УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Спасти адвоката Бугая. Причины активности Лутковской в деле топ-менеджера Курченко

Спасти адвоката Бугая. Причины активности Лутковской в деле топ-менеджера Курченко

Обычно достаточно тяжелая на подъем украинский омбудсмен Валерия Лутковская в воскресенье, 23 марта, очень сильно заинтересовалась нарушениями прав во время задержания Дениса Бугая, которого называют подельником разыскиваемого украинского олигарха Сергея Курченко и одним из основных свидетелей по его делу.

Мало того, что уполномоченная приступила к спасению Бугая от нарушителей его прав в выходной день, так она еще и прибегла к не совсем юридическому методу – блокированию выезда задержанного в суд.

"Обозреватель" выяснил, что же так сильно заинтересовало Лутковскую в деле адвоката и топ-менеджера Курченко, что она потратила свои выходные на борьбу за его освобождение, которого, кстати, добилась.

Уже традиционно для украинской политики причины нужно искать не в официальных заявлениях, а в кумовских связях и неафишированной "дружбе" некоторых политических деятелей с экономическими группами влияния.

Комментируя свое активность в отношении дела Бугая, Лутковская заявила, что вмешаться ее подвигло нарушение целого ряда прав во время задержания адвоката.

"Во-первых, фактическое задержание было в 5 утра, протокол о задержании написан в 22:20, что означает - через 17 часов после того, как лицо было фактически задержано. Кроме того, Центр бесплатной правовой помощи не проинформирован, адвокаты не допущены, все следственные действия были проведены без участия адвокатов", - сказала омбудсмен.

Она также добавила, что держала на контроле это дело с самого момента задержания, то есть с 22 марта, а в воскресенье решила вмешаться лично, потому что нарушения уже становились вопиющими.

На вопрос о том, знает ли она, что Бугай проходит по резонансному делу, а также о его связях с разыскиваемым олигархом Курченко, Лутковская заверила, что она совершенно не в курсе нюансов обвинения, поскольку это не входит в ее компетенцию.

"Я по сути дела с Денисом не общалась, я исключительно спрашивала его по тем пунктам, которые интересовали меня в рамках моей компетенции, в частности, когда он был задержан, когда был запротоколирован факт задержания, присутствовал ли представитель Совета адвокатов города Киева, в соответствии с законом об адвокатуре и адвокатской деятельности, были ли допущены адвокаты, каким образом спал, кормили ли его... Если речь идет о каких-то щепетильных вопросах, то они мне неизвестны обычно ни в каком уголовном деле, потому что, если вы откроете Уголовный процессуальный кодекс, вы не найдете там ни одной функции уполномоченного по правам человека. Поэтому я никогда не вмешиваюсь в судебный процесс, я никогда не определяю щепетильность-нещепетилтность данного вопроса, я не рассматриваю вопрос по сути и не помогаю или не мешаю суду определять вину или невиновность лица", - сказала Лутковская.

В обязанности омбудсмена действительно не входит юридический анализ дела, но как-то у украинского уполномоченного получается, что отбор на защиту прав проходят не все: некоторых защищают очень быстро и за два дня добиваются освобождения, а некоторых даже не начинают спасать от нарушения прав, несмотря на многочисленные просьбы и обращения.

Вероятно, есть и дополнительные критерии в процессе отбора. Бугай обязан рьяной защитой его прав своим юридическим и экономическим связям сразу с двумя олигархами. Как уже отмечалось, он был топ-менеджером Курченко, а также главой наблюдательного совета "Брокбизнессбанка", одним из основных акционеров которого является разыскиваемый олигарх.

Однако, по данным расследования "Украинской правды", на рынке Бугай ассоциируется с не очень дружественным Курченко Дмитрием Фирташем. Кроме того, Денис Бугай и адвокаты из его юридической фирмы неоднократно защищали интересы Фирташа в судебных спорах. В расследовании даже предполагается, что Фирташ также имеет отношение к "Брокбизнессбанку", и именно он предложил кандидатуру Бугая в набсовет этого финансового учреждения.

То есть, задержание Бугая и его показания были бы невыгодными не только Курченко, но и Фирташу, которые и так сейчас переживают не лучшие свои времена – одного разыскивают, а второго уже задержали.

При всей невыгодности показаний Бугая он, вероятно, человек нужный, вот и решили его спасать, а не закрывать рот другими способами. Для этого Фирташ воспользовался связями с Лутковской.

Связи эти, как часто бывает в украинском политикуме, родственные. Еще до назначения на должность омбудсмена Лутковская активно сотрудничала с бывшим министром юстиции Александром Лавриновичем, с декабря 2005 по ноябрь 2006 года она была заместителем директора по вопросам судебной защиты в юридической фирме "Лавринович и партнеры". Кроме того, они с экс-министром являются родственниками, его супруга – сестра Лутковской. Ну а самого Лавриновича давно ассоциируют с группой Фирташа-Левочкина.

Итак, очень похоже, что спасение Бугая от ареста произошло, благодаря старым связям Лутковской с группой Фирташа. Теперь у подельника Курченко, который, как оказалось, может поведать о делах и другого олигарха, появился шанс привести свои показания к нужной форме, а также разобраться с документами; а может быть, даже и покинуть территорию Украины, уйдя от правосудия.

Справедливости ради стоит отметить высокую вероятность того, что без нарушений при задержании Бугая таки не обошлось, ведь в последнее время украинские правоохранители и борцы с коррупцией часто выходят за рамки процессуальных требований.

При всей несправедливости ситуации, когда одних спасают от нарушения прав из-за их влиятельных друзей, а других нет, и необходимости решать эту проблему, хочется отметить, что максимально оперативно решить ее можно, просто прекратив нарушать права задержанных. Оправдание революционной целесообразностью должно отойти в прошлое, пора возвращаться в правовое поле, и тогда друзьям и родственникам влиятельных друзей задержанных просто не будет за что зацепиться.