УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Атака на Ложкина: российско-энергетический след

11,3 т.
Атака на Ложкина: российско-энергетический след

Вот уже почти месяц в информационном топе Украины держится сюжет с расследованием австрийской прокуратуры, в котором фигурирует имя главы Администрации Президента Бориса Ложкина. Этот сюжет наверняка подарит нам еще не одну новость. В данном случае хотелось бы обратить внимание не на содержание самого дела, а на то, как и кем оно отыгрывается в информационном поле и с какой целью, пишет Алексей Копытько для "sprotyv.info".

Тенденция последних дней - это чье-то непреодолимое желание сделать из Ложкина ближайшего соратника беглого младоолигарха Сергея Курченко. И этот кто-то в качестве послушного инструмента использует российские государственные СМИ, а также лично предводителей террористических республик ДНР и ЛНР – Александра Захарченко и Игоря Плотницкого.

Курченко и налоги

В СМИ по поводу Австрии конструируется примерно такой сюжет.

Медиамагнат Борис Ложкин продал олигарху Сергею Курченко "Украинский медиа-холдинг". Вследствие чего в 2013 г. между оффшорными компаниями в рамках данной сделки был совершен ряд трансакций. Одна из таких трансакций на счет оффшора в австрийском банке (на сумму 130 млн. долларов) привлекла внимание местных правоохранителей, которые занимаются борьбой с отмыванием денег. Когда они выяснили, что оффшор – отправитель средств связан с находящимся под санкциями Курченко, появилось уголовное дело. Фигурантом этого дела, среди прочих, является и Борис Ложкин. Основной ракурс претензий к нему – Ложкин мог не полностью заплатить налоги. Теперь это и предстоит выяснить.

Что в этой истории показательно?

О том, что Ложкин продал Курченко УМХ, известно давно. То, что были заплачены большие деньги, также не является тайной. Ложкин "золушкой" не прикидывался, по итогам 2014 г. задекларировал 92 млн. грн. дохода, показал недвижимость и автомобили. Есть подозрения, что Ложкин "оптимизировал" налоги? Так они есть по всем крупным сделкам. Для этого оффшоры и придумывались. Такие претензии предъявляли и Сергею Тигипко, и Леониду Черновецкому, и многим другим.

Возникает вопрос: почему история с достаточно понятной фабулой, которая касается событий двух-трёхлетней давности и которая вот уже несколько месяцев катится в вялотекущем режиме в Австрии, вдруг взорвала информпространство? Почему её удерживают в центре общественного внимания?

Австрийский пас

Когда в публичном поле начинает разыгрываться некая системная комбинация, в ней практически всегда присутствует несколько видов участников: кто-то действует за деньги, кто-то в силу убеждений, кого-то "играют втёмную".

Смотрим на нашу историю.

Факт первый. Тема с "делом УМХ" появилась в украинском эфире 24 сентября с подачи народного депутата Сергея Лещенко, который опубликовал запись в блоге на "Украинской правде". Достаточно скупой текст, но основной фактаж присутствует.

Атака на Ложкина: российско-энергетический след

Лещенко опубликовал свой пост в 16:27 по киевскому времени. В Австрии первые открытые публикации на эту тему появились лишь в районе 17:00 по центрально-европейскому времени, т.е., на полтора часа позже.

Изначально материал о "деле УМХ" подготовило агентство APA (Austria Presse Agentur), которое разослало его своим клиентам по закрытой подписке. В 16:59 редакционный материал на указанную тему со ссылкой на APA разместил ресурс Vienna Online.

Атака на Ложкина: российско-энергетический след

В указанной публикации история раскрыта чуть больше, чем у Лещенко, из чего можно сделать вывод, что экс-журналист-законодатель этот текст не видел. Т.е., скорее всего нардепа в общих чертах проинформировали те, у кого подписка на АРА есть. Либо те, кто эту "подачу" организовал.

На этом этапе все понятно и прозрачно. Пришел интересный материал – надо обнародовать, что и было сделано. Перепечатки из австрийских СМИ с детализацией сюжета появились в украинских изданиях на следующих день.

Факт второй. 14 октября Сергей Лещенко обнародует новые детали. Указывает фамилии, указывает названия оффшоров, демонстрирует документы, из которых можно узнать о потенциальных бенефициарах сделки по УМХ. По случайному совпадению это происходит через три часа после того, как Борис Ложкин провел в АП встречу с руководителями 5 австрийских СМИ.

