УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Избави Бог нас от потешных тиранов

Избави Бог нас от потешных тиранов

В "Большой политике" Бузина защищал Брежнева от Карасева

Три недели прошло после выборов, напомнил Евгений Киселев. Страсти еще кипят, но толку уже мало. Зато по миру творится черт-те что – и в Европе, и в Штатах, и в России. Но поговорить в этот вечер взялись о вечном газе. Собеседник – министр топлива и энергетики Юрий Бойко.

Долго запрягали, но быстро поедем

Бойко сходу назвал Киселева Дмитрием Алексеевичем и поздравил с профессиональным праздником. И тут же заговорил о приоритетах, подкинутых президентом. Вот мы и увеличили собственную добычу газа в Черном море – в будущем году обгоним Румынию, а там нас уже не остановишь. Ну, и углем можем всех соседей закидать. И немецкий газ начинаем качать по цене от 40 до 70 долларов дешевле российского… Все принялись быстро считать уме экономию, а Бойко выпалил: 2 млрд. долларов!

Но как же удалось прожать немцев, традиционных газовых партнеров России? Сложнее всего было пробить маршрут – через Венгрию, пояснил Бойко. На коварный вопрос: не вставляли ли российские друзья палки в колеса? - министр тактично ответил, что мы преследуем свои интересы. А Москве сказали открыто: хватит у них просить! В этом году заплатим лишь за 26 млрд. кубов – с них станет.

Мы долго запрягали, но быстро поедем, отметил Бойко перспективы разработки терминала. Теперь будут три источника – Россия, немцы и сжиженный газ. А есть еще сланцевый, который станет бурить "Шелл"… А вот "Свобода" наезжает на "Шеврон", отметил Киселев. Бойко посоветовал политикам не совать свои носы в сланцы – экологии такие разработки не угрожают. Зато появятся сланцевые миллионеры, радостно сообщил Киселев.

Реформы у нас проводятся, успокоил Бойко журналиста Олега Гавриша. Президент все четко сказал, только нужен взвешенный подход. Да и с инвестициями все в норме – 2 млрд. долларов пришло. В будущем году 50 тыс. рабочих мест появится… На экране в студии замелькали кадры, подтверждающие стремительное развитие энергетики.

Без Харьковских соглашений у нас уже не было бы экономики

В отношениях с Россией Бойко предпочел расставить приоритеты: мы снижаем поставки, и если потребуется, будем судиться. По Юлиному контракту наша страна оказалась бесправной, но юристы славно поработали. Южный поток – реальная проблема, но мы можем ответить на него перекачкой азербайджанского газа… Юрий Анатольевич говорил до упора дипломатично, обходя все острые углы. Его холодный взгляд, полный великих дум, блуждал по лицам собеседников.

Впрочем, напоминание Игоря Луценко, что мы сдали Крым в аренду россиянам, вызвало у Бойко улыбку: скажите еще, что Черкасскую область сдали… Дорогой газ порождает дорогие товары, заметил министр, а нам нужно поддерживать конкурентоспособность наших товаров на рынке. Некоторые политики плохо соображают, что нам следует делать. Наше же спасение – собственный газ. А без Харьковских соглашений у нас уже не было бы экономики… Киселев вытянул из гостя, что нам дешевле получать газ с Мадагаскара, а Босфор выдержит – пусть турки не устраивают переполох.

Солома у нас уже была, заметил Бойко, когда возник вопрос об альтернативных источниках. Но есть еще ветер и вода, в Крыму запущена самая большая в Европе солнечная станция. Только с рапсом надо осторожнее, иначе он уничтожит сельское хозяйство. Повышаем безопасность на АЭС – Чернобыль многому научил. Поднимаем зарплаты шахтерам, продолжал разить фактами Бойко, средняя зарплата – 5 тыс грн.

К сотрудничеству с Россией готовы, только на равных – 50 на 50, заверил министр. Попыток политического диктата со стороны Москвы на своем уровне Бойко не ощущает – снова сделал технический реверанс гость. Движемся к энергетической независимости и создаем рабочие места. Оставалось только похлопать и поблагодарить министра.

Бедная богатая страна

Слезши с газа, двинулись в Китай, чтобы поздравить с избранием генсеком КПК Си Цзиньпина. Произносить этих китайцев – язык можно сломать, заметил ведущий. Потому удобнее именовать его просто - товарищ Си.

