УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Лестница в небо: как продавец автозапчастей стал мастером-краснодеревщиком

Юрий Андресюк

33-летний Юрий Андресюк – мебельных дел мастер и зарабатывает на жизнь любимым делом, хотя еще пять лет назад работа с деревом была для него всего лишь хобби.

Как получилось, что успешный торговый представитель фирмы по продаже автозапчастей стал хозяином собственного маленького бизнеса?

Как вообще человек решается оставить место, приносящее стабильный доход, ради очень призрачных финансовых перспектив самореализации? Что тут важнее: усталость от рутины, увлеченность идеей, поддержка родных? Об этом Юрий рассказал "Обозревателю".

Далее – от первого лица.

Дом, который построил…

Я родом из Миргорода, в Киев приехал поступать в Национальный аграрный университет, поступил на заочное отделение и сразу же устроился на работу в фирму по продаже запчастей, поначалу просто грузчиком. Университет я выбрал не потому, что мне была интересна эта специальность – просто так у нас в стране принято, что нужно получить диплом, вот я и поступил.

Читайте: Королева цукатов: как домохозяйка в 50 лет создала свой "сладкий" бизнес

С Аней, будущей женой, мы познакомились в университете – она училась на той же кафедре, что и я, только на очном.

Аня родом из Киевской области, из села Коржи. После свадьбы поселились поначалу у ее родителей, а потом мы с тестем начали пристраивать к дому отдельную половину с собственным входом.

Строил ли я что-то раньше? Нет, не строил. У тестя был кое-какой опыт, у меня – нет. Но мой отец еще с детства заложил во мне убеждение: "Не умею – это все равно что "не хочу". Было бы желание, время и терпение, а научиться можно всему. Я возвращался с работы на электричке в восемь вечера и до темноты таскал пеноблоки для нового дома.

Мы вдвоем с тестем построили двухэтажный дом площадью 60 квадратов за полтора года. Сделали все сами, включая канализацию и сантехнику, только пришлось заплатить тем, кто проводил отопление и газ.

Все началось с бани

Первая работа с деревом началась с постройки бани. Мы с Аней съездили в Карпаты покататься на сноубордах, и там я впервые попарился в бане. Понравилось! Вернувшись, решил сделать себе такую же. Мы с тестем выгнали стены, положили крышу, я купил и установил печку. Теперь надо было внутри обшить все деревом, сделать скамейки, лежанки. Как-то по дороге с работы заехал в строительный супермаркет, попросил продавца подобрать пилу и фуганок. Купил то, что они посоветовали. Потом оказалось, что это был худший инструмент в магазине. Все со временем приходит – и чувство инструмента тоже, когда начинаешь понимать точно, какой инструмент нужен, как он должен выглядеть…

В новой бане мы с Аней поначалу до теплового удара досиживали. Потом уж я почитал в интернете, как правильно париться.

Мебель для дома тоже делал самостоятельно. Вспомнил, как в детстве нравилось строгать кораблики и запускать их по реке Хорол. Не то чтобы у меня кораблики какие-то особенные получались, нет. Но, опять-таки, все зависит от отношения. Если хочешь что-то сделать хорошо, у тебя обязательно получится. Информации в интернете достаточно, и совета всегда можно попросить у знающих людей.

В "Макдональдсе" на привокзальной площади в Киеве я как-то увидел интересную деревянную люстру – как будто крыша железнодорожного вагона со свисающими лампочками. Прямо влюбился в эту люстру и решил, что такая же будет у меня дома. Закончив внутреннюю отделку, взялся за люстру. К тому времени в "Макдональдсе" случился пожар, и там все полностью переделали, так что у меня даже фотографии под рукой не оказалось, – спроектировал по памяти, вышло похоже.

Мне очень хотелось сделать у себя в доме все так, чтобы самому нравилось. Смастерил много чего: резной портал вокруг входной двери, скамьи, столы, полки, кровать, светильники, гардеробную. Мастерить мне доставляло удовольствие, чего не скажешь об основной работе.

Непыльная работа

В фирме я к этому моменту уже прошел несколько ступеней карьерной лестницы, от грузчика и кладовщика до торгового представителя. В этом качестве нужно было постоянно объезжать магазины запчастей, предлагая товар. Мне выделили территорию от Харьковского района Киева и дальше по Харьковской трассе до самой Полтавы.

Работа непыльная, не кирпичи таскать, но ужасно утомительная. Во-первых, нужно держать под контролем каждую мелочь и все держать в голове. Во-вторых, времени на жизнь совсем не оставалось.

За рулем я проводил весь день с 9 утра до 9 вечера. По субботам мы должны были осваивать новые регионы, искать новые точки продаж. Требовалось обеспечить определенный минимум продаж, иначе штраф.

За всеми передвижениями следила фирма – через систему навигации в мобильном телефоне. В принципе, это правильно, работодатель имеет право требовать, чтобы твое время принадлежало ему и ты пахал с полной самоотдачей. Только вот меня это не устраивало.

Читайте: "Мы вернемся и все восстановим": история семьи переселенцев из Песок

Примерно через год такой работы я чувствовал себя выжатым, как лимон. А тут еще руководство фирмы устроило для нас дорогостоящий трехдневный тренинг, пригласили иностранных преподавателей, выдали нам сертификаты. Я слышал краем уха, что меня по результатам тренинга назвали одним из самых перспективных менеджеров.

