УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Сидеть между двух стульев – то еще удовольствие!

Сидеть между двух стульев – то еще удовольствие!

На "Свободе" решали, что делать с холодильниками "Норд"

Андрей Куликов начал со вчерашней незапланированной встречи Януковича и Путина: содержание переговоров держится в тайне. Тем не менее, ушлые журналисты пронюхали, что президенты обсуждали вопрос присоединения Украины к Таможенному союзу в качестве наблюдателя, а также создание консорциума на базе украинской ГТС и снижение цены на газ. Но ведь только что, 15 мая, Еврокомиссия одобрила проект решения про подписание ассоциации с Украиной! В сотый раз возникает один и тот же вопрос: в какую же сторону клонит нашу страну? Удержимся ли на жердочке?

Эксперты предположили, что нет другой альтернативы, как удерживать баланс, но предупредили, что с качелей легко свалиться – лучше крепко стоять на ногах. Все же нужно балансировать, порекомендовал Михаил Погребинский, со всеми надо договариваться. Да в Европу надо рвать, призвал Александр Сушко. Другие предложили говорить не про баланс, а про суверенитет, напомнили, что власть пытается удержаться лишь на своих качелях, сравнили Украину с солдатиком, который бежит по полю, а в ушах звучат команды "вспышка справа, вспышка слева". Не путайте туризм с эмиграцией, предупредил Евгений Копатько, а Геннадий Друзенко отметил некорректность постановки вопроса: Украина – европейская страна, а Россия... это Россия.

60% зрителей пожелали, чтобы Украина одновременно налаживала связи с ЕС и ТС.

Надо сверять часы

Почему же ничего не слышно о результатах сочинских переговоров? – был задан вопрос руководителю международных отношений в Администрации президента Андрею Гончаруку. Поездка была рабочая, хоть и в выходной день, ответил тот. Диалог же между Януковичем и Путиным проходит непрерывно. Вот завтра он продолжится в Астане. Надо сверять часы.

Гончарук по типажу напоминал то ли ученого из советских фильмов, то ли большевика на пенсии, а может, даже и самого Владимира Ильича, только затеявшего революцию не в России, а лишь на Украине и потому не облысевшего. Торчащий из кармана платок, по цвету и рисунку не сочетающийся с галстуком, по-видимому, должен был символизировать некондовость и свободомыслие...

Существует 17 блоков вопросов, которые нужно обсуждать с Россией, заметил Гончарук. Обойти ТС стороной мы не можем себе позволить, сколько бы ни желали. Наша экономика – экспортного типа, такое уж наследство досталось от Союза. А наша доля – нахождение баланса. Россия – лидер, и потому перед Астаной логично было смотаться в Сочи.

Система управления Евроазиатского союза - крайне сложная, признался Гончарук, он даже справочку принес, но объяснять все детали неинтересно. Вот и станем мы в нем наблюдателем, значит, наблюдать будем. А движение в Европу продолжается, технической работы – воз и маленькая тележка.

Беспокойство по поводу того, что своими дерганиями на восток мы провалим движение на запад, Гончарук неловко развеял: пакета пока нет. А энергетические вопросы никак этого не касаются. Труба – отдельно, наблюдение – отдельно.

Открытая дипломатия с закрытой информацией

Гончарука отпустили, и к микрофону вышел Сергей Соболев. Он начал с вопроса: что мы обсуждаем 40 минут? Было ли хоть одно официальное заявление? Есть лишь статья с предположениями. Ни черта не понять. Открытая дипломатия с закрытой информацией. Есть еще информация, что ГТС будет разделена пополам, а обслуживание передано Курченко.

В серьезных сферах сотрудничества с Россией не больно заметно, напомнил Соболев, даже "Аэрофлот" пользуется "Боингами". Нам же снова сулят скидки на газ. А ведь раньше разговор шел о трехстороннем консорциуме.

Павел Кругляковский предложил Соболеву представить, что ему звонит Баррозу и говорит: все вопросы устаканили, осталось лишь выпустить Тимошенко... Это вопрос уж точно не решен, заявил Соболев. Мы стоим за полшага до подписания ассоциации с Европой, и полет в Сочи – мягкий намек: не подпишете – умотаем в объятия Путина.

Россия выставляет жесткие условия в отношении ГТС – 50 на 50, напомнил Соболев. Мы на это идем, якобы чтобы снизить цену на газ. Но логики в этом никакой. Ведь это не подразумевает модернизации ГТС, которую можно было бы осуществить тремя сторонами, ведь и Европе нужна эта труба.

Холодильник – это не смешно

Свежий гость программы регионал Николай Левченко начал с того, что ему не дали задать вопрос, когда звучала откровенная ложь. Он припомнил о кабальном договоре и вылил за шиворот Соболеву еще ушат обвинений. Вы украли деньги из кармана каждого украинца, и в том же духе. Вопрос простой: как выйти из сложившейся ситуации? – и ответа на него у оппозиции нет. Да еще и дружат со "Свободой", об опасности которой предупреждает Европа... Союзник "Свобода" лучше союзника коммунистов, которые против движения в Европу, пояснил Соболев.

