УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Почему Майдан не победил?

14,1 т.
Почему Майдан не победил?

Оценивая достижения Майдана, его активные участники отмечают, что главные идеи - "Сменим систему, а не лицо наверху", "права человека - прежде всего", "очистим власть" - так и остались красивыми лозунгами. При этом практически никто из них не хочет устраивать еще одну "Революцию", понимая, что она будет слишком кровавой, слишком разрушительной.

Опрошенные "Обозревателем" евромайдановцы перечисляют претензии к власти, которая пришла на смену режиму Януковича - припрятанные штрих-коды на товарах страны оккупанта, лицемерие официальных лиц по теме АТО, крепость коррупционных схем и сдача украинских территорий.

Василий Зозуля, Кривой Рог, участник 2 майданов, волонтер АТО. Считает, что Петр Порошенко - выбор людей, которые проходили мимо Майдана.

Он винит украинское правительство в том, что до сих пор не введены санкции против страны-оккупанта.

"Треба працювати, бо головний бій ми не виграли. Зміни в людях є, то плюс - бо стали більш українськими люди. Раніше не можна було навіть кричати "Слава Україні!" (бо вважалося бандерівським та провокативним). А зараз майже вся країна сприймає це по-іншому".

Считает достижением, что свергли предыдущую власть, так как она была кремлевской, но винит власть нынешнюю в том, что та не защищает национальные интересы.

"Порошенко захищає свій бізнес, а нам треба захищати наш дім, бо більше не маємо нічого, крім країни. Коли спілкуюся з бійцями в АТО, бачу, що вони цим дуже стурбовані, майже налаштовані на третій Майдан".

Он считает, что нужно больше власти отдавать на места, чтобы люди могли выбирать и отзывать своих руководителей, включая депутатов, глав органов милиции и судей.

"Так само нікого не покарали за розстріл людей на Майдані. Хтось втік, когось відпустили...".

Не видит в новом парламенте достаточно патриотов. Но считает, что насильственным путем старое сознание части общества не одолеть - без своего 40-летнего скитания по пустыне избавиться от рабского мышления в Украине не получится.

"Кожна революція робить свої внески, але народ не міняється. Як можна було обрати засновника Партії регіонів? - критикует Зозуля Президента Украины Петра Порошенко. - Він з тієї епохі, що була в 90-ті, вийшов. Але народ вибрав. Порошенко - це є вибір не тих людей, яких стріляли на Майдані. Це вибір людей, які мимо проходили, та просто поруч пили собі каву..."

Зозуля считает, что украинцы спонсируют оккупантов через покупку российских товаров.

"На Заході питають - чому ми вводимо санкції, а в вас досі працюють банки російські, завозять сюди їхні товари і навіть ховають виробництво під українськими штрих-кодами, щоб обдурити більш-менш патріотичного покупця," - говорит Зозуля.

Упрекает власть в том, что она не называет вещи своими именами.

"В Донецьку немає АТО, антитерористичну операцію робив тут Янукович проти майданівців. А на сході ще з літа йде конкретна війна, але вони бояться введення військового стану і розповідають, що не зможуть працювати фінансови установи. А навіщо нам вводити цей стан в Києві? Треба вводити військовий стан на сході, і діяти там за військовими законами".

Считает, что введение военного положения позволило бы вернуть Донбасс Украине.

"Тоді б відповідала одна установа, а не СБУ, Міноборони, МВС... Зараз кожен з них робить те, що йому заманеться".

Читайте: Главный враг Украины - не Путин. Намажьте им всем зеленку на лбы - немецкий бизнесмен

Олег Дуб, житель Львова, майдановец и участник АТО, считает, что нынешние игроки на политической арене Украины к реформам страну не приведут. Но уверяет, что не разочарован.

Говорит, что для него ценностью является сам Майдан: украинцы победили страх, желание пойти на компромисс, выпрямили спины.

"Йде народна війна за збереження суверенітету. Є добровольчий та волонтерський дух - це показує, що є сили, які не дають країні зазнати поразки в обставинах, в яких вона давним давно мала б зазнати поразки. В тому, що країна бореться є наш головний здобуток".

Сравнивает происходящее нынче с самыми черными днями Майдана, когда казалось, что сопротивление обречено.

"Знов країна в цьому стані - знов бачимо, як ті самі лиця щось мутять, та знов бажають піти на компроміс - там, де йти на компроміс не можна. Але вважаю, що воно переламається".

По профессии он учитель истории, и потому отмечает в качестве достижения то, что избавили страну от министра образования Дмитрия Табачника. Рассчитывает, что впредь никто не посмеет переписывать украинскую историю.

Называет Януковича заглушкой, которая не давала народу дышать вольно. Но и лидера страны Порошенко называет песком.

"Янукович був явний самодур, а якщо подивиться на Порошенка чи Яценюка, відчувається смак лицемірства. Роблять вигляд патріотів, заграють з народом, висловлюють гасла патріотични, але поведінка нещира," - полагает Дуб.

Он отмечает, что патриоту невозможно опереться на такого Президента - ощущаешь, что тонешь в песке.

"Можна втонути, бо каменя нема. Спостерігаю і не бачу серцевини, точки, яку Президент здавати не буде - не буде здавати територію, наших громадян, не буде ділити нашу неділиму Україну. Після його гарного виступу в конгресі США дим развіявся, і зникає сам Порошенко... Бо немає в нього твердині".

