УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Разрыв шаблона: встреча со школьниками из Угледара перевернула представление о Донбассе

11,7 т.
Разрыв шаблона: встреча со школьниками из Угледара перевернула представление о Донбассе

Я очень давно не садилась в поезд одна. Последний раз 7 лет назад. Очень переживала. Поводов для этого было несколько. Один из них – я ехала домой.

Пусть не в свой город и не в свой дом, но домой. Было странное ощущение. Ехала со злостью на тамошнее население. Они все для меня были сепаратистами, все, кто там остался, поголовно...

Почувствовала себя дома сразу, как только поезд тронулся.

Фото: 4stur.com.ua

Пол-вагона заняли земляки, экскурсионная группа школьников в сопровождении педагогов. Они возвращались из Каменец-Подольского.

Познакомились наутро. Повод был невеселый: у девчонки украли ночью рюкзак. Меня разбудил движ ребят, которые рыскали по вагону в поисках пропажи. Ребенок рыдал целое утро. Не нашли.

Я не удержалась, заговорила с преподавательницей.

– Вы из какого города?

– Из Угледара. Это маленький шахтерский городок. Раньше это был Марьинский район. Теперь непонятно какой, потому что Марьинка... Вы ж понимаете, что там. Городок очень маленький, население 15-18 тысяч. Сейчас за счет переселенцев больше, конечно, но... театра нет, кинотеатра тоже. Дети, получается, практически ничего не видят. Поэтому мы давно уже начали организовывать экскурсии по Украине. Первые – недалеко от дома. Пока детвора маленькая была, мы их возили в Святогорск, в Запорожье, потом поехали во Львов. Это была первая серьезная поездка. Нормально всё получилось: проблем в дороге не возникло, дети вели себя хорошо.

Позже съездили в Одессу, запланировали путешествие в Каменец-Подольский... И началась война.

Мы очень близко от военных действий, поэтому в первый год наступило моральное опустошение, эмоциональное отупение, разобраться во всем этом очень сложно. Переселенцев много, детей, которые сидели в подвалах, под бомбежками.

Читайте: Защитить Украину: переселенка из Донецка решила стать пограничником

- У вас такие тоже учатся?

- Учатся, конечно. Из Марьинки люди бежали в чем спали, в пижамах, ночнушках. В пять утра их начали бомбить. Это страшно. У детей из таких семей могут быть серьезные психологические проблемы.

В общем, в первый год мы с детьми никуда не ездили. А теперь вот решили восстановить свой "экскурсионный проект". Все железнодорожные маршруты изменились. Поэтому пришлось заново все выстраивать, планировать маршрут поездки. Раньше мы ехали в Донецк, а из Донецка было сообщение с любым городом страны. Теперь – сами понимаете.

- Как у вас родилась идея таких поездок?

- Я считаю, что дети должны знать страну, в которой живут. Тогда они будут больше ее ценить, любить, понимать.

Центр Европы находится в Украине, в Рахове. Европа – это мы. И мы должны делать Украину Европой, не смотреть на кого-то, не ждать подачек.

В стране две горные цепи, два моря, богатые черноземы, огромная площадь. Нужно просто любить свою страну и делать все для того, чтобы Европа на нас равнялась, а не заглядывать кому-то в рот. Эти мысли я пытаюсь привить детям.

До всех этих событий они у меня совсем маленькими были, 6-7 класс. Мы съездили во Львов, а потом в Одессу. На обратном пути они мне сами рассказывали, какие города разные: Львов больше похож на сказочный замок, а Одесса на большой рынок. И какие разные люди там и там.

Фото: moving.in.ua

Львов сдержанный, воспитанный, интеллигентный, но сноб. Одесса – базарная баба. В шестом классе они сами сделали такой вывод. Мне даже не пришлось прилагать никаких усилий. Они сами смотрят, они делают выводы. Я считаю, что хоть десять раз покажи ребятам во время классного часа флаг и герб, хоть раскрась все вокруг в сине-желтый цвет, толку не будет. Все, что насильно насаждается, отторгается.

- Вы совершенно правы. Я сама поняла, что живу в Украине, и какая у нас замечательная страна, только в 28 лет, когда попала в Киев.

- В Киев мы не доехали. Там же начали шины жечь, я побоялась туда детей везти. Этой весной собирались, но снова на Майдане какие-то палатки. И мы решили в Каменец. В Киев было бы ближе, удобнее и дешевле. Экономическая обстановка у нас очень тяжелая, как и везде. Город живет за счет двух шахт. И на шахтах сейчас творится непонятно что, шахтерам по 600 гривен дают, частями. А от них зависим все мы. Вся инфраструктура, весь бюджет привязан к этим двум шахтам. Больше ничего нет. Три школы, два сада, какие-то вспомогательные учреждения, сфера услуг. Все. В общем, в Киев было бы дешевле, и я надеюсь, мы туда все-таки выберемся.

Но поездка в Каменец-Подольский получилась прекрасная. Провели там два дня, посмотрели сам Каменец, съездили в Черновцы. Полные впечатлений, возвращаемся домой с целыми рюкзаками сувениров и подарков родным и близким. И вдруг этот случай, кража рюкзака.

Читайте: Сын-аутист и предательство мужа: драматическая история переселенки с тремя детьми

- Я слышала обрывки разговоров. Как все произошло?

- Мы сели в Хмельницком довольно поздно. Места вразброс, по всему поезду. Пока детей усадили, пока раздали постели, прошло достаточно много времени. Когда мы уже укладывались, рюкзак лежал в зоне видимости, над полкой одного из наших мальчиков. Но рядом три места занимали чужие люди. Мы всегда стараемся занять целое купе, но в этот раз так не получилось.

Детвора, они же непосредственные. У девочки POWER BANK, зарядное устройство, аккумулятор, все гаджеты сравнительно дорогие. Кроме того, она везла домой все воспоминания и впечатления от поездки в виде сувениров. Вечером все к ней бегали: "Мила, дай BANK". "Он там у меня, наверху, доставать не хочется".

Утром в начале девятого начали просыпаться, рюкзака нет. По словам проводников, единственный парень вышел за этот промежуток, никто больше из вагона не выходил. В руках у него была огромная черная сумка. В эту сумку, по словам проводников, можно и ребенка положить.

Что там в этой сумке? Мы не можем его обвинять, сначала даже подумать не могли, что рюкзак этот украли. Случалось, терялись тапочки, фотоаппарат, но потом все находилось. Думали, что в этот раз тоже самое. Перевернули сложенные матрацы. Сначала я все пересмотрела, потом Наталья Николаевна, потом детвора мобилизовалась, как тараканы весь вагон обыскали, по всем верхним полкам лазили. Нигде нет.

И тогда уже начали действительно беспокоиться, потому что дело серьёзное. Опросили всех соседей, выяснилось, что паренек, ехавший на 28-м месте, вышел в шесть двадцать восемь. Выяснилось, что детвора до этого с ним разговаривала. У нас есть один Шерлок Холмс, узнал, на какой улице живёт тот паренек, в каком городе. А он это или не он, мы не знаем.

Пришлось вызвать транспортную милицию, подали заявление в Днепропетровске, уже на станции. Заявление приняли, зарегистрировали, и с тех пор уже четыре раза звонили из полиции Днепропетровска, и Знаменка звонила. Им тоже передали это заявление, поскольку в то время, когда мы обнаружили пропажу, поезд находился где-то возле Знаменки. Теперь сказали написать еще заявление по месту жительства.

Читайте: "Заблудились" навсегда: на Донбассе погибли почти 700 российских военных

- А что сказали? Выяснят по номеру месту фамилию пассажира?

- Конкретно нам ничего не пообещали. Сейчас же принят закон о персональных данных. Сказали, что из-за этого даже милиции трудно получить эти данные.

К разговору подключилась вторая учительница:

- Бред это всё... Отфутболили просто, не хотят заниматься. Глаза замыливают.

- Не знаю, но вот сейчас они вроде бы все активно работают поэтому вопросу, – возразила первая.

С их "Шерлоком" я тоже пообщалась. Он сказал, что парень, сошедший с поезда той ночью, представился Женей из города Смелы Черкасской области. Надеюсь, в итоге полиция все же разыщет похитителя рюкзака, кто бы это ни был.

Несмотря на неприятную историю с кражей, встреча с детьми произвела на меня чудесное впечатление. Я хочу, чтобы о них узнали. Они этого достойны. Я хочу, чтобы украинцы знали, что все не зря. У детей есть родители, которые не жалеют средств на такие поездки. А это значит, что их позиция такая же, как у учителей и самих детей.

Фото: goroddosug.ru

Я уже давно не слышала такого заливистого детского смеха, не видела столько любознательных детских глаз. Они задавали умные вопросы. Под определение "тупые, алчные и жаждущие халявы сепаратисты" эти ребята никак не подходят. Честно скажу, у меня произошёл разрыв шаблона. И я этому рада.

Читайте:"Мы вернемся и все восстановим": история семьи переселенцев из Песок