Наша цель – защита украинского производителя, открыл секрет Левченко. Обеспечить его сырьем и вывести на мировые рынки. Сырье находится в России, и рынки сбыта – там же. В Европе же все поделено. Холодильники "Норд" вряд ли смогут поспорить с "Бошем" или "Сименсом"... Выходит, нам сподручнее ориентироваться на Среднюю Азию, сделал вывод Куликов.

В торговле с Европой мы становимся колонией, продолжал наступать Левченко. Холодильник – это не смешно... Он поставил в пример Китай – сперва количество, а потом качество. Думать надо о производителе, но в сельском хозяйстве, играя по правилам в ЕС, мы окажемся в невыгодном положении. Надо, чтобы мы были допущены к установке правил игры - вот что самое важное.

Почему газ в Донецке для школ по 850 долларов? – задал вопрос на засыпку Валерий Чалый. Левченко во всем обвинил Тимошенко.

Клад надо делить поровну, а не по-братски

Виктор Пинзеник признался, что был против приватизации ГТС, но ситуация изменилась. Однако двухстороннего консорциума быть не должно – это значит отдать ГТС бесплатно. Правительство же пока подсовывает Раде кота или шило в мешке – в документе нет конкретики. А о переговорах в Сочи лучше поинтересоваться в Викиликс.

Не надо жить иллюзиями, что завтра наша продукция будет где-то покупаться, предупредил Пинзеник. Главное – контакты. С Россией уже была подписана куча соглашений, а толку мало. Для свободной торговли нет смысла вступать в ТС. А клад надо делить поровну, а не по-братски.

А что же у нас будет покупать Европа? – поинтересовался Погребинский. Вот подпишем с ней договор и получим миллионы безработных... Россия покупает наши товары не по-соседски, а из-за конкурентоспособности, объяснил Пинзеник. И не надо путать производителя и владельца. Нам не нужно тепличных условий, украинский производитель способен завоевать Европу, лишь создайте для него условия.

Копатько напомнил о политической конъюнктуре, когда все меняется при смене правительств. Пинзеник признался, что его 20 лет ломают в парламенте, и выразил удивление по поводу дискуссии: надо обсуждать не куда, а как. Юля уже два года в тюрьме сидит, а мы продолжаем вешать сопли ей на уши. Но условий пока нет. Появятся условия – появятся и Кулибины.

Украина – ракетно-космическая держава

Последним оратором стал Владимир Воюш из "Украинского выбора". В Москве уже спят, а в Европе еще веселятся, напомнил он. Украина – в уникальном положении, посредине. Она могла быть полноправным членом ТС, но потеряла время и порядка 10 млн. долларов ежегодного дохода. А Белоруссия наращивает экономические мышцы. У нас же нет денег на дороги, с протянутой рукой общаемся с МВФ – дети и внуки расплачиваться будут. И слушаем сказки про то, как наши товары пойдут в Европе. Свободная зона в Европе будет свободной для Европы, а не для Украины.

Заговорил Чалый, и поднялся галдеж. Друзенко предложил Воюшу поездить на "Жигулях" или предложить хоть один бренд из ТС. Голос у Воюша дрогнул, и он принялся рассказывать о зоне свободной торговли, которая остается для Украины котом в мешке. Украина – ракетно-космическая держава, и нельзя ее опускать до уровня "Филипса". Порвем оставшиеся кооперационные связи и получим деградацию.

А Казахстан хочет рвать из ТС, напомнила Татьяна Силина. Нет данных, отмахнулся Воюш. Все наоборот – Назарбаев и Лукашенко кайфуют и лишь предлагают совершенствования... Чалый поддержал Силину и обложил московских исследователей по полной программе. Он же напомнил, что это ЕС призывает нас бороться с коррупцией и совершенствоваться, а России и мы и так любы.

Все исследования о вхождении в Европу засекречены, подчеркнул Воюш и признал, что нам нужны нормальные суды. Но при чем тут цивилизационный выбор? Нам самим решать, как жить. Что, Европа нам судей привезет? А в ТС мы укрепим и так мощный союз и поднимемся до мирового уровня... На прощальном тезисе его голос внушительно задрожал.

...Эксперты напомнили, что любой выбор – это компромисс, что надо решить, какие холодильники мы будем производить и холодильники ли, что мы не вступаем в ЕС, а создается еще одна зона свободной торговли, что следует мыслить экономическими категориями, что Европу интересует наш людской ресурс – начнется эмиграция... А что до холодильников, то важно, не какие мы будем производить, а какие станем покупать, заметила Силина, и что в них будет лежать, добавил Куликов. ТС же – последнее прибежище советской ментальности, созданное тремя человечками, процитировала Силина.

Наш выбор – быть субъектом или объектом, продолжили эксперты, надо учитывать запрос общества, которое тянет нас в Европу. Погребинский пожурил Силину и поаплодировал Левченко, Чалый напомнил, что разговор не про колбасу за 2.20, а Пиховшек привел аргументы про наши "Аны" и "Норды" на внешних рынках - несколько даже купили!