Главная претензия Дуба к майдановской власти - коррупция. Майдан так и не привел к очищению власти, говорит активист.

"Корупція то є рак - вона більша загроза, ніж агресія Росії. Хвора на рак людина не може протистояти зовнішним загрозам, а ми бачимо Ярему, який не може нікого покарати".

Украина, по его мнению, топчется на месте.

"Назад зробити крок вони ще бояться, тому крок до узурпації влади не роблять, зупинення свободи слова поки не стається, хоча за кулісами намагаються. Але й вперед не йдемо", - говорит майдановец.

Утрату части суверенитета также ставит в вину главе государства.

"Втрачаємо не лише землю, втрачаємо важливіше: почуття суверенітету, почуття неподільності, священності. Справа в тому, що ми дозволили подумати, що можемо віддавати, можемо зрадити хоч одного громадянина, віддавши його чужій владі. Це руйнує принцип "один за всіх і всі за одного". Наша влада нам каже, що ми можемо, більшість, виторгувати собі якесь виживання за рахунок того, що здамо Крим, Донбас та людей, які там".

По мнению Олега Дуба, территории сознательно сдают. Он считает, что украинская власть выполняет некие тайные договоренности с Кремлем.

"Порошенко дає Путіну чіткі сигнали: забирай, забирай... Якби він так керував шоколадним бізнесом, як він керує армією, ми б не їли таких гарних цукерок. Не можуть навести лад в армії лише тому, що не хочуть".

Дуб считает, что народу внушают пораженческие настроения. И приводит примеры: вспоминает, как свободно пропустили террористов из Славянска в Донецк, как допустили трагедию в Иловайске.

"Йде в кращому випадку халатність, в гіршому - зловмисне підставляння бійців під поразки, щоб дати зрозуміти, що ми не можемо перемогти Росію військовою силою".

Он полагает, что Президент Украины должен быть источником уверенности в том, что украинцы способны преодолеть любую внешнюю угрозу. Он должен идти на жертвы ради Украины, отказываясь от личных интересов. Должен быть образцом патриотизма.

Читайте: Самый большой враг Украины не снаружи, а внутри – Грибаускайте

Алиса Пивоварчик, участница Майдана, одесситка, работник "Совета общественной безопасности" Одессы и волонтер АТО, считает, что Майдан находится пока в самом начале своего пути.

"Еще когда у нас отобрали Крым, я это начала слышать - что Майдан завершили, а стало только хуже. Но это не так. Мы имеем дело с огромной коррумпированной системой, которая интегрирована в российскую преступную матрицу. Бегством руководителей это не изменить. Предстоит системная работа. Революция дала только толчок, а дальше должна быть эволюция".

Считает проявлением инфантильности украинского общества ожидание скорого результата.

"Путем манипуляций с общественным мнением пытаются нас ввергнуть в тотальную безнадегу. Но если не останавливаться, у нас все получится. Меня на Майдан вывело то, что меня считали расходным материалом, пылью - человеком, которого можно обокрасть и он смирится, так как уверен: Матрицу нельзя разрушить".

По мнению Алисы, майдановцы систему, выстроенную Януковичем, только поколебали. Она видит проблему в том, что львиная доля общества не понимает - насколько важны перемены.

"Новое поколение будет свежее мозгами," - говорит Пивоварчик, и предлагает обратить внимание на образование.

"Это должно быть образование вирусного плана - мы должны идти к людям с иным мнением, мы должны разговаривать", - она предлагает нести в народ "майдановское мышление".

"Крым и Донбасс были бомбой замедленного действия. Была зацементированная безнадежность, - говорит Алиса, - Но и Германия не знала, насколько хочет быть единой, пока ее не разделили стеной. Я считаю, что и наша стена с Донбассом упадет."

Читайте: "Время торгашей прошло" - ветеран АТО не исключил возможность третьего Майдана

Михаил, участник обоих Майданов и боец добровольческого полка "Азов" из Донецка просит свою фамилию не называть. На оккупированной боевиками территории остается его семья.

"Зная лично многих людей, которые пришли к власти, я могу сказать, что они пришли, чтобы сделать лучше себе, а не народу. Это как милиционер, который приходит на работу не для того, чтобы ловить преступников, а чтобы повышать свое благосостояние. На пальцах одной руки могу перечислить чистых людей, которых взяли туда ради ширмы, кукловоды попытаются использовать их порядочность для прикрытия, так что хорошего от новой Верховной Рады не жду".

Его возмущает то, что бывшие члены Партии регионов и спонсоры сепаратистов из Донецка переместились в Киев, где спокойно развивают свой бизнес.

"Это не то, ради чего сложила головы "Небесная сотня", не то, что хотели люди, погибшие на востоке..."

Донетчанин допускает, что в Украине возможен еще один вооруженный переворот.

"Или мы заставим нынешнюю власть делать то, что хотел Майдан, или им придется самостоятельно распознать сигналы общества".

При этом он считает, что жертвы не были напрасны.

"Свержение Януковича было неизбежно. Майдана не могло не быть. Мы вынуждены были многое потерять. Но мы стали на путь, который приведет к обновлению. И жертвы являются гарантией необратимости этого процесса".

Он уверен, что в перспективе процессы, запущенные Майданом, приведут к преобразованиям не только в Украине.