УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Проблемы с реформами. Какие обещания не выполнила украинская власть

Проблемы с реформами. Какие обещания не выполнила украинская власть

Новое руководство Украины неоднократно заявляло о необходимости и готовности проводить системные реформы в экономике и политике. От успеха этих преобразований зависят взаимоотношения нашей страны с международными финансовыми институтами и доверие к нам со стороны мирового сообщества.

Президент и правительство постмайданной Украины получили от своего народа огромный кредит доверия. Насколько рационально они его используют и есть ли позитивные сдвиги на пути продвижения реформ, выяснял "Обозреватель".

Петру Порошенко, победившему в первом туре президентских выборов, удалось угадать то самое главное, что волнует сейчас каждого украинца. Мир на востоке, децентрализация власти, возвращение Крыма, безвизовый режим, реформа правоохранительной системы, антимонопольное регулирование в экономике – все эти акценты, которые расставлял Порошенко в своей избирательной кампании, а затем обозначил и в инаугурационной речи откликались благодарностью и надеждой в сердцах его избирателей.

Обращаясь к жителям Донбасса, Петр Порошенко обещал им мир.

"С чем я, как президент, приеду к вам в самое ближайшее время? С миром. С проектом децентрализации власти", - говорил он в день принятия присяги.

Президент намеревался представить проекты по созданию рабочих мест на Востоке Украины и по экономической реконструкции Донбасса. Но мир так и не наступил. Ситуация к сегодняшнему дню не улучшилась, а стала сложнее, чем была прошлой весной.

Новоизбранный гарант готов был использовать свой дипломатический опыт для того, "чтобы обеспечить подписание международного договора, который пришел бы на смену Будапештскому меморандуму". Такой договор должен был предоставить прямые и надежные гарантии мира и безопасности - вплоть до военной поддержки в случае угрозы территориальной целостности.

Читайте: Реформы "никак" и "ниже среднего": нардепы оценили работу Рады и Кабмина

Альтернативы Будапештскому договору так и не последовало. Правда, в сложившейся ситуации Запад и США оказывают Украине небывалую поддержку, а с Россией, как показал Будапештский меморандум, а потом, еще нагляднее, Минские соглашения, никакие договора – письменные или устные – не действуют.

Понятно, что установление мира на Донбассе – задача высшей степени сложности, но от того, как скоро она разрешится, зависит судьба многомиллионного региона.

Кроме того, на востоке есть еще и украинские военные, которым приходится ежесекундно рисковать своей жизнью. Они тоже заинтересованы в скорейшем разрешении конфликта.

А пока они нуждаются в надлежащем обеспечении. Перед выборами Петр Порошенко заявлял на камеру, что военнослужащие в зоне боевых действий должны получать заработную плату 1000 гривен в день. Ввиду финансовой ситуации, в которой оказалась страна, это заявление так и не было реализовано.

Избираясь на высший государственный пост, Порошенко обещал провести внеочередные выборы в Верховную Раду. Выборы действительно состоялись, но не на пропорциональной основе по открытым спискам, как было обещано президентом, а по смешанной системе, как и в 2012-м году.

Общими усилиями в минувшем году был принят и введен в действие Закон "Об обновлении власти" (о люстрации). Но прописан документ так, что в нем оказалось множество слабых мест, и он уже неоднократно подвергался критике. Вопросов к нормативному документу много, но главный, пожалуй, в том, что народные депутаты этим законом вывели себя из-под люстрации. А ведь не новость, что многие представители из числа народных избранников в течение долгого времени благополучно пересаживались из высоких кресел законодательной власти в кресла исполнительной, а потом обратно. Теперь любые коррупционные деяния прошлых лет надежно спрятаны под депутатским мандатом. Кроме того, "очищение власти" проходит без четких критериев, и уже было жестко раскритиковано Венецианской комиссией.

Мало того, что нардепы обезопасили себя от люстрации, но они еще и не торопятся отменять депутатскую неприкосновенность, что тоже идет вразрез с обещаниями президента. Как будет с этим вопросом, увидим уже в ближайшие дни - его должна рассмотреть Рада.

Есть некоторая надежда, что те, кого не достанет люстрация, окажутся в поле зрения Антикоррупционного бюро. Такой орган, наконец-то, создан в Украине, и даже в скором времени, как заявил президент, начнет функционировать. Главное, чтобы СНБО, который является куратором Антикоррупционного бюро, не особо усердствовал в своих контрольных функциях. Тогда, глядишь, и в системе кадровых назначений что-то изменится к лучшему, а то кумовство и взяточничество, в котором упрекали прошлую "злочинну владу", никуда не делось и процветает при новой, "не злочинной".

"Миссия будет выполнена"

Непревзойденным мастером громких политических высказываний стал Арсений Яценюк. Кабинет министров, который он возглавил в конце февраля прошлого года, Яценюк назвал "правительством камикадзе". Однако после "куля в лоб, так куля в лоб" избалованная искрометными речами Арсения Петровича публика на "камикадзе" отреагировала спокойно.

