УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Последний шанс: чтобы сберечь независимость, Украине нужна система теробороны

38,4 т.
Последний шанс: чтобы сберечь независимость, Украине нужна система теробороны

Дипломатический процесс, на который делает ставку руководство Украины в конфликте с Россией, может дать желаемый результат лишь тогда, когда за спиной дипломатов будет стоять внушительная военная машина, столкновение с которой будет сулить большие проблемы любому противнику. И чтобы обрести такой внушительный внешнеполитический аргумент властям страны необходимо совершить ряд очевидных действий, идти на которые они пока явно не спешат, невзирая на стуацию на востоке.

Слова о том, что "счастье на стороне больших батальонов", принадлежат Наполеону Бонапарту. Блестящий тактик и стратег, который умел побеждать большие силы противника, он все равно отдавал должное огромному значению количественной составляющей в военном искусстве. Однако в современной Украине некоторые политики и военные напрочь забыли этот тезис великого корсиканца, заученно повторяя мантру о профессиональной, хорошо обученной и немногочисленной армии. О таком войске не уставали говорить даже такие "выдающиеся военные специалисты", как врач-гинеколог Раиса Богатырева, которая несколько лет была секретарем Совета национальной безопасности и обороны, и Юлия Тимошенко, которая тезис о "маленькой высокопрофессиональной армии" сделала привлекательным элементом своих предвыборных программ. Действительно, этот тезис обещает молодежи возможность не служить в армии, а всенародное дело защиты Отечества превращает в обязанность кучки профессионалов.

Конечно, такие идеи обречены на успех. Можно представить восторг избирателей, если бы предложить отменить все налоги. Именно поэтому во многих странах мира, в том числе и в Украине, запрещено выносить на референдум вопросы налогообложения, ведь результат такого опроса известен заранее, потому что не платить приятнее, чем платить. Следовательно, речь идет о классическом популизме.

Если же подходить к проблеме ответственно, то надо признать, что существует определенная пропорция количественных и качественных параметров оборонительных возможностей страны. Даже очень профессиональная, но маленькая армия может оказаться не в состоянии противостоять менее качественной, менее мотивированной, но такой армии, которая намного превосходит своего качественного противника численно.

Читайте: Бойцы АТО показали суровую "селфи-палку" из ствола танка: видеофакт

Армия агрессора - российская - имеет давние традиции побеждать массой, "пушечным мясом", огромным количеством живой силы и большим техническим парком вооружений. Эта армия сейчас насчитывает более миллиона активных военнослужащих и свыше двух миллионов обученных резервистов. Добавьте к этому 200 тыс.. пограничников, которые имеют свою авиацию, боевые корабли и моторизованные части. По канонам военного искусства, тот, кто обороняется, должен противопоставить немногим более трети от числа сил нападающего. Прикрыв другие границы резервистами, Россия может выставить против Украины более миллиона войска. Для паритета Украина должна в оборонительной войне против российского агрессора иметь не менее 350-400 тысяч солдат и офицеров, не считая тех, кто должен прикрывать другие границы страны.

Способна ли Украина в ее нынешнем финансово-экономическом состоянии содержать почти полумиллионное количество высокооплачиваемых военных профессионалов? Ясно, что нет. И здесь министр обороны генерал Полторак прав, когда говорит, что без мобилизации в ряды Вооруженных сил Украины не обойтись. При этом отдельные ударные, элитные и высокотехнологичные части ВСУ - десантные, силы спецопераций, морская пехота, спецназ и так далее - должны быть профессиональными.

Устоять в войне с Россией (учитывая разницу потенциалов) Украина может, только сделав эту войну всенародной, такой, которую ведет все украинское общество, а не какая-то маленькая его часть. А это значит, что страна должна быть тотально мобилизованной, и кроме ВСУ, Нацгвардии и пограничников, должна быть еще мощная территориальная оборона и армия резерва. В частности, необходим резервный добровольческий корпус, в составе которого были бы мотивированные люди, которые уже прошли службу в ВСУ и других силовых структурах, участвовали в боевых действиях, являются демобилизованными, но готовыми и дальше защищать Украину. Среди таких немало опытных и профессиональных лиц, которые не должны растворяться где-либо после службы в ВСУ, а должны поддерживать свой военный тонус, продолжать свою выучку в мирное время, а в период боевых действий или усиливать собой ВСУ, или действовать в системе территориальной обороны.

