УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Почему нам сейчас как воздух нужен Евросоюз

Почему нам сейчас как воздух нужен Евросоюз

Глядя с моста на бурлящий Майдан, я как-то четче стал понимать происходящее. Это, безусловно, одно из позитивных личностных восприятий в последние дни.

Видео дня

Я слушал разные мнения о Европейской ассоциации. Но в устах правительственных чиновников и за "доколе!" депутатов-оппозиционеров как-то не довелось услышать главного: зачем идет/не идет Украина в Евросоюз?

Получалось, знаете, как у телерепортеров, что записывали "синхроны" молодых людей на уличных митингах: те, что хотели казаться умными, говорили, что хотят ездить в Европу без виз; оппоненты пугали тем, что в Европе все педерасты и педофилы.

Обычно такие "диалоги" похожи на беседу слепого с глухим. Рациональные уговоры одних и эмоциональные восклицания других – все это если и не потеряло значение, то уж точно потеряло актуальность к пяти утра, когда митингующие на Майдане были неоправданно жестко разогнаны дубинками.

Накануне, в студии Савика Шустера, политики, отчасти красуясь перед телезрителем (не без этого), все же пытались как-то вербально (словами) договориться: объясниться, постараться быть понятым.

Утром другого дня энергичной жестовой речью – взмахами милицейских дубинок - государственная власть грозно напомнила, о чем раньше малодушно молчали одни или лукаво говорили другие, но никто не вспомнил в последней передаче "Свобода слова".

Государственная власть – всегда насилие. Но если в странах Западной Европы это не только насилие, но еще и общественный договор, то наша власть – это всегда только насилие. Помните, у Мао Цзедуна: "Винтовка дает власть"? Мы унаследовали от России такой ордынский тип власти. Это политическая данность на сегодняшний момент. Государственная традиция в России всегда была властецентричной в отличие от Западной Европы, где система антропоцентрична. С известными оговорками, разумеется.

Украина унаследовала от России эту традицию во время расширения территории и постоянного прироста населения. В настоящее время у нас в Украине население, напротив, уменьшается, территория же остается неизменной. Уместны ли сейчас такие традиции государственного управления? По моей оценке, их надо коренным образом менять. Но в объятьях России этого невозможно сделать, так как она их постоянно репродуцирует, а мы поддаемся, даже не замечая этого.

Объясню на самом понятном, на символах. Яркий публицист украинского происхождения Сергей Доренко считает, что Украина – это захолустье России и в Евросоюзе станет захолустьем Европы. Что такое захолустье? Это глухая сельская окраина. Когда мы говорим "русская культура", что мы себе представляем? Городскую культуру – Ломоносова, Чаадаева, Пушкина, Чайковского, Глинку, Тургенева, Толстого и т.д. Когда мы демонстрируем украинскую культуру, что мы в первую очередь показываем? Селянок в ярких лентах, запорожских казаков в турецких шароварах. То есть, на уровне символов Украина – это село. С украинским селом российский город договариваться не будет, скорее пересилит.

На самом деле, мы не крестьянская страна! С середины XX века большинство населения Украины проживает в городах. Но даже в наши дни украинская государственная власть предпочитает не договариваться со своими избирателями, а применять насилие.

Однако даже если, по словам Доренко, мы станем захолустьем Европы, то все равно украинские граждане будут в выигрыше, поскольку российская государственная традиция решать все противоречия исключительно насилием будет откорректирована в пользу договороспособности власти.

Это был, как говорится, "раз". Теперь, что у нас есть на "два"?

Украина – христианская страна. И это, пожалуй, единственное, что нас объединяет со странами Западной Европы. А христианство – религия персоналистическая, личностная. В христианстве невозможно ответить на вопрос "Что есть истина?" Помните, Понтий Пилат задал такой вопрос Иисусу Христу, а тот промолчал? Потому что в христианстве можно ответить только на вопрос, "Кто есть истина?" - "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14: 6).

Тема личности, тема человека в христианстве необычайно важна. Вспомните знаменитейшую фреску Микеланджело, где Бог и Адам соприкасаются перстами: отсюда вырастут "права человека" и прочие просветления философов-гуманистов. Вот почему мы говорим, что западнохристианская цивилизация антропоцентрична. В других мировых религиях, в цивилизациях Индии, Китая, арабских странах такого нет. И Русь начинала с этого. Наша Украина-Русь не пошла по пути других религий. Русь избрала христианство. Избрала персоналистическое отношение церкви и государства к человеку.

Тут позволю себе небольшое отступление и расскажу о вреде, который нанесли Руси пресвятые богоугодные праведники Килилл и Мефодий. Они, конечно, "подарили" нам алфавит из греческих букв, взамен рунической письменности, а то бы писали по сей день неведомыми крючками, на манер грузин или армян. Но, вместе с тем, Кирилл и Мефодий изобрели для Руси церковно-славянский язык на основе древне-болгарского. На этом языке никто никогда не общался вне стен храмов. Это язык церковных служб и книжников. Не латынь, на которой изложены мегатонны всей мудрости Римской империи и более поздних философов. Не греческий, на котором написаны свитки Аристотеля, Сократа, Платона, Геродота и десятков поколений византийских учёных - естествоиспытателей и мудрецов.

Мало того что наши предки жили на территории, где не было никакой культурной подосновы государственности, в отличие от стран Рима (Западная Европа) и Византии (Турция) так еще все, что написано на греческом и латыни, оказалось в известной степени закрыто для тех древнерусских книжников, кто выучился только церковно-славянской грамоте. В СССР была схожая ситуация, не так ли?

А что у нас написано значительного на церковно-славянском? Много чего, но вот изначальное, основополагающее: середина XI века, Киевская Русь, митрополит Илларион пишет "Слово о законе и благодати". Илларион рассуждает: есть в государстве закон, который надо просто исполнять, он не касается души. Есть такое понятие, как божья благодать. На чью душу она снизойдет, тот и спасется. Но в правильном, справедливом государстве должно существовать нечто, что объединяет закон и благодать. Это – правда. И государь, и подданные его должны жить по правде. Древняя Русь было государством правды. "Русская правда" Ярослава Мудрого, помните? Но! "Слово о законе и благодати" блокировало в нашем государстве появление права. До XVIII столетия в нашей культуре отсутствует понятие и термин "право". Многоталанный киевлянин Феофан Прокопович перевел это для Петра I с немецкого: Das Recht– право. Наши предки даже не представляли, что есть право, как основной регулятор социальной жизни. И это объясняет, почему так слабы наши суды сейчас. Почему по сей день так слаба наша правовая система. Хотя желание реформировать ее демонстрировали как оранжевые, так и синие правители.

Издревле у нас никогда не было правозащитников, а были только правдоискатели. И где они искали эту правду? У государя. Потому что вместе с православием Русь унаследовала у Византии такое явление, как "цезарепапизм". Это когда светский правитель является одновременно и правителем духовным.

Именно в Византии русские князья увидели такую необычную для тогдашней Европы традицию государственной власти, когда один человек – цезарь, базилевс - это все, а остальные ничто. Для Древней Руси это не было свойственно, но русские великие князья переняли. Когда ханская ставка Великой Орды переехала в Кремль, к византийской традиции, привезенной русскими князьями из Киева в Москву, добавилась ордынская идея безграничной власти хана.

Император Павел I, беседуя с французским послом, объяснился: "В России только тот что-то значит, с кем я разговариваю. И только тогда, пока я с ним разговариваю". Вот этот крайний абсолютизм российской государственной власти был учтен составителем первой российской конституции Михаилом Сперанским, написавшим "Введение к уложению государственных законов" для сына Павла I – Александра I. Эта конституция предусматривала разделение государственной власти на всем известные три ветви, но над всем этим доминировала фигура императора. Сто лет российские цари последовательно внедряли "Введение к уложению" Сперанского в политическую жизнь России, пока в 1906 году Николай ІІ не объявил ее основополагающим законом для всей империи. Затем 70 лет советской власти была совсем иная формация, но в 1991 году Украина обрела независимость; в 1996 году, в результате летних ночных бдений была принята наша современная Конституция. Многие думают, что ее списали у Франции или США. Как бы не так!

По Конституции Украины наш президент – это арбитр над тремя ветвями государственной власти. Как ни парадоксально, но именно украинские националисты и коммунисты Верховной Рады 1996 года оставили нам для всей дальнейшей политической жизни Конституцию, списанную с "Введения к уложению государственных законов" статс-секретаря Российской империи Михаила Сперанского. Спасибо им большое, епересете! Как преодолеть нам это наследие Византии, Орды и России? Только приведя законодательную базу, и Конституцию в том числе, в соответствие с нормами ЕС.

Теперь о том, что у нас будет "три": все тот же император Николай ІІ во время переписи населения в графе "Занятие" написал: "Хозяин земли русской". Что это значит? Это означает, что по русской государственной традиции, которую, повторюсь, мы унаследовали, собственность всегда у того, у кого власть. Собственность как отдельный институт у нас не выросла.

В странах Европейского союза, со сменой политической власти собственность владельца не меняет. Политическая партия в Европе, победив на выборах, получает только политическую власть, ни никак не власть экономическую и тем более, не духовную. Совершенно иной феномен мы наблюдаем в Украине.

Когда Николай ІІ учредил Государственную Думу Российской Империи, генерал Свиты Дмитрий Трепов написал императору письмо с предложением создать "партию власти". Собрать в нее наиболее влиятельных людей из культуры, бизнеса, СМИ, чтобы контролировать парламент, дабы Дума не превратилась в "место силы" непонятных и неуправляемых государем людей. В 1906 году Трепов внезапно умер и дело свое до конца не довел.

В те же годы Владимир Ленин создает партию нового типа РСДРП(б) ВКП(б) – КПСС. Почему нового? Потому что она претендовала на всю власть – политическую, экономическую, духовную. И, как мы знаем, захватила ее.

В Верховной Раде независимой Украины с самого начала воспроизводятся оба сценария. По царскому генералу Трепову, для каждого украинского президента создается "партия власти", а по вождю мирового пролетариата Ленину - "партия власти" претендует на все: политическое управление государством, владение или соуправление всей собственностью на территории Украины и даже "духовное" находится под опекой президента и его "партии власти". Напомню: президент Леонид Кравчук – в силе Украинская автокефальная православная церковь; президент Виктор Ющенко – в силе католики и униаты; президент Виктор Янукович – Православная церковь московского патриархата.

Мне только одному кажется, что это губительно как для гражданского общества и духовности, так и для самого государства? Мне только одному думается, что это как-то не соответствует современным нравственным нормам стран Европейского союза?

Нам надо в Евросоюз, чтобы не было "партий власти", а были бы правящие партии. И чтобы они не устраивали передел имущества оппозиции и не лезли со своими плясками на наш амвон.

И последнее – "четыре". Политика – это поле деятельности элит. Современная политологическая наука отмечает, что как только меняется способ самоорганизации элиты, вслед за этим меняется и государственный строй.

В XVII веке, когда казацкие старшины решили присоединить Левобережные земли Украины к царству Алексея I Тишайшего, элиты самоорганизовывались местничеством. Это когда выстраивается иерархия родов и фамилий по признаку знатности. Выражаясь современными понятиями, прокурором области можно назначить только сына прокурора области. Такое положение придает стабильности государству, но не дает развиваться, поскольку талантливому полководцу невозможно занять первенствующее положение, если он незнатного происхождения. И война будет проиграна.

Сын Алексея I Тишайшего, Петр I Великий, хотел выигрывать войны и потому местничество повсеместно отменил, введя вместо этого табель о рангах. Закончилось время Московского царства, началась Российская империя. Все, кто служил, должны были пройти по четырнадцати ступеням, причем четырнадцатая была начальная. И не важно, богач ты или бедняк – ВСЕ государеву службу начинают только с нее! Первая – высшая. И на нее взойти может тоже любой, главное, чтобы талант проявил. Такой новый способ организации элит действовал на протяжении XVIII – XIX столетия, но в 1917 году Февральская революция табель о рангах отменила. Российская империя погибла.

В 1920 году, Иосиф Виссарионович Сталин создал в райкомах, губкомах, в Центральных Комитетах партии учетно-распределительные отделы - учраспреды. Из них выросла так называемая "номенклатура" - управляющее сословие Советского государства, правящие элиты. Только из людей, находящихся в списке райкома, обкома, горкома ЦК, можно было формировать властвующий актив в данном регионе, в данной республике, во всём Союзе. Если ты директор бани, то должен быть номенклатурой райкома партии. Если посол – номенклатурой Секретариата ЦК КПСС. Номенклатура – профессиональные управленцы: сегодня директор бани, завтра руководитель отдела ЖКХ горисполкома, послезавтра директор театра. Вчера главный инженер на ламповом заводе, завтра – министр.

Эту организацию элит отменили на последнем XXVIII съезде КПСС летом 1990-го года. Михаил Горбачев, первый и последний президент СССР, изничтожил реакционное правило, позволяющее стать начальником только через номенклатуру. Организации советских элит не стало, и через год Советский Союз рухнул.

Какой способ самоорганизации элит в независимой Украине? Никакого способа самоорганизации украинских элит в настоящее время не наблюдается! Мы находимся в тупиковой стадии, когда не в состоянии каким-то четким, правовым способом организовать нашу элиту. Те, кто себя относит к элитам и даже творит сегодня политику, остальными людьми в качестве элиты и примера не воспринимаются. Или я не прав? Напротив, население нарекло так называемую украинскую элиту ворами, грабителями народного добра, мошенниками на доверии и пустобрехами.

Но мы смотрим на отечественную историю и понимаем: такое положение обязательно станет причиной краха нашей государственной формации, а, может, и самого государства. В Евросоюзе элиты четко организованы, эффективны и все граждане ЕС признают правомерность именно такого способа организации элит. Того, кто хочет понять, как именно организованы европейские элиты, отсылаю к работам крупнейшего американского политолога Роберта Даля.

Чтобы сменить нынешний государственный бардак, нам надо сменить организацию элит с постсоветской смуты на европейский порядок. Я вижу это возможным, только когда украинские элиты получат европейскую организацию, когда Украина станет частью Европейского союза. А иначе никакой "оранжевый" или любой другой цветной Майдан в Украине ничего не изменит, кроме лиц самой верхушки у державного корыта. Это под силу только Европейскому Майдану, без партийной символики!

Вот это я и понял, глядя на бурлящий Майдан, где народ пытается как-то сторониться очагов с партийными флагами. Не могут украинцы более терпеть любую партию власти. А тем более называть своей элитой тех, кто давно уже себя скомпрометировал.

Но в сторону лирику. Подытожим, зачем нам нужна ассоциация с ЕС:

1. Это сделает государственную власть Украины договороспособной. Ордынская традиция все противоречия решать силой, наконец, будет прервана;

2. Это преодолеет византийское главенство "правды" над правом. Законы будут тверже, выше и главнее "понятий". Над тремя ветвями власти не будет неподконтрольного суду и праву президента "хранителя правды";

3. Смена правящей партии перестанет быть сменой "партии власти", то есть после выборов не будет передела собственности, имущества, отжима бизнеса и новых духоискательных амбиций;

4. Элитами в обществе станут лучшие по эффективности управления, а не казнокрады, приспособленцы и ораторы-демагоги.

P.S. О геополитике.

Сейчас Украина на манер "буриданова осла" стоит между Европой и Россией. И это не метания между Западом и Востоком. Это выбор между Западом и Севером. С Востоком разговор еще предстоит.

Да, мы всегда были "украиной" для Польского королевства и "окраиной" для Русского царства, потому что польский король и русский царь – помазанники божьи. У нас таковых никогда не было. У нас, как в Голландии,- надо быть способным, чтобы быть первым.

"Гуляй Поле" Нестора Махно, Украинская Народная Республика Симона Петлюры, Западно-украинская народная республика Евгения Петрушевича – в начале XX века не имели успеха. Но через 70 лет наше независимое государство Украина все-таки появилось на политической арене с новоприобретенными землями – Крымом, Донбассом, Югом, Закарпатьем и Прикарпатьем.

Да, к сожалению, вместе с землями от России мы получили и устаревшую традицию управления ими. Но традицию эту византийско-ордынскую мы преодолеем. Сами или с помощью Евросоюза. А вот собранные земли украинские останутся у нас навсегда. Украина выиграла XX век.

В XXI веке нам предстоит противостояние с настоящим Востоком. И лучше, если Запад будет нам союзником, нежели неприятелем.