Что характерно – сами австрийцы освещают данную тему несколько рутинно, без огонька. Они аккуратно повторяют фразу, что в Украине к Ложкину у правоохранителей никаких претензий нет, а в самой Австрии идет предварительное расследование. В общем, кому интересно – информацию получат, но для подавляющего числа австрийцев этой темы просто не существует.

Другое дело – у нас. В украинских и российских (об этом ниже) медиа информации по "делу УМХ" на порядки больше. Причем если австрийцы пишут о разбирательстве, то наши СМИ и россияне в основном выносят приговор. Но то такэ, как говорит лучший футбольный тренер Украины.

Что имеем по факту? Нормальный ход расследования Лещенко. Даже если кто-то помогает ему с материалами – это прекрасно для общества. Больше фактов – яснее картина. Но параллельно развивается сюжет, который полностью меняет контекст событий вокруг главы АП.

Энергетический ответ

Когда на "дело УМХ" впервые пролился свет, это не привело к детонации публичного пространства. Да, яркий факт, но не более. После него Ложкин не стал восприниматься как цитадель мирового зла. Когда восприятие изменилось?

Факт третий. Это случилось после публикации на той же "Украинской правде" двух частей (29 сентября и 1 октября) интервью с российско-украинским олигархом Константином Григоришиным.

Атака на Ложкина: российско-энергетический след

Константин Иванович в выражениях не стеснялся и буквально "потоптал" Бориса Евгеньевича, обвинив его практически во всем. Важный тезис, который был озвучен – якобы Ложкин контролирует часть энергорынка, причем в связке с братьями Суркисами. Мол, слухи такие ходят.

Происходило это в тот момент, когда президент Петр Порошенко вместе с Ложкиным находился в США. Вряд ли можно было выбрать более (не)удачное время, поскольку лобовой наезд на Ложкина ставил президента в очень неудобное положении и во многом связывал руки.

Журналист издания "Insider" Сергей Щербина еще 24 сентября в момент появления первого поста Лещенко о "деле УМХ" отметил, что вброс по австрийскому расследованию - это дело рук Григоришина.

Атака на Ложкина: российско-энергетический след

Если следовать в этой логике, то была вброшена затравка, которая должна была за несколько дней достаточно проникнуть в инфополе и дойти до западных партнеров. А потом был сделан "контрольный выстрел" в интервью на УП для окончательной демонизации Ложкина, потому что УП является влиятельным ресурсом для этой целевой аудитории.

Как показали дальнейшие события, результата эта "подача" не принесла. В США Порошенко отработал свою программу, запланированные встречи состоялись. Выбить Ложкина из обоймы одним ударом не удалось. Максимум, чего удалось достичь, это отнять несколько пунктов рейтинга у партии БПП-"Солидарность".

Что произошло дальше? Уже на следующий день после выхода второй части интервью с прямыми "наездами" на Ложкина был нанесен серьезный удар по интересам Григоришина в энергетике. 2 октября был отстранен от должности руководитель НЭК "Укрэнерго" Юрий Касич, который считается человеком Григоришина. 5 октября в "Укрэнерго" начались обыски. Если Григоришин своими откровениями хотел упредить такой сценарий, то у него не получилось.

Но здесь началось совсем интересное.

Российско-террористический привет

Как было отмечено вначале, "дело УМХ" как его понимают в Австрии и как его подает Сергей Лещенко – это вопрос уплаты налогов по сделкам минувших лет. Но в такой интерпретации оно далеко не всем интересно, потому что нет изюминки. И тут на арену информационного цирка выпускают ручных приматов из Д/ЛНР. Уследить за их хаотичными конвульсиями сложно, поэтому обращаем внимание на хронологию.

Начнем с того, что сентябрь – октябрь 2015 г. стали "черной полосой" для Сергея Курченко. 18 сентября вождь ДНР Александр Захарченко ввел (Указ № 366) "первый уровень санкций" против компаний Курченко, обвиняя его в срыве поставок топлива в молодую "республику". В ЛНР для расследования злодеяний Курченко создали целую комиссию.