Читайте: Мобилизация в Украине: Тымчук назвал плюсы и минусы принудительной военной службы

Иностранный опыт

Система территориальной обороны существует во многих странах мира. Есть, в частности, швейцарский, израильский, финский опыт. Интересная система сложилась в Эстонии, где лишь 1,5 миллиона населения, но эта маленькая нация не собирается возлагать все надежды только на НАТО, членом которого Эстония является.

Фактически эстонцы сейчас возродили то, что у них было до 1940 года, сталинской оккупации, они возродили добровольческую военную структуру, которая называется на эстонском языке "Кайтселийт" - "Союз обороны". "Кайтселийт" сформировался во время освободительной войны эстонского народа в 1918-20 годах. После войны организация существовала в виде спортивных клубов и объединений. Однако мятеж коммунистов 1 декабря 1924 показал, что меры по усилению внутренней безопасности и охраны порядка в стране являются абсолютно необходимыми. Поэтому в феврале 1925 года "Кайтселийт" был воссоздан во главе с генерал-майором Йоханнесом Орасмаа.

"Кайтселийт" стал территориальной военной организацией, объединившей граждан Эстонии, он делился на 15 дружин, по одной на каждый эстонский уезд. В организацию принимали граждан Эстонии, достигших 18 лет. Добровольцы проходили военную подготовку. Кроме стрелкового оружия, подразделения имели в своем распоряжении броневики. В случае войны на базе "Кайтселийта" планировалось создать 6 кавалерийских эскадронов и 22 артиллерийские батареи. "Кайтселийт" был массовой организацией, в 1939 году общая численность составляла почти 100 000 человек (около 7% населения страны), между ними - более 42 000 обученных и готовых к боевым действиям бойцов. Однако в решающий момент эстонские политики (в отличие от финских соседей) капитулировали перед Кремлем...

Читайте: В Минобороны раскрыли планы относительно седьмой волны мобилизации

Сейчас "Кайтселийт" формируется с учетом стандартов НАТО, требований современной войны. Как рассказывали мне эстонские журналисты, в составе "Кайтселийта" существует казацкое подразделение, сформированное из эстонских граждан украинского происхождения.

Понятно, что в условиях Украины речь шла бы о многомиллионной структуре военизированных добровольцев-патриотов. И насколько увереннее бы чувствовали себя Вооруженные силы Украины, имея за собой мощную армию резерва и хорошо организованную систему территориальной обороны! И многие офицеры запаса нашли бы свое место в таких структурах ..

А пока, как сказал на телеканале "112" бывший заместитель секретаря СНБОУ Степан Гавриш, у Украине есть 75 000 военных с уникальным боевым опытом (участие в "горячих точках"), но их игнорируют...

Что мешает?

Все эти меры по территориальной обороны и армии резерва давно должны быть осуществлены. Однако пока хвастаться нечем. Почему? Потому что территориальная оборона - это вооруженный народ, народ-воин, который может обеспечить победу. Но вооруженный народ вызывает чувство страха у людей, которые были воспитаны в системе Кучмы-Януковича, благодаря ей сделали карьеру, обогатились и из ничего стали всем.

А в Украине победа над врагом на фронте невозможна без победы над коррупцией и пятой колонной в тылу, ведь внутренний враг не менее страшен, чем внешний, а часто - это разные ипостаси одного и того же врага...

Что же касается профессиональной армии, то даже США на ее формирование потратили много лет и огромные финансовые ресурсы, которых у Украины нет и в ближайшее время не будет. Поэтому в Украине следует отказаться от волшебных сказок, а делать то, что сегодня крайне необходимо и реально возможно.

Игорь Лосев - кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии НаУКМА