"Украинская Грета Гарбо" Тамара Вишневская: одна их самых красивых актрис ХХ века
Она свободно говорила на украинском, польском, английском, немецком и русском языках
В последние время, по роду деятельности столкнулся с тем, что со стороны налоговых органов участились проверки предприятий, зарегистрированных по одному и тому же адресу. Стало интересно, какая существует взаимосвязь между проверками и местонахождением. Ведь реалии украинского бизнеса таковы, что многие предприятия, кроме «официального» местонахождения, обозначенного при регистрации (так называемый юридический адрес), имеют и фактический адрес пребывания, отличный от «регистрационного». И, в принципе, в этом нет ничего противозаконного. Ведь напрямую закон не запрещает двойное «гражданство» юридических лиц. Но вместе с тем нормы отечественного законодательства выписаны таким образом, что при желании некоторые фискальные органы (например, налоговая) могут спекулировать на таком положении вещей себе на пользу.
Так, основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, связанные с регистрацией юрлиц, является ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». Этим документом определено, что вопросы, связанные с регистрацией юридических лиц, относятся к компетенции государственного регистратора. Нормы этого закона также определяют, что юридическое лицо может быть зарегистрировано по любому адресу, но при этом местонахождением предприятия считается тот адрес, по которому находится его исполнительный орган. Ст. 17 Закона определено, что данные о юридическом лице, в т. ч. касающиеся местонахождения, вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (ЕГР). Получается, что, в соответствии с нормами ст. 13 ЗУ «О доступе к публичной информации», распорядителем такой информации является госрегистратор, а не Государственная налоговая служба.
Эту версию подтверждает и сама налоговая служба, в своем ответе на запрос (письмо №2250/10/18-305 от 19.04.2012), где редакция просила разъяснить, является ли нарушением законодательства регистрация нескольких предприятий по одному адресу, а также является ли «массовая» регистрация основанием для налоговой проверки. Т. е. формально налоговая не имеет никакого отношения к тому, где находится предприятие на самом деле – по заявленному адресу или по фактическому. И претензий (как и проверок) к этому у налоговиков быть не должно, так как регулирование этого вопроса де-юре относится к компетенции других органов.
Но это на первый взгляд. В Налоговом кодексе Украины дано определение налогового адреса. В частности, ст. 45 п. 45.2. НКУ предусмотрено, что налоговым адресом юридического лица считается местонахождение, определенное в реестре физических и юридических лиц. Т. е. если предприятие (исполнительный орган) не находится по тому адресу, который значится в Едином госреестре, это является для налоговой нарушением налогового законодательства. А значит, органы налоговой службы, так сказать, вступают в свои права. Поэтому то, что по одному адресу зарегистрировано много предприятий, официально не является поводом для проверки, но в силу сложившейся практики становится своеобразным «маячком» для налоговой.
Чем же это чревато для предприятия? Как минимум, поводом для «неофициальной» проверки, по результатам которой, к примеру, можно будет поставить вопрос о «закрытии» юрлица. Т. е. налоговая, придя по указанному в ЕГР адресу и не обнаружив там ни исполнительного органа, ни вообще каких-либо признаков существования того или иного предприятия, на свое усмотрение может инициировать вопрос о внесении в Реестр записи об отсутствии юридического лица по его местонахождению. При этом иногда ситуация доходит до абсурда: предприятие работает, платит налоги, подает отчетность, а его через суд пытаются зарыть как несуществующее. В данном случае выход видится только один – обжаловать незаконные действия ГНС в суде.
Подпишись на наш Telegram . Присылаем лишь "горящие" новости!
Она свободно говорила на украинском, польском, английском, немецком и русском языках
Также президент рассказал о результатах программы "єПідтримка"
На месте взрыва возникла воронка шириной 20 м и глубиной около 6 м