УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Почему в Беларуси не исследованы сталинские репрессии?

1,7 т.
Почему в Беларуси не исследованы сталинские репрессии?

Официальное изучение репрессий советского периода в Беларуси свернули в середине 90-х. По мнению экспертов, в идеологию властей не вписывается память о жертвах сталинизма.

Белорусские историки продолжают проводить слушания общественного трибунала, расследующего преступления сталинизма. Второе заседание состоялось 13 апреля. Только по официальным архивным данным, число репрессированных в Беларуси в советский период составляет 600 тысяч человек. Некоторые же эксперты считают, что репрессии коснулись не менее 1,5 миллионов белорусов. Но на государственном уровне исследование этой тематики в стране было свернуто уже к середине 90-х годов. Попытки критического переосмысления белорусской истории сталинского времени приравниваются к фальсификациям, а госидеологи выступают за наказание за подобные инициативы со стороны общественности.

Никто не забыт, и ничто не забыто

Целью слушаний трибунала "Преступления сталинизма в Беларуси", ведущихся на общественных началах в Минске представителями организации "Международный трибунал", инициативы "За спасение Куропат" и незарегистрированного объединения "Белорусская ассоциация жертв политических репрессий", является обнародование имен преступников и жертв и привлечение внимания общественности к этой теме.

"На заседаниях мы рассматриваем наиболее значимые эпизоды советской истории до 1953 года. Например, решение от 1940 года об уничтожении 22 тысяч офицеров польской армии, из которых 3870 человек были расстреляно в тюрьмах Западной Беларуси", - рассказал DW один из инициаторов акции, кандидат исторических наук, член организации "Международный мемориал" Игорь Кузнецов.

По его словам, второе заседание трибунала состоялось 13 апреля. В этот день 75 лет назад в 1940 году была проведена вторая депортация жителей Беларуси в отдаленные районы СССР. "Арестованы 7 тысяч 800 семей, в 800 вагонов загружены около 24 тысяч человек", - цитирует Кузнецов докладную записку наркома НКВД БССР Лаврентия Цанавы на имя первого секретаря ЦК компартии Беларуси Пантелеймона Пономаренко. Всего же, по официальным данным, до 22 июня 1941 года из Беларуси было депортировано 130 тысяч "контрреволюционных элементов".

Разобраться в прошлом

"Чтобы идти в будущее, надо разобраться в прошлом", - убеждена участница общественного трибунала из "Белорусской ассоциации жертв политических репрессий" Зинаида Тарасевич. Она родилась в Архангельской области, куда на лесоповал из Минского района в 1930 году с клеймом "чуждые элементы" была насильно отправлена семья ее бабушки. Тарасевич считает, что реабилитации жертв сталинских репрессий с формулировкой "за отсутствием состава преступления" явно недостаточно. По ее выражению, "властям самим надо давно было назвать виновных".

Реакция белорусских властей на эту инициативу общественности последовала незамедлительно. Государственное телевидение показало сюжет с выступлением на семинаре идеологических работников зампреда Мингорисполкома Игоря Карпенко, предложившего "законодательно наказывать за фальсификацию истории Второй мировой и Великой Отечественной войны".

На белорусском телеканале ОНТ была организована специальная дискуссия в программе "Дело принципа", большинство участников которой придерживались мнения, что советский период истории критическому переосмыслению не подлежит. Тем более что от попыток ревизии истории неоднократно предостерегал глава государства Александр Лукашенко, заявляя, что "Беларусь первой на постсоветском пространстве вычистила от наглой лжи учебники по истории".

Непорочная система

Бывший старший научный сотрудник Института истории Академии наук Беларуси Татьяна Протько, автор книги "Становление советской тоталитарной системы в Беларуси в 1917-1941 годах", вспоминает, как изучалась тема репрессий в 90-х годах. Работа по этой тематике была свернута из-за прекращения финансирования, а архивы закрыты.

"Тогда, несмотря на сильную доказательную базу, властям очень хотелось, чтобы все было представлено как случайный сбой политической системы, - вспоминает историк. - Репрессии предлагалось рассматривать как проявление культа личности и отдельные нарушения законности, сама же советская система считалась непорочной". Нынешние власти тоже не хотят поднимать тему сталинского прошлого. "Аргумент, что было необходимо защищаться от врагов, используется и сегодня машиной политического давления на людей", - считает Татьяна Протько.

Новые мифы

С ней согласен белорусский методолог Владимир Мацкевич. "В Беларуси после развала Советского Союза победили те, кто базировался на советской идеологии и попытался реставрировать советскую экономику, препятствующую реформам", - заявил Мацкевич DW. Власти, по его выражению, занялись созданием новых исторических мифов, в которые не вписывается память о сталинских репрессиях и о преступлениях советского режима.

Однако главной проблемой и Мацкевич, и Протько называют отсутствие интереса к истории со стороны самого общества. По мнению Владимира Мацкевича, гуманитариям всей Европы стоит задуматься, почему усилия по воспроизводству сталинской идеологии оказываются на постсоветском пространстве столь эффективными, как это происходит сейчас в России и Беларуси.

Восстановить справедливость

Власти в Минске после 4 лет попыток так и не зарегистрировали белорусское отделение организации "Международный мемориал". Но инициаторы общественного трибунала работают и составляют "Черную книгу сталинизма в Беларуси". "Мы сведем в электронный вариант всю информацию с документами, научными публикациями, воспоминаниями репрессированных, списками жертв и палачей, а также фотографии и документальные фильмы", - пообещал Игорь Кузнецов.

По его словам, заключение по итогам работы трибунала будет опубликовано к 29 октября - Дню памяти жертв политических репрессий Беларуси. "Это дата символическая, потому что в 1937 году за одну ночь на 29 октября в минской тюрьме НКВД было расстреляно более 100 представителей белорусской интеллигенции", - заявил историк. Но точка на этом поставлена не будет. Кузнецов уверен, что "дальнейшее исследование материалов репрессий для восстановления справедливости в жертв будет продолжено".