УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Маевки: последнее искушение христианина

Маевки: последнее искушение христианина

Кто-то будет выбирать, идти ли на первомайскую демонстрацию, кто-то будет выбирать, есть ли шашлык или отказаться от него

Жизнь современного человека не приспособлена для духовных нужд. Сегодня большинство из нас – сначала наемные работники, а уже потом – христиане. И только в большие религиозные праздники православные вспоминают о собственной вере.

В этом году непривычно поздняя православная Пасха совпала с майскими праздниками, которые стали дополнительным "искушением" для верующих в Страстную неделю – самую строгую неделю Великого поста.

Об "информационном" и "потребительском" посте, о духовных практиках трудоголиков, о кофе и сладостях как о страстях и о значении последних предпасхальных дней в пресс-центре "Обозревателя" рассказал глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий (Коваленко)

"Обозреватель": Как известно, в этом году различие во времени между православной, католической и иудейской пасхой составляет более месяца, тогда как в некоторые годы эти даты практически совпадают. С чем это связано?

Протоиерей Георгий (Коваленко): У нас произошел сбой, когда разделились календари – юлианский и григорианский. Этот сбой и дал такие отличия. День Пасхи вычисляется по отношению к лунному календарю, есть определенные запреты, раньше какого дня не может быть Пасха – это связано и с иудейской Пасхой. Богословы говорят о том, что христианам все-таки как-то надо договориться и хотя бы Пасху праздновать в один день.

Но, думаю, в этом тоже нет ничего страшного, потому что мы празднуем не день, не дату – мы празднуем светлое Христово Воскресение. Поэтому главное – на расчет дня. Главное – чтобы произошло воскресение в нашей душе.

"Обозреватель": В чем состоит строгий пост, который начался в Вербное воскресенье?

Протоиерей Георгий (Коваленко): В период строго поста мы отказываемся от любых развлечений, вспоминая страсти Христовы. Мы ограничиваем себя в еде, пост усиливается, но в то же время начинаем готовиться к Пасхе. Хозяйки начинают готовить куличи и другие блюда. В четверг-пятницу-субботу наши дома будут наполняться не очень постными запахами. Но чтобы не потерять сознание, нужно посещать богослужения.

"Обозреватель": Кому разрешено не придерживаться поста?

Протоиерей Георгий (Коваленко): Разрешается ослаблять пост для детей, для беременных, для кормящих матерей, для людей, которые тяжело работают, имеют определенные заболевания. Но мой опыт говорит о том, что как раз больные люди, скорее, больше постятся, чем те, кто полны сил.

Я думаю, не надо сосредотачиваться только на еде. Нужно подумать, что нас отделяет от Бога. Если есть какие-то вещи, которые мы считаем своими страстями, вредными привычками, от них нужно отказаться. Кто-то может попробовать бросить курить – хотя бы на эту неделю. Кто-то полностью отказаться от сладкого, кто-то – от телевизора, кто-то – от Интернета. Но если не можете отказаться, то хотя бы выбирайте тот контент, который будет помогать вспоминать о духовном, а не подпитывать собственные страсти.

"Обозреватель": А как насчет такого удовольствия, как кофе? Следует ли отказываться от него на эту неделю?

Протоиерей Георгий (Коваленко): Если для кого-то кофе – страсть, то можно и отказаться. Я утром уже выпил чашечку кофе. Как я могу советовать всем отказываться от кофе? Я знаю людей, которые на пост полностью отказываются от кофе. Я знаю людей, которые отказываются от шоколада или конфет. Все-таки это должно быть индивидуально.

Думаю, сегодня наиболее важные вещи, от которых следует отказаться – это информационные искушения, потому что, к сожалению, не весь репертуар наших телевизоров и не все сайты в Интернете настроены на страстной лад. Информационный пост уместен и уместен потребительский пост. Попробуйте отказаться от лишнего шопинга в эти дни. Это определенная жертва для кого-то, и ее надо сделать.

Но любой отказ, любой духовный подвиг должен иметь цель. Не просто ограничение ради ограничения, а ограничение ради чего-то. Если мы информационного себя ограничиваем, мы должны чем-то наполнить это время – то ли молитвой, то ли чтением святого письма, то ли добрыми делами.

"Обозреватель": Подходит к завершению последний этап Великого поста – Страстная неделя. В чем состоит отличие этих дней от предыдущих дней поста?

Протоиерей Георгий (Коваленко): Для нас это очень важное время. В церкви даже отменяется поминание святых, остаются только страстные богослужения. Точно так же и мы с вами должны отложить земные заботы и сосредоточиться на главном – на последней неделе до Пасхи, потому что только тот, кто прошел с Христом страстной путь, может в полной мере почувствовать радость светлого Христового воскресения.

Для христианина крест – не орудие казни, не символ смерти. Для христианина крест – это символ победы над смертью, символ жертвенной любви Бога к людям. Когда мы что-то отдаем, чем-то жертвуем для Бога или для ближнего, тогда это настоящая христианская любовь. Когда мы сосредотачиваемся на удовольствиях для себя, на отъеме, поглощении и т.д. – тогда мы определенно идем не божьим путем.