До первой декады октября вожди Донбасса фамилии Курченко и Ложкин не связывали. В российских СМИ, начиная с 25 сентября, при любом удобном случае в тексты вставляли рефрен "как известно, Ложкин занимался отмывание денег в Австрии". Опять же - без Курченко.

Потом внезапно "оказалось", что Курченко финансировал Вооруженные Силы Украины и крутил махинации не просто так. "Смахинированные" деньги он отправлял прямиком в Австрию, на счета Ложкину.

14 октября вышел второй пост Сергея Лещенко по "делу УМХ".

А 15 октября по всем российским СМИ разлетелся комментарий "депутата парламента ЛНР" Павла Малого, который возглавлял комиссию по Курченко. Как сообщил изумленной российской публике официозный сайт "РИА-Новости", "по словам депутата, финансовые махинации, производимые Курченко, подтверждает запрос Минюста Австрии, направленный в Украину, "касательно переводов денежных средств через два оффшора на счета Бориса Ложкина, который является руководителем администрации президента Порошенко"".

16 октября ДНР заявила об исключении Курченко из газового бизнеса на Донбассе. Об этом подробно написало российское агентство ТАСС. Но большая часть публикации посвящена не столько Курченко, сколько Ложкину.

ТАСС был кем-то уполномочен заявить, что "средства от махинаций Сергея Курченко на территории провозглашенной Луганской народной республики (ЛНР) поступали на оффшорные счета главы администрации президента Украины Бориса Ложкина. К такому выводу пришла специальная депутатская комиссия Народного Совета ЛНР по расследованию деятельности Курченко".

ТАСС развивает вброшенную мысль о том, что Курченко направляет деньги на оффшоры Ложкина. Как "подозревают" российские пропагандисты, глава АП – лишь посредник. А конечный получатель денег – президент Порошенко.

17 октября случился известный эпизод с взятием под стражу министра ТЭК и угольной промышленности ЛНР Дмитрия Лямина. МГБ ЛНР настаивает, что Лямин – вор и мошенник. Главарь ЛНР Плотницкий утверждает, что санкции на задержание Лямина не давал.

При этом глава ДНР Захарченко 18 октября выпускает официальное заявление, в котором выражает беспокойство тем, что арест министра "очень напоминает приемы олигархических войн за передел рынков, используемые на Украине".

Атака на Ложкина: российско-энергетический след

"Мы уверены, что здесь не обошлось без укроолигарха Сергея Курченко. Известно, что именно в эти дни он утратил монополию на поставки газа в Донбасс. ДНР и ЛНР блокируют его попытки захватить контроль над поставками угля, ГСМ, электроэнергии. Курченко, являющийся партнером пособника Порошенко Ложкина, грабивший Украину при Януковиче, теперь хочет продолжать грабить народ Донбасса" - говорит Захарченко.

Заметьте, фамилию Ложкина начали активно поминать всуе 15 октября, до этого ничего особого не было. И вот внезапно 19 октября Захарченко заявляет, что, оказывается, еще 13 октября он подписал Указ № 382, которым ввёл персональные санкции против Порошенко, Коломойского, Ложкина и Курченко.

Видите как интересно? Целую неделю предводители Л/ДНР в унисон с российскими СМИ клеймят позором Ложкина, а потому вдруг мудрый Захарченко припоминает, что он ввёл против него санкции.

Естественно, эта новость мигом разлетелась в России и в Украине. В ЛНР фишку с санкция осознали на день позже и также ввели свои органичения против указанных "четырех олигархов". Но поскольку народ уже совсем потерялся во всех этих нюансах, то целых 2 дня разные спикеры Л/ДНР разъясняли, что это за санкции и почему они так внезапно появились…

Таким образом, есть все основания утверждать, что кампания по дискредитации Бориса Ложкина с помощью привязки его к имени Курченко координируется из России и решения принимаются на высоком уровне. Приматы Лугандона должны создавать для этого информационные поводы, а российские государственные (!) СМИ на уровне интерпретаций формируют общую картину и расставляют акценты. Эпизод с "припоминанием" указа о санкциях – это свидетельство того, что Захарченко и Плотницкий абсолютно несамостоятельны и действуют по указке.

В сухом остатке мы имеем ситуацию, когда есть российская государственная позиция по дискредитации Ложкина. Таким способом россияне могут показывать, что данный канал коммуникации больше не работает. Вопрос – если не Ложкин, то кто? Медведчук?