Программа, с которой пришел Яценюк-премьер, существенно отличалась от той, что озвучивалась Яценюком-депутатом на ток-шоу еще до победы Евромайдана. Здесь уже не шла речь о дешевых энергоносителях собственной добычи для населения, а говорилось о принятии (в краткосрочной перспективе) необходимых непопулярных решений относительно цен и тарифов. При прежнем качестве услуг цены за прошедший год выросли в несколько раз. При этом малообеспеченные потребители коммунальных услуг могут воспользоваться "компенсаторными механизмами адресного характера", проще говоря, субсидиями, предусмотренными премьерской программой. Для этого надо собрать документов больше, чем на ипотеку и эмиграцию вместе, и повторять процедуру собирания справок каждые полгода. Не у всех хватит времени и выдержки пройти это испытание.

Читайте: Правительство Яценюка побило коррупционные рекорды Кабмина Азарова – Каплин

В феврале Арсением Петровичем было обещано полное и всестороннее расследование фактов гибели людей, совершение других преступлений, связанных с проведением массовых акций протеста в ноябре 2013 - феврале 2014. Предполагалось, что главные усилия будут направлены на выявление и привлечение к уголовной ответственности организаторов и исполнителей этих преступлений. Пока и МВД, и Генпрокуратура отчитываются о ходе расследований, в частности, об арестах, вот только громких наказаний виновных на данный момент не видно.

Также премьер решительно был настроен вернуть восвояси капиталы, находящиеся и зарегистрированные в Республике Кипр, оффшорных зонах и других юрисдикциях, которые позволяют незаконно избегать налогообложения в Украине.

Кроме вышеперечисленного, Программой Кабмина декларировались реформа политической системы и избирательного законодательства, демонополизация экономики, расширение свободы предпринимательской деятельности, восстановление доверия со стороны инвесторов к Украине, защита их прав и много других конструктивных вещей.

По прошествии 11-ти месяцев премьерства Арсений Яценюк почти дословно повторяет прежние месседжи. С той лишь разницей, что теперь они декларируются под новым брендом Коалиционное соглашение "Украина 2015-2020" и осуществляться будут с новым составом Кабмина.

"Люди ждут изменений, и мы готовы к самым радикальным, самым жестким и самым эффективным реформам в стране, которых требует настоящее", - заверил премьер своих коллег на одном из первых заседаний нового правительства. И не преминул порадовать аудиторию афоризмом - "миссия будет выполнена".

На всякий случай глава Кабмина предупредил, что "быстрые и простые решения не всегда могут быть эффективными".

Впрочем, опыт прошедшего года не дает оснований надеяться на быстрые преобразования.

Преступления по отношению к участникам Евромайдана не расследованы, оффшоры не тронуты, демонополизация и децентрализация ждут своего часа точно так же, как и реформа правоохранительных органов, которая только начинается.

Из выполненного, конечно, нельзя не отметить подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Но в сложившихся после Революции Достоинства условиях подписать соглашение было реально легче, чем не подписать.

Еще, как и обещано, тарифы стремительно приводятся в соответствие со среднерыночными. Правда, вот это как раз мало кого радует, потому что европейские тарифы при непрозрачном ценообразовании, монопольном поставщике услуг и зарплатах-пенсиях в разы отличающихся от европейских, образует некое экономическое противоречие.

Эксперты о продвижении реформ

Чтобы составить объективное мнение об успешности продвижения реформ в украинской экономике, "Обозреватель" попросил экспертов оценить их.

Экс-министр ЖКХ, а ныне народный депутат от Блока Петра Порошенко Алексей Кучеренко заявил, что реформ он пока не видит.

"Я не вижу эффекта от работы национального регулятора НКРЭ, я слабо понимаю, что происходит в профильных министерствах - имею в виду Минэнерго и Минрегионстрой. Я не вижу четких акцентов реформы ЖКХ", - озвучил нардеп свои неоправдавшиеся ожидания.

По его мнению, проблемы в этих отраслях решаются традиционным путем, и в них больше политики, чем экономики. Он, безусловно, делает поправку на условия, в которых приходится действовать правительству Яценюка.

"Понятно, что Кабмину приходится работать во время войны. Тогда надо признать, что управление сейчас осуществляется в ручном режиме, а не в условиях системных реформ", - отмечает экс-министр.

Алексей Кучеренко также считает, что "попытка привести тарифы на коммунальные услуги к экономически обоснованным показателям вылилась в банальное повышение цен и сваливание проблемы на население". "Естественным результатом такой меры станет кризис неплатежей, который, кстати, мы уже и наблюдаем, - констатирует он.

Коалиционное соглашение нардеп оценивает как "набор лозунгов".

"Они абсолютно правильные. Но было бы опрометчиво называть их программой реформирования. Скажем, в экономическом блоке этого документа не прописано подробно, как будет осуществляться программа реформирования ЖКХ, как будет осуществляться диверсификация видов топлива и многое другое. Я не видел пошаговой программы этих реформ и думаю, что ее просто не существует в природе", - поделился своими соображениями Алексей Кучеренко.

Похожее мнение в беседе с "Обозревателем" высказал и Дмитрий Боярчук, исполнительный директор исследовательского центра CASE Ukraine Он признался честно, что с августа месяца прошлого года не слышал ни о каких процессах в экономике, которые можно было бы назвать реформами.

"Допускаю, что происходят какие-то минимальные изменения, но в общей картине ничего не меняется", - говорит эксперт.

По его мнению, ключевая реформа, в которой сегодня нуждается Украина, – это урезание расходов бюджета, потому что это основной источник риска.

"Если этого не сделать, нам будет плохо, - рассуждает экономист. - Суть в том, что без изменения принципов функционирования бюджетных расходов урезать их нерационально, ведь уровень зарплат работников бюджетной сферы - врачей, учителей - дальше нельзя снижать. Но можно вместо пяти-десяти неэффективных медиков нанять одного. То же самое со школами и с другими бюджетными учреждениями".

Боярчук считает, что нельзя также урезать социальные расходы, однако социальная помощь должна выделяться только тем, кто в ней действительно нуждается. "На текущий момент у нас даже депутаты получают материальную помощь. Изменения в этом плане нужны масштабные, но они, к сожалению, не происходят", - констатирует он .

Что касается Национального банка, то эксперт затрудняется ответить, что делал бы на месте главы Нацбанка Валерии Гонтаревой.

"Ее ставят перед выбором: если она не напечатает, условно говоря, 100 миллиардов гривен, то мы не расплатимся за газ, и у нас сорвется отопительный сезон, а если не напечатает еще 100 миллиардов, то мы не заплатим социалку, и будет социальный взрыв. По идее, глава Нацбанка должен сказать твердое "нет", тогда бы у нас курс гривни к доллару составлял 12-13. А поскольку, как я думаю, президент и все остальные давят на главу Национального банка, то эти 200 миллиардов напечатали, и курс у нас теперь 20 гривен за доллар", - рассуждает он.

Эксперт уверен, что печатный станок на этом не остановят.

"На следующий год напечатают еще 250 миллиардов. Если не урезать расходы, придется печатать деньги. От этого национальная валюта снова вылетает в трубу, проблемы банков усугубляются, дефицит нефти и газа никуда не девается, фонд гарантирования вкладов тоже требует вливаний – получается замкнутый круг. Таким образом, проблема начинается именно в бюджете – в сокращении расходов путем изменения принципов их функционирования", - уверен Дмитрий Боярчук.

Аналитик по вопросам энергетики инвестиционной компании Dragon Сapital Денис Саква, считает, что главной составляющей реформы в энергетической отрасли должно стать приведение тарифов на газ для населения и для теплокоммунэнерго к рыночным показателям.

"Необходимо уйти от разных цен для разных категорий потребителей, - убежден эксперт. - Это позволило бы радикально сократить коррупцию в энергетическом секторе и убрать перекосы в потреблении ресурса. Сейчас низкие тарифы на газ – его цена ниже цены на уголь и дрова - не стимулируют его экономию".

Саква признает, что вопрос этот очень болезненный

"Во время отопительного сезона такие решения принимать довольно сложно, поэтому реализация этой реформы может начаться со второго квартала", - предполагает он.

Представитель инвесткомпании акцентирует внимание на том, что прямые дотации необходимы только потребителям с низким уровнем доходов, от тотального субсидирования надо уходить. Эксперт проводит аналогию с ценами на бензин: рыночная стоимость не является препятствием в реализации его населению. Денис Саква также напомнил, что цены на все товары народного потребления в Украине регулируются рынком, кроме газа и электроэнергии, которые субсидируются государством.

Он обратил внимание на опыт европейских стран, где энергоносители используется крайне экономно.

"Для того, чтобы украинцы могли использовать все механизмы экономии энергоносителя и платили только за реально потребленные объемы, нужна системная реформа ЖКХ", - признает Денис Саква.

Постскриптум

Народный депутат от Блока Петра Порошенко, он же любимец ФБ-публики Виталий Чепинога написал в статусе о своем знакомом, который сейчас находится в Грузии.

"Он запостил фотку из тамошнего Минюста. Человек в течение какого-то часа может оформить любое разрешение и любой документ в одном помещении. Более того, он может спокойно сидеть в местной кафешке и пить кофе, пока бюрократы заняты его делами ... И такие простые вещи, я убежден, для развития страны значительно важнее тысячи законов, восьмисот постановлений и тридцати пяти тысяч важнейших указов...", - пишет Чепинога.

Так выглядит в Грузии реформированная бюрократическая машина. А нас, украинцев, правительство будто нарочно пугает словом "реформа". Вот уже год только и слышится: "будет больно", "будет тяжело", "придется потерпеть". Прям разместить в одном здании всех клерков, которые выдают справки на субсидию для оплаты газа, - это страшно больно? Упростить разрешительную процедуру больно? Провести судебную реформу, чтобы суды действовали строго по закону, - тоже больно? Вроде ж как наоборот, без коррупции всем станет легче. Только тем, кто "харчевался" за счет злоупотреблений в своих ведомствах, действительно будет больно, когда их от кормушки отодвинут. Но этих нам не жаль. Правда, Арсений Петрович?