В Вербное воскресенье Господь изгнал торгующих из храма. Это символ того, что мы должны отвлечься от земного и материального. Мы должны из храма собственной души изгнать торговцев, чтобы оставить храм нашей души Богу.

Великий четверг – один из главных дней Страстной недели. Это день, когда произошла Тайная вечеря, когда было установлено таинство причастия – главного таинства православной церкви. В четверг, который мы называем чистым, не главное – убирать в доме. В четверг нужно все закончить и утром посетить богослужение. Тем, кто постился, по возможности причаститься.

В четверг вечером совершается служба Великой пятницы, читаются 12 страстных евангелий. Это одно из самых душевных богослужений. Мы все стоим в храме с зажженными свечами, а потом эти свечи несем домой. Очень красиво, когда наш город наполняется людьми, которые идут, едут с лампадками или просто с обрезанными пластиковыми бутылками, в которых горят свечи. Эти свечи – символ того, что даже в Страстную пятницу, когда люди распинают Бога, в нас еще теплится надежда, теплится вера.

Хотелось бы, чтобы в этот день, 2 мая, наши города наполнились не запахом первомайских шашлыков, а свечами, символизирующими нашу веру в воскресение Христа.

В пятницу будет выноситься плащаница и мы будем размышлять о событиях распятия, общения Христа с разбойниками, которые были распяты вместе с ним, снятия с креста и положения во гроб.

Затем мы переходим к Тихой субботе, когда мы вспоминаем положение Христа во гроб, его сошествие в ад, из которого он вывел всех ветхозаветных праведников, ожидающих восстановления единства с Богом, которое было нарушено первым человеком – Адамом. В Великую субботу произойдет великое событие – сошествие благодатного огня в Иерусалиме.

Традиционно пасхальное богослужение начнется в 23:30. Это главное богослужение года. В богослужебной книге, по которой мы служим, написано, что ни вино, ни яйца, ни сыр, ни молоко не являются пасхой. Пасха – сам Христос, и только тот, кто причащается, вкушает истинную пасху. Только тот, кто постился, кто исповедовался на Страстной неделе, может причащаться за пасхальной литургией. Это наша главная трапеза.

"Обозреватель": Что вы можете порекомендовать христианину, который в силу загруженности практически лишен возможности посещать богослужения и вести духовную жизнь?

Протоиерей Георгий (Коваленко): Каждое из событий Страстной недели заставляет нас задуматься. Даже на работе или на отдыхе мы должны размышлять над евангельскими событиями. Для этого достаточно просто читать святое писание – всего несколько глав в четырех евангелиях. Я бы рекомендовал всем перечитать эти главы, потому что в них – самые главные для человека вещи.

Мы иногда так много работаем, что иногда забываем про душу. Но Господь нам давал заповедь – шесть дней работать, а седьмой день отдать Богу. Мы плодотворно работали весь год, а теперь давайте отдадим эту неделю Богу и достойно подготовимся к светлому Христовому Воскресению.

"Обозреватель": В этом году Пасхе предшествуют майские праздники. Насколько традиционные маевки могут испортить подготовку христианина к встрече Пасхи?

Протоиерей Георгий (Коваленко): Для нас будут определенным искушением эти маевки. Но, думаю, это и хорошо, потому что человек не должен находиться в тепличных условиях, он должен выбирать. Кто-то будет выбирать, идти ли на первомайскую демонстрацию, кто-то будет выбирать, есть ли шашлык или отказаться от него.

У нес есть еще одна интересная вещь – бокс в пасхальную ночь. Это тоже будет определенным выбором для людей – смотреть бой в прямом эфире или в повторе в воскресенье.

Здесь все неоднозначно. Очень просто все запретить, очень трудно понять. Главное, что мы должны подарить друг другу – это любовь, а не осуждение. Христианин должен благодарить Бога за все и должен действенно демонстрировать любовь к Богу и ближнему, даже когда ближний делает что-то не так.

Главное, чтобы мы, закончив поститься, не закончили жить в соответствии с собственной верой, чтобы наша пасхальная радость была такой, чтобы мы не теряли разума, не теряли понимания того, что мы празднуем. Поэтому очень важно в святости провести дни святые. 40 дней мы будем праздновать Пасху и поздравлять друг друга пасхальным приветствием.

Читайте новости по итогам пресс-конференции:

УПЦ сделала православным мобильный подарок

В УПЦ предложили перенести выходной с понедельника на Страстную пятницу

В УПЦ МП рассказали о состоянии здоровья митрополита Владимира

Софии Киевской угрожает не богослужение, а поток машин по Владимирской – УПЦ МП

Смотрите видеосюжеты:

Протоиерей Георгий о Страстной неделе для занятых

Священник о восточных практиках для христиан

До Пасхи можно успеть бросить курить

УПЦ сделала мобильный подарок православным

Протоиерей Георгий: настоящая Пасха - не пища

Смотрите полную версию видеозаписи пресс-конференции