УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Комментарий: Осажденная крепость как зона комфорта

1,4 т.
Комментарий: Осажденная крепость как зона комфорта

История с малазийским "Боингом" - лишь эпизод в бесконечном информационном сериале под названием "Борьба России с Америкой", пишет в специальном комментарии для DW российский журналист Константин Эггерт.

"Это пропагандистское наступление выглядит почти как признание вины", - так российский журналист Леонид Рагозин прокомментировал в своем Твиттере пресс-конференцию концерна "Алмаз-Антей" 13 октября. Производитель зенитно-ракетных комплексов "Бук" утверждает, что потратил десять миллионов рублей на экспериментальный подрыв ракеты перед фюзеляжем списанного "Ил-86". Представители концерна уверенно проинформировали публику, что в результате эксперимента стало ясно: малайзийский "Боинг" 17 июля 2014 года уничтожили украинские силы ПВО.

"Марионетки Вашингтона"

Выглядело это все действительно неубедительно и некрасиво, особенно в глазах родственников погибших пассажиров. Вдобавок специалисты "Алмаз-Антея" срочно поменяли свое мнение о модели головной части ракеты с целью уличить голландцев в предвзятости.

Едва ли руководство оборонного концерна не понимало, что его пресс-конференция не повлияет ни на доклад Совета по безопасности на транспорте Нидерландов, ни на общественное мнение на Западе. Версия о том, что рейс MH17 сбили пророссийские сепаратисты воспринимается там как наиболее вероятная. В ее пользу говорит прежде всего ситуация в районе гибели лайнера в июле 2014. У украинских вооруженных сил не было причины применять средства ПВО. Ведь у так называемых "ополченцев" не было (и до сих пор нет) авиации. В то же время вооруженные формирования самопровозглашенной Донецкой народной республики уже не раз сбивали самолеты и вертолеты ВВС Украины. Уголовное расследование, которое ведут Нидерланды, скорее всего, эту версию подтвердит.

И это понимают в Москве. Презентация "Алмаз-Антея" - а за ней наверняка последуют выступления провластных экспертов и "документальные расследования" государственных телеканалов - нацелена главным образом на российскую аудиторию. Россиян следует приучить к мысли: лайнер "Малазийских авиалиний" сбили украинцы, чтобы обвинить в этом "ополченцев" и поддерживающую их Россию. То, что для украинской власти это было бы чистым безумием, аргументом для большинства россиян не является. Потому что есть другой тезис, на котором держится вся эта конструкция: Киев сбил самолет с благословения и по команде Соединенных Штатов, которые всегда и во всем хотят насолить Москве.

На вопрос "Почему тогда молчат правительства Нидерландов, Великобритании, Австралии, Малайзии, чьи граждане были на борту лайнера?" следует окончательный (с точки зрения современной российской логики) ответ: "Потому что они все - марионетки Вашингтона". А об этом государственное ТВ России без устали рассказывает 24 часа в сутки. Сюрпризов ждать не стоит: социологические опросы очень скоро покажут, что именно так думает подавляющее большинство граждан России.

Крым, Украина, Сирия - что дальше?

Поддержание национального сознания в состоянии "осажденной крепости" - главная задача Кремля. Расчет тут простой: сплотившись перед лицом внешнего врага вокруг руководства страны, граждане не станут задавать неудобные вопросы по поводу коррупции в верхах, состояния экономики, социальной сферы, образования и здравоохранения. Покинуть "осажденную крепость" для среднестатистического россиянина значит - уйти из зоны комфорта, где на все есть простое объяснение: в наших бедах виноваты все, кроме нас самих.

Обнародованные "Левада-центром" свежие данные опросов подтверждают успешность этой стратегии. 71 процент россиян относятся к роли Соединенных Штатов в мировых делах сугубо отрицательно. 75 процентов воспринимают ведущие страны Запада как противников, которые стремятся решать свои проблемы за счет России и "при удобном случае наносят ущерб ее интересам".

Эксплуатация постсоветского имперского комплекса стала сутью и главным методом нынешней внутренней политики руководства России. Этой сути почти полностью подчинена внешняя политика и политика безопасности. Учитывая очевидную серьезность национальной психологической травмы от потери статуса сверхдержавы, резерв доверия у Кремля здесь еще очень большой. Но есть одна проблема: нужно постоянно находить новые поводы для поддержания этого состояния умов.

Крымская эйфория, согласно большинству соцопросов, прошла. События на востоке Украины - учитывая отсутствие сколь либо заметных изменений - стали отходить на второй план. Теперь в фокусе внимания Сирия. Операцию российских ВВС на Ближнем Востоке поддерживают, по данным ВЦИОМ, более 60 процентов населения. При этом почти половина опрошенных одновременно не понимает, за что, собственно, Россия там воюет. По меткому замечанию российского комментатора Александра Гольца, война превратилась для россиян в видеоигру, которую транслируют по телевизору.

Когда закончится гонка...

Однако если верить президенту Путину, в Сирии не будут применяться наземные части. А это значит, что рано или поздно и воздушная кампания перестанет быть чем-то новым для россиян. И тогда их придется отвлекать чем-то еще.

Бесконечное изобретение "информационных поводов" превращает государственную машину России в велогонщика по отвесной стене - нужно постоянно крутить педали, чтобы не упасть. В этом смысле, история с малайзийским "Боингом" - лишь эпизод в бесконечном информационном сериале под названием "Борьба России с Америкой".

Последствия налицо. Россияне, даже образованные и поездившие по миру, видят его сквозь дефектное стекло цинизма, недоверия и теорий заговора. Велогонка по отвесной стене закончится, но ее моральные последствия еще долго будут давать о себе знать. Возможно, дольше, чем крах СССР.

Автор: Константин Эггерт - российский журналист, обозреватель радиостанции "Коммерсант FM". Автор еженедельной колонки на DW. Константин Эггерт в Facebook: Konstantin von Eggert