УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Штефан Шеннах: Автоматически права в ПАСЕ никто России не вернет

2,0 т.
Штефан Шеннах: Автоматически права в ПАСЕ никто России не вернет

В Страсбурге завершается сессия ПАСЕ, на которой, в частности, обсуждались перспективы сотрудничества с Россией. О своем видении проблемы в интервью DW рассказал глава Мониторингового комитета ассамблеи Штефан Шеннах.

На июньской сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы вновь будут обсуждаться полномочия российской делегации. Об этом в интервью DW рассказал глава Мониторингового комитета ассамблеи, австрийский депутат Штефан Шеннах. Однако, по его словам, российские депутаты сами не хотят возвращаться в ПАСЕ до конца года.

DW: Господин Шеннах, означает ли снятие с повестки дня нынешней сессии ПАСЕ вопроса о пересмотре санкций против российской делегации то, что они продлены до конца года?

Штефан Шеннах: Это не совсем точно. Мы вернемся к обсуждению полномочий российской делегации в целом в июне. Согласно резолюции, принятой депутатами ПАСЕ в январе, обсуждение снятия санкций в отношении российской делегации имело свои условия. В ней говорилось, что если Россия продемонстрирует хоть какие-то позитивные сдвиги по поводу конкретных вопросов, тогда в апреле мы будем вести разговор о снятии санкций. Но от имени Мониторингового комитета я заявил, что никакого прогресса не наблюдается, потому нет и необходимости обсуждать этот вопрос. Мою позицию единогласно поддержали в комитете. В январской резолюции четко говорилось также и о том, что в любом случае мы вернемся к пересмотру полномочий российской делегации в целом на июньской сессии. И этот пункт уже не имеет никаких условий.

- Существует ли возможность, что в июне полномочия российской делегации будут подтверждены, право голоса возвращено?

- Вы хотите услышать ответ по процедуре ПАСЕ или ответ политический?

- Хотелось бы услышать оба.

- Согласно процедуре ПАСЕ такая возможность существует. Но если руководствоваться политическим видением ситуации, то такой возможности нет. Господин Пушков заявил, что российская делегация будет бойкотировать ассамблею до конца года. Так почему мы бы нам не удовлетворить желание господина Пушкова? Для того чтобы российская делегация смогла вернуться к полноправному участию в ассамблее, мы хотим видеть прогресс со стороны Москвы. И я не говорю о стопроцентном выполнении всех 21 пунктов, которые были сформулированы в январской резолюции как условие для возвращения прав российской делегации в ПАСЕ. Мы хотим видеть хотя бы минимальный прогресс! Есть несколько символических моментов, если точнее, я говорю о четырех символических шагах. Я не буду называть их вам сейчас, но это четыре первых шага, которые должна сделать российская сторона. И мой политический ответ будет такой: российская делегация не получит полномочий в ПАСЕ до конца года. Потому что сами российские депутаты этого не хотят. Хотя, я думаю, они очень по нас скучают. Я в этом уверен. Так же, как и в том, что Совет Европы хочет видеть нормальные отношения между всеми своими странами-членами. Россия должна продемонстрировать нечто большее, чем то, что она делает сейчас. Она не может просто стоять за углом и выжидать, пока ей вернут полномочия. Ведь автоматически ПАСЕ полномочий не возвращает.

- Вы поддерживаете общение с российской делегацией?

- У меня налажены контакты и с российской, и с украинской делегацией. Как глава Мониторингового комитета ПАСЕ я официально направил российскому руководству несколько писем. Вот, жду ответа. А игнорировать письма главы Мониторингового комитета, который выступает автором доклада о подтверждении полномочий национальной делегации в ассамблее, не самое лучшее.

- Как продвигается написание очередного доклада Мониторингового комитета по России? Я слышала, что российские власти не дают разрешения докладчикам ПАСЕ на визит.

- Давайте, я расскажу вам, о чем были мои три письма к российскому руководству. В первом содержалась просьба разрешить мне вместе с докладчиками ПАСЕ посетить Крым (для въезда на территорию Крыма требуется разрешение украинских и российских властей). Во втором письме была просьба разрешить лично мне как главе Мониторингового комитета посетить Надежду Савченко. В третьем - разрешить нашим докладчицам по вопросам России выполнять свою работу.

- И ни на одно из них вы так и не получили ответа?

- Нет, я все еще жду. Хотя я и не отсылал письма с лошадьми, но думаю, может, нужно больше времени, чтобы мои письма дошли до Москвы, она ведь все-таки дальше от Страсбурга, чем, например, Вена…

- По-вашему мнению, какие еще шаги должна предпринять ПАСЕ, чтобы вернуть Крым Украине?

- Давайте, вы спросите меня об этом в июне.

- Вы не считаете, что ПАСЕ должна назначить спецдокладчика по вопросам Крыма?

- Для начала я хочу поехать в Крым лично как председатель Мониторингового комитета. Понимаете, мы сейчас в той ситуации, когда две страны говорят: "Это моя территория", и ситуация эта вышла за рамки закона. Поэтому я принял решение поехать в Крым вместе с двумя докладчиками ПАСЕ по Украине и двумя докладчиками по России. Чтобы сбалансировать нашу делегацию, в нее, возможно, будут включены также два представителя от других комитетов ПАСЕ. И если бы я стал на час господином Нарышкиным, то я сказал бы: "Давайте позволим этому приятному джентльмену и докладчикам из ПАСЕ поехать в Крым".