сложно – есть свои нюансы и по борьбе партий, и, тем более, по мажоритарным округам. Но с осторожностью можно предположить, что общие результаты для Администрации Президента будут приближены к триумфальным.

Объединенная оппозиция. Может, и не вторые

Коалиция лидера "Фронта змін" Арсения Яценюка с заключенной Юлией Тимошенко по своей задумке преследовало сугубо инструментальную цель – вытеснить с правого фланга всех мелких конкурентов, и аккумулировать вокруг себя максимальное число сторонников. Но как традиционно бывает среди экс-"оранжевых", все эти объединения с треском провалились. Во-первых, сам союз Яценюка с Тимошенко носит сугубо конъюнктурный характер. Первому не нужно освобождение Тимошенко как минимум до 2015 года – когда Арсений Яценюк смог бы выступить единым кандидатом от оппозиции на президентских выборах. Тимошенко же напротив, именно в победе объединенной оппозиции, видит(ла) залог своего освобождения. Во-вторых, объединенная оппозиция не смогла объединить вокруг себя ни крайне правых (ультра-националисты из "Свободы" пошли своей колонной), ни что самое опасное для ОО – умеренных, во главе с Виталией Кличко. Последний оказался для "объединенных оппозиционеров" неожиданно еще большим злом, чем Партия регионов, так как именно партия Кличко по результатам выборов даже может занять второе место. В случае такого сценария это будет означать крах вообще всей идеи создавать объединенную оппозицию.

Еще более печальна ситуация у объединенной оппозиции в мажоритарных округах. Если охарактеризовать ситуацию лаконично, то там вообще не ведется никакой системной и координированной работы. Кандидаты от объединенной оппозиции работают в округах сообразно местным реалиям, и практически во всех случаях без какого-либо финансирования с центра. В таких условиях представители ОО на мандаты могут рассчитывать только в тех округах, где партия власти или конкуренты из УДАРа и "Свободы" выставили совсем слабых кандидатов.

Об общих итогах рассуждать достаточно сложно, но вполне вероятно, что 29 октября объединенную оппозицию постигнет глубокое разочарование.

УДАР. Свои среди чужих

Потребность в "третьей силе" в украинском обществе назрела приблизительно также, как и накануне президентских выборов 2010 года. Тогда "появился" Сергей Тигипко со своей "Сильной Украиной", сейчас Виталий Кличко с УДАРом. При этом в 2010 Тигипко в значительной степени отбирал голоса у Юлии Тимошенко, так и не поддержав ее во втором туре, а Кличко сейчас отбирает голоса у объединенной оппозиции. Разница только в том, что Кличко позиционирует свою силу, как более правую, а значит, его электорат еще сильнее пересекается с избирателями Тимошенко-Яценюка.

После парламентских выборов ситуация с УДАРом, скорее всего, будет следующая. Если Партии регионов, коммунистам и "независимым" мажоритарщикам удастся без проблем сформировать пропрезидентское большинство, то УДАР останется формально оппозиционным. В крайнем случае, от партии Кличко будет "делегировано" необходимое количество депутатов, для формирования этого самого большинства. Но власти, да и персонально Виталию Кличко до 2015 года выгодно будет друг от друга держаться на дистанции. Сегодня Виталий Кличко – это идеальная кандидатура на вытеснение представителя объединенной оппозиции на президентских выборах 2015 года. Тот же Тигипко, как только вошел в правительство Азарова после президентских выборов, весь свой 13%-й рейтинг потерял за полгода. В случае явного союза Виталия Кличко с ПР, его будет ожидать то же самое. Поэтому боксера выгодно попридержать до 2015 года.

КПУ. Власть в оппозиции

Электоральные успехи партии впечатляют впервые после 2002 года. 10%-й рейтинг электоральной поддержки (это при том, что ранее на двух избирательных кампаниях коммунисты проскакивали в парламент почти "впритык") свидетельствует о следующем:

1) коммунисты добирают голоса избирателей, которые за 2 года разочаровались в Партии регионов, а "третьей силы" именно для юго-востока на Украине не существует;

2) в отличие от Партии регионов, КПУ может вести достаточно острую социальную критику власти с генеральным посылом – олигархи украли страну у народа, а мы ее вернем обратно;

3) в технологическом плане коммунисты проводят одну из самых грамотных кампаний среди всех политических партий – острая социалка наряду с простыми и доходчивыми лозунгами, роликами и бордами совершенно не раздражает даже оппозиционного к коммунистам избирателя.

Единственное слабое место коммунистов – это мажоритарные округа, где они традиционно проваливаются. Поэтому 10-12% КПУ в основном будут состоять из депутатов, прошедших по партийным спискам. Хотя и этого вполне хватит (в случае необходимости) для образования в парламенте большинства с Партией регионов. Впрочем, если "регионалы" наберут 226 голосов без коммунистов, существует огромная вероятность того, что КПУ юридически не войдет в коалицию.

Свобода. Цена вопроса

Шансы националистов на проход в парламент остаются, пожалуй, самыми загадочными. Последние официально опубликованные замеры социологов "пропускали" "Свободу" в парламент, хотя по сентябрьским опросам партия Тягнибока еще не набирала 5%. Для Партии регионов "Свобода" хороша тем, что существенно отбирает голоса у объединенной оппозиции в наиболее "ядреных" западных областях – Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской. К тому же, в ряде мажоритарных округов националисты точно пройдут в парламент.

Опасность для "регионалов" заключается в том, что в случае прохода "Свободы" в парламент, вместе с объединенной оппозицией и УДАРом правые силу могут (по партийным спискам) составить большинство. Ну а депутаты-мажоритарщики контролируются значительно сложнее "списочников", и имеют свойство прибиваться к формируемому большинству. И хотя это сценарий маловероятный, "Свобода" в парламенте может создать определенную нервозность.