УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Синдром Коболева: излечим ли чиновничий склероз?

Синдром Коболева: излечим ли чиновничий склероз?

Согласно оценке антикоррупционного бюро, более 70% в декларациях народных депутатов и госслужащих сфальсифицировано. При этом, даже эту цифру считают слишком оптимистичной.

Многие политики и чиновники официально "светят" десятые, а то и сотые доли своих истинных доходов. В последнее время скандалы, связанные с "липой" в декларациях, вспыхивают все чаще.

Скажем, не так давно "Наши гроши" выяснили, что нардеп - народофронтовец Сергей Драюк, судя до декларации о доходах, весь прошлый год живший на зарплату прядка 10 тысяч гривен, забыл указать, что является соучредителем минимум… десяти компаний. В едином государственном реестре предприятий и организаций значится, что парламентарий - совладелец восьми юридических фирм и еще двух юрлиц, связанных с недвижимостью!

И это только та часть его бизнес-интересов Драюка, которую обнаружили журналисты. Разгорается скандал и вокруг декларации о доходах главы НАК "Нефтегаз Украины" Андрея Коболева. Чиновник странным образом "забыл" указать в ней дом, расположенный в элитном поселке на берегу Киевского моря.

По данным программы журналистских расследований Народная прокуратура телеканала 112, в декларации Коболева, поданной в марте этого года, значится 769 тысяч гривен общего дохода. Квартиру чиновник арендует, но имеет дом площадью 275 метров в пригороде в Киево-Святошинском районе. Однако в прошлом году Коболев приобрел еще один дом – уже в Вышгородском районе. Именно его в декларации не оказалось.

Выяснилось, что Коболев действительно живет в купленном коттедже – по утверждению риэлтерской компании, в доме он постоянно обосновался с ноября прошлого года.

Как утверждают агенты по недвижимости, сумма сделки могла составить порядка 23 миллионов гривен. Такая высокая цена обусловлена классом городка, в котором есть причал для яхт и вертолетная площадка. Коммунальные услуги (включая охрану и уборку территории) обходятся хозяева городка в сумму порядка 8 тысяч гривен в месяц.

Зарплата главы НАК "Нефтегаз Украины" позволяет такие расходы. А вот откуда у Коболева миллион долларов на приобретение дома – остается неизвестным. Сам чиновник отказался комментировать, на каких условиях владеет данной недвижимостью, а также источники средств, позволившие ему переехать в элитный поселок.

Между тем, авторы расследования предполагают, что высшее руководство "Нефтогаза" может быть связано с оффшорными компаниями, которые поставляли в Украину газ в реверсном режиме (к примеру, реверсными поставками газа в Украину из Словакии с августа прошлого года занималась малоизвестная компания TrailStone, которая принадлежит лондонской компании TrailStone UK LTD, а ее владельцами в свою очередь является оффшорная компания с острова Гернси).

14 октября 2014 года Верховная Рада проголосовала за ряд антикоррупционных законов, основной из которых – Закон Украины "О предотвращении коррупции". Премьер Арсений Яценюк пообещал, что отныне все декларации чиновников будут тщательно проверяться.

"Согласно этому закону, все чиновники будут не просто декларировать свои доходы и имущество, их декларация будет проверяться. В том случае, если эта декларация недостоверна, введена уголовная ответственность до двух лет заключения за обнародование неправдивых данных о своих машинах, домах и другом имуществе", - сказал глава правительства.

По словам премьер-министра, декларации чиновников будет проверять Национальное антикоррупционное агентство. Причем агентство не просто проверит, соответствуют ли данные из декларации информации из реестров. Также начнут контролировать – отвечает ли заявленный уровень доходов образу жизни чиновника. Согласно документу, ст. 366-1 Уголовного кодекса (декларирование недостоверной информации) включается в список статей, по которым детективы бюро могут проводить досудебное расследование. Соответствующие изменения вносятся в ч. 5 ст. 216 Уголовного процессуального кодекса.

Санкции статьи предусматривают лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности сроком до 3 лет.

Увы, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции, созданное 18 марта, полноценно заработает, по словам министра юстиции Украины Павла Петренко, только к концу 2015 года. А проблемы с назначением Антикоррупционного прокурора откладывают реализацию этого плана в лучшем случае до февраля-марта 2016 года.

Кроме того, статья Уголовного кодекса, предусматривающая лишение свободы за фальсификацию декларации, вступает в силу лишь с 26 апреля 2015 года. Большая часть деклараций чиновников и политиков про имущество, доходы, расходы и обязательства финансового характера за 2014 год подавались еще до этой даты.

Вместе с тем, лидер общественной организации "Центр противодействия коррупции" Виталий Шабунин считает, что к уголовной ответственности за неправдивые сведения в декларации чиновника и депутата вполне может привлечь Генеральная прокуратура. "С весны этого года ложь в декларации для государственного служащего карается тюрьмой на срок до двух лет. Закон уже вступил в силу. Есть определенные проблемы с имплементацией в связи с отсутствием Антикоррупционной прокуратуры, ее еще не запустили в работу. Но Генеральная прокуратура по этой статье без проблем может начинать криминальное производство", - считает Шабунин.

Политолог Виталий Бала говорит о том, что украинским политикам и высокопоставленным чиновникам необходимо научиться говорить правду украинцам, сформировав именно такую политическую культуру.

"В настоящий момент наказание за неправильно оформленную декларацию до двух лет лишения свободы. И по большому счету руководители чиновников, которые скрыли от декларирования доходы или имущество, должны принимать меры. На мой взгляд, нам необходимо культивировать определенную политическую культуру, формировать политические традиции, чтобы не возникало даже сомнений - можно или нельзя это делать. Обществу важно знать про доходы и имущественное положение тех людей, которые идут в украинскую власть. Они должны быть готовы отчитаться, что им принадлежит. Иначе им не стоит идти в публичную сферу деятельности, в политику. По большому счету, как мы можем доверять людям в политике и госаппарате, если они в этом вопросе обманывают общество?", - считает Виталий Бала.

Станет ли декларация Андрея Коболева тем прецедентом, с которого начнется формирование новой политической культуры? Войдет ли в историю борьбы с коррупцией скандальный особняк главы НАК "Нефтегаз Украины"? На данный момент это зависит, как от Генеральной прокуратуры, так и от руководства Кабмина.