По окончании тренинга начальник нас поздравил и произнес речь: мол, мы добьемся, что вы будете получать не менее полутора тысяч долларов. 2009 год, кризис в разгаре, доллар и цены растут, продажи падают. Я слушал шефа и думал: интересно, сколько же придется работать, чтобы получить эти полторы тысячи? Ночевать за рулем, что ли?

Нас попросили написать отзывы о тренинге, о том, что он нам дал. Я написал: "Спасибо, я понял, что на правильном пути". Это была ирония: я уже принял решение уволиться.

Семейный совет

Жена не работала, была домохозяйкой. Моей зарплаты хватало, чтобы ни в чем себе не отказывать – мы построили дом, купили машину, ездили отдыхать по Украине. Не гуляли, как большинство молодежи, не тратили деньги на рестораны и клубы, – мы с женой домоседы и были довольны жизнью. Но она знала, что я сильно устаю.

Мы сели и обсудили ситуацию. Я сказал, что больше так не могу. Хочу быть дома с семьей, а не колесить без отдыха по области. У меня накопились кое-какие сбережения, я мог себе позволить подумать какое-то время, чем хочу заняться. Например, делать ремонты, строить дома.

Я предупредил, что денег какое-то время может не хватать, придется затянуть пояса. Конечно, нам обоим было страшновато отчаливать от привычных берегов, пускаться в самостоятельное плавание, где будущее укрыто туманом. Но Аня сказала: как решишь, так и поступай, я тебя поддержу. И я написал заявление об увольнении.

Первый успех

Один знакомый позвал поработать у него подсобным рабочим на строительстве дома. Я выполнял черновую работу, но как-то предложил ему пошпаклевать стены. Он удивился, что я это умею. Увидел, что у меня руки откуда надо растут. А сам он столяр-краснодеревщик, когда-то руководил авиамодельным кружком в Барышевке, а сейчас берет заказы на деревянные изделия. Ему как раз поступил заказ на деревянную лестницу, и он позвал меня в помощники.

Мы сделали лестницу, потом я себе в дом сделал похожую – с первого этажа на второй. Сам все рассчитал, начертил проект. Неплохая получилась, хотя сейчас, конечно, сделал бы лучше.

Потом во дворе родительского дома в Миргороде построил беседку и детский комплекс. Они сдают жилье отдыхающим, это ведь курорт, туда даже из Германии люди приезжают лечиться на воды.

Кто-то из гостей спросил – кто это вам смастерил такую детскую площадку? Хочу, мол, такую же заказать. Родители дали мой телефон. И пошло-поехало: я выполнил один заказ, потом другой, рекламой служило "сарафанное радио". Родители, когда я ушел с работы, были в шоке, а теперь ужасно мною гордятся, мне даже неловко, когда расхваливают меня перед знакомыми.

Уха из красной рыбы

Сейчас я делаю на заказ любую мебель, лестницы, беседки, перголы, ограждения на верандах. Для рекламы веду страницу в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме, плюс сайт на бесплатном хостинге. Кроме того, вручаю визитку каждому человеку, который мне понравится.

Первые пару лет заказов было очень мало, поэтому я занимался ремонтами. Но уже три года как полностью переключился на деревянные изделия. Постоянно читаю специализированные журналы, смотрю страницы известных мастеров в интернете, общаюсь с другими мастерами. Чтобы купить инструмент, поначалу пришлось кое-что продать – например, я продал доску для сноуборда и купил хорошую пилу.

Когда нет работы, я ищу интересные образцы и копирую их для собственного развития, хотя потом чаще всего эти вещи удается продать. Вообще я могу сделать любую вещь по картинке в журнале, часто заказчики именно с этим ко мне и приходят.

Несколько лет назад увидел деревянное кресло-качалку, загорелся идеей, но руки дошли только сейчас. Это очень трудоемкая, кропотливая работа, не меньше трех недель на одно кресло. Сделал пару таких. В Европе похожие стоят по 3,5 тысячи евро, в Штатах – 6 тысяч долларов.

Как я устанавливаю цены? Если честно, то почти с потолка. Учитываю цену материалов и прикидываю, сколько хочу получить за свой труд. Наверное, часто бывает, что продешевил. Но я не огорчаюсь, мне хватает. Главное, получаю удовольствие от творчества.

Читайте: История успеха: как секретарша создала бизнес на любви к сладкому

Аня сейчас тоже работает – помощницей по дому, или, скорее, домоправительницей у одних наших знакомых.

В целом мой доход сейчас примерно такой же, каким был, когда я работал торговым представителем. Но радости от жизни гораздо больше. В том числе и от семейной. Приняв решение об увольнени, я сказал Ане, что это поможет нам научиться жить скромнее, экономить. И действительно, поначалу бывали периоды, когда трудновато было сводить концы с концами. Но мы научились обсуждать проблемы, правильно выражать свои мысли и чувства. С неурядицами мы справлялись вместе, и это нас еще больше сблизило.

Теперь в периоды высоких доходов мы закупаем красную рыбу и кладем в морозилку. А когда заказов маловато, настают, так сказать, "трудные времена", варим уху из красной рыбы. Помните, как Верещагин в "Белом солнце пустыни" ел черную икру ложками и капризничал, что хлеба нет? Едим уху и смеемся: у нас все отлично!

Лестница в небо: как продавец автозапчастей стал мастером-краснодеревщиком
Лестница в небо: как продавец автозапчастей стал мастером-краснодеревщиком