Из Москвы китаевед Андрей Корнеев все разъяснил: при Си Китай и Штаты обгонит, и отпразднует столетие компартии. Киселеву хотелось группировок, и Корнеев отметил комсомольскую группу во главе с Ху Цзиньтао и компанию приморских бизнесменов. Однако все это под ковром, информация вбрасывается через Гонконг. Киселев же назвал еще группировку "принцев" - детей высоких начальников. Не все так просто, заметил Корнеев, зачастую они по разные стороны баррикад.

Стали решать, кто же победил – консерваторы или реформаторы, и выяснилось, что Китай – дело тонкое, все очень неоднозначно. Скажем, небоскребы Гонконга и Пекина и богатые китаянки в дорогущих лондонских магазинах плохо совмещаются с закрытыми съездами партии. Бедная богатая страна, развел руками Корнеев. Небоскребы строятся даже в провинциальных городах. Но коммунисты не могут отказаться от привычной риторики, хотя на кухнях признают, что серпы и молоты уже отжили свой век. Уже реже цитируют Мао, а выпячивают концепцию научно обоснованного развития.

Китайской женщине принадлежит полнеба

Разговор о Китае продолжился в студии. Когда же в Киеве появится свой Чайнатаун? Гостем стал студент художественной академии, каллиграф Ван. Разговор с ним начался на украинском, поскольку Ван не знает русского. Киселев, ломая язык, попросил гостя нарисовать лозунги партий, прошедших в парламент.

Специалистами по Китаю оказались Вячеслав Лукьянов и Александр Присяжнюк. В восьми украинских университетах преподается китайский, даже в Краматорске, поведал китаевед Виктор Киктенко. Но мы не готовим политологов и экономистов – в этом беда. Стратегический исследователь Андрей Гончарук отметил, что китаеведы у нас как-то не востребованы.

В телесюжете напомнили, что китайцы проявляют интерес к Украине: и учиться здесь дешевле, и за девушками можно ухаживать без позволения папы, и ресторан открыть. Но гнездиться в Украине китайцы не рвутся – родина для них не только часть мировоззрения, но и гордость. Вот и не появляется у нас Чайнатаун на Воскресенке…

Каллиграф Ван выдал первое региональное полотно, которое было подарено Лукьянову. Тот стал рассказывать, как Китай заскочил-запрыгнул в XXIвек и как мы поставляем туда сырье, а получаем ширпотреб. А хотелось бы сотрудничать в авиастроении.

Китайские инвестиции надо привлекать, заметил Гончарук, а с этим пока худо. Все контракты подписываются с государственными гарантиями, а это замкнутый круг… Нацбанк заключил с Китаем договор, подкинул Лукьянов.

Из 20 самых богатых женщин мира 12 – китаянки, отметил Гончарук, и это не жены. Не зря же Мао сказал, что женщине принадлежит половина неба и она должна трудиться на благо родины.

Старое конфуцианство в новых одеждах

Присяжнюк получил коммунистические иероглифы и в ответ подарил товарищу Вану значок. Молодой политик пожалел, что мы не пошли китайским путем. А там сплошь прорывы – в транспорте, в культуре, в космосе… Только ВВП на душу населения выше в Украине, отметили китаеведы. Расслоение там колоссальное – миллионеров чуть больше миллиона, заметил Гончарук. Но уменьшается число бедных.

Киселев припомнил, что в годы его молодости все китайцы ходили во френчах, но никто не вспомнил их названия. С китайским опытом тоже худо – никак его в наших условиях не применишь. Это до XVвека Китай дал миру сотни технологий, да и китайский коммунизм – старое конфуцианство в новых одеждах, заметил Киктенко. Да конкистадоры плыли в Америку по китайским картам, напомнил Гончарук, только в их задачах не стояло завоевание мира.

Лукьянов рассказал, какие энергичные гонконгцы – покруче японцев, а Киселев кивнул на Хемингуэя по мотивам нового фильма. Присяжнюк признался, что съезд КПК был интереснее президентских выборов в Штатах. Возврат к левой идее логичен. А в Китае строят среднезажиточное общество.

Съезды КПК – не место для дискуссий, там только происходят переизбрания и знакомства, напомнил Киктенко. А глубинные политические процессы текут невидимо даже для глаз партийных функционеров среднего уровня.

Ван дорисовал последний лозунг, а Киктенко с Гончаруком заверили, что пробьет час, когда Китай перестанет быть коммунистическим. Наступит время, когда весь мир станет коммунистическим! – протухшим голосом воскликнул Присяжнюк.

Операция "Ы" и другие приключения

В последней части программы взялись устроить суд над Брежневым в связи с 30-летием со дня его смерти. А ему было всего 76 лет – столько сейчас Берлускони. И ни инфаркты, ни инсульты его не настигли – угас…

Так все же кем был Брежнев? Обвинителем выступил Вадим Карасев, а защитником – Олесь Бузина. Помощниками спорящих стали философ Василий Терещук и писатель Дмитрий Капранов.

Если бы не застой, Союз не распался бы внезапно и Украина не получила бы независимость, начал Карасев. А застой мы пережевываем и до сих пор, все проблемы оттуда. Мы собрали все худшее из социализма и капитализма… Карасев процитировал Высоцкого ("и рассказать бы Гоголю, про нашу жизнь убогую…"), припомнил танки в Праге, потерянное время и потерянное поколение, колбасные электрички, раздутые военные траты, помощь Афганистану и Анголе. Это была золотая эпоха для элит, получивших иммунитет. Но главное, что оттуда пошла колониальная модель (нефть в обмен на югославские туфли), которая успешно наличествует и сегодня…

Бузина припомнил, как был репрессирован в школе за драку. Но внутришкольный учет его дисциплинировал. А колониальная модель была придумана еще царями. Зато при Брежневе выпускали часы "Вымпел" - Бузина снял с руки таковые: сейчас они стоят 2 тыс. долларов! На экспорт шли ВАЗы… Итальянские, уточнил Карасев. Бузина упомянул свою бесплатную учебу, когда не надо было сдавать бабки на мел и на окна и без взяток поступить университет. И стипендии ему на жизнь хватало. А комедии Гайдая, которые лучше всего отражают брежневскую эпоху! А "Вокзал для двоих" Рязанова!..

С кино Бузина почему-то съехал на Вьетнам, в котором советская армия победила Америку. Где тот Вьетнам? – развел руками Карасев. Там теперь царит капитализм. Киселев принялся вспоминать вьетнамскую войну, а Бузина – афганскую – получился полный компот из восточных фруктов, посыпанных порохом.

Идиотизм, замешанный на страхе

Страна потеряла время и таланты, стоял на своем Карасев. Зато люди продолжают жить в домах, построенных при Брежневе, влепил свой довод Бузина и поведал душещипательную историю про председателя Президиума Верховного Совета Валентину Шевченко, которую оштрафовал милиционер за неправильный переход улицы.

Принялись обсасывать элиту: Бузина утверждал, что она жила скромно, а Карасев совал ему под нос автопарк Брежнева и его охоту.

Синоним слова "застой" - "стабильность", заметил Капранов. А Брежнев – сталинский выдвиженец, и нечего изображать из него клоуна и пупсика. Он – убийца! И его жертвы – Стус, Симоненко, ребята в Афганистане. Он пришел к власти в результате дворцового переворота. В банде все друг друга стоили, но Брежнев одолел остальных. Тогда царил идиотизм, замешанный на страхе.

Терещук сравнил дискуссию с тем, как слепые ощупывают слона и каждый описывает свою часть, и рассказал про свое брежневское бесплатное детство. Подавляющая часть трудящихся стали чувствовать себя людьми!.. Для кого-то главной была собственная квартирка, а для кого-то - введение войск в Прагу и изгнание Солженицына, напомнил Киселев.

Да поглядеть мир было невозможно, воскликнул Карасев, скажем, поехать учиться в Сорбонну! Зато были династии металлургов и моряков – стабильная система для человека труда со всеми достоинствами и недостатками, напомнил Терещук. Но с косыгинской реформы покатились вниз.

Жили по-разному в разное время, но такой брехни, как при Брежневе, история не знала, ворвался Капранов. Бузина же припомнил, как его уволили из пионерского лагеря, но заявил, что ту эпоху мы критиковать не вправе. Из 52 нас стало 46 млн. Тогда был застой, а настал развал.

В последнем слове Капранов и Терещук кратко повторили уже изложенные рассуждения, Карасев обвинил Брежнева в фальши, в неуважении к человеку труда, в деградации как последствии – полстолетия потеряли, а Бузина напомнил, что Брежнев оставил великую страну, сверхдержаву, в который был бэйби бум и никто не получал помощь от США. Каким бы смешным ни был Брежнев, он был добрым… Бузину поддержали 85% зрителей.

Киселев припомнил мемуары генерала Медведева, который описал Брежнева в нежных тонах – добрый старик, который тихо пил кефир на своей даче. Но не лучше ли почитать "Все течет" Гроссмана: не любовью к щам и махорке завоевывается слава генералов. Вот и Брежнев завел страну в тупик… Я в меньшинстве, но я на стороне обвинения, закончил программу Киселев.