История создания Союза началась более 50 лет назад. Нам удалось построить экономический союз с единой валютой, но политическая Европа по-прежнему остается лишь в зародыше. Отцы-основатели представляли себе более быстрое развитие. Но главный вопрос – почему к политическому союзу мы движемся так медленно – остается до сих пор.
Традиционно низкая явка избирателей во время выборов в Европе отражает скорее отсутствие политизации, чем реальное отсутствие интереса со стороны населения, которое исторически проявляло большой интерес к созданию союза.Сегодня Европейский Союз подошел к переломному моменту в своей истории, его будущее во многом зависит от решений, которые будут приняты в ближайшее время.
Сейчас существует две большие проблемы, требующие немедленного решения. С одной стороны, блокирование институции, вызванное расширением в Центральной и Восточной Европе, а с другой стороны, "засорение ума", из-за чего Франция и Нидерланды отказались голосовать за Конституцию в 2005 году.
Еще одна проблема возникает из-за различий: экономических, политических и культурных между различными обществами, входящих в состав Европейского Союза. Их сложно разрешить, так как они были зафиксированы вакуумом идей и обсуждений еще много лет назад. И разве не является проблемой отсутствие дискуссии, которое приводит к нашему беспомощному положению?
Перестройка и конфликт на Балканах был отличным испытанием для Европы.
Балканы - европейская кухня, где варились на нескольких тысячах квадратных метров много людей разных религий и культур. Мы стали свидетелями катастрофических последствий, когда националисты, жаждущие власти использовали эти различия для собственных целей. Пора принять наше отличие и найти новую модель, чтобы защитить то, что у нас есть. Модель, которая включает в себя наши общие ценности, достаточно гибкая, чтобы объединить национальные различия, но достаточно активная, чтобы разрешить Европе выйти за рамки нынешнего тупика.
"Мы, народы Европы"
Наши различия не должны быть опущены, так как они являются источниками мыслей, вдохновляющих Европу. Кроме того, опыт Балкан показывает нам, насколько важно защищаться от атак подобного рода. Очень важно сохранить наши культурные различия и убедиться, что они ни в коем случае не будут использоваться против нас же теми националистами, которые хотят получить власть. Вот почему эти отличия должны быть признаны, задокументированы и выделены в будущей европейской конституции.
Разные официальные документы, используют фразу: "Мы, народ ...." Но в случае с Европой мы должны без колебаний заявить: "Мы, народы Европы ..." Это выражение не означает, что Европа должна отказаться от своего разнообразия, но мы должны строить наше единство вокруг широкого спектра различий, используя динамический процесс мышления.
Другая ловушка, которой нам стоит опасаться, – европейское скрупулезное единство. Оно выражается в том, что люди могут быть солидарны во время кризиса, но неспособны объединиться в долгосрочной перспективе. В истории нашего континента – сплошь и рядом одни краткосрочные альянсы, спешно созданные в период опасности. Но пришло время объединить наши силы и подняться над этим феодальным наследием, которое сохраняется в подсознании наших чиновников. Мы, народы Европы, должны объединиться для обеспечения уникальности и единства Европейского Союза на основе определенных ключевых принципов, которые мы постараемся определить сейчас.
Четыре ценности как двигатель Европы
Быть гражданином Европейского союза означает придерживаться четырех ценностей: демократии, диалога, уважения прав человека и солидарности. Эти ценности и есть движущая сила европейского общества. Для того чтобы стать европейской державой, способной быть противовесом США, необходимо отстаивать свои права на хорошую армию, на экономическое, технологическое и культурное развитие.
Американское могущество состоит из двух составляющих: кнута и пряника. Кнут (самая мощная военная сила в мире) и пряник (экономика и культура с символом Голливуда, выступающей в качестве настоящей военной машины). Эти компоненты объединили и получили мировую державу.
Вот почему Европейскому союзу следует остерегаться "утечки мозгов" и стать на защиту развития молодежи. Культурный аспект является не менее серьезной проблемой, поскольку она определяет, кто мы есть. Мы не только экономический союз. Для того чтобы стать мировой державой, необходимо иметь общего лидера и политическое единство.
Кроме того, само общество представляет собою инструмент влияния. Посмотрите, как говорят об американском образе жизни. И мы можем дать людям новый европейский образ жизни, вникая в нашу культуру, нашу философию или в то, что определяет нас, чтобы найти идеи для создания новой социальной модели. Необходимо создать европейскую мечту, если мы не можем создать оборонную силу и если у нас нет желания с самого начала жить вместе одними целями. Нужно построить эту модель в ближайшем будущем.
Что позволило французской революции так преуспеть? Один огромный общий импульс, идеи объединились в одну общую: "Свобода, равенство, братство".
Поэтому необходима конституция как первый шаг в создании европейской мечты с помощью нашей индивидуальности. Знаменитая "европейская социальная модель" является хорошим примером того, что могло бы быть альтернативой американской модели.
Что тормозит развитие Европы
Однако существуют некие моменты, которые тормозят развитие могущества Европы. Первый пункт - коллективная память или подсознание. Это можно преодолеть. "Настало время, освободить себя от освободителей": действительно, так же как восточная Европа освободилась от Советского Союза, мы должны освободиться от всех внешних моделей, которые нам навязывают. Вместо того, чтобы пустить все на самотек, мы должны взять наше будущее в руки.
Вторым пунктом является возвращение национализма и регионализма. Мы видели гибель сотен тысяч людей на Балканах. Недавно мы наблюдали в Австрии, Румынии и Польше возрождение националистического дискурса. Франция тоже не является исключением. В 2002 году люди проголосовали за Марин Ле Пен, в 2005- против европейской конституции и снова в 2012 на президентских выборах голоса были отданы за Марин Ле Пен. Во Франции существует ощутимый страх, усугубленный отсутствием дискуссий. Это приводит к региональной и национальной изоляции. Страх выиграл первый бой, но не таким должен быть исход финальной битвы.
Несмотря на препятствия на пути Европы, фактом остается то, что некоторые проекты были успешно созданы и реализованы в Европе, в частности, структурные фонды. Такие страны, как Испания и Португалия увидели улучшение в своей социальной и экономической сфере именно благодаря этим фондам. Нужно дать положительную оценку этим проектам, уже даже потому, что они побудили 12 новых стран присоединиться к нашему союзу.
Определенно еще нужно провести большую работу, как в социальной, так и политической сфере. Были выделены ресурсы для программ образования и развития, но еще многое предстоит сделать.
Необходимость политического союза
На саммите в Ницце в 2003 году Европейский союз подтвердил свою готовность расширяться и принимать новых членов, которые отвечают условиям вступления. Нас уже 27! Тем не менее, мы должны задать себе вопрос, на который до сих пор нет ответа: какими будут географические границы Европы?
Когда решение о расширении было принято, ЕС должен был сделать качественный рывок для укрепления общей политики, что бы позволило новым членам интегрироваться в реформированную институциональную структуру.
После столкновения со стратегическими вызовами 21-го века, просто необходимо выстроить политически объединенную Европу. Вызовов будет все больше и больше и они не смогут быть урегулированы отдельными государствами или системами межгосударственного сотрудничества. Последняя система показала свою ограниченность в бывшей Югославии. Нам действительно нужно организовать последовательное строительство политической Европы.
На центральном месте будет несколько стран, которые решили пойти дальше в политическом союзе, регулируемом Конституцией. Члены этой небольшой группы станут членами ЕС и будут придерживаться общей стратегии по внутренней безопасности (Шенген) и внешней безопасности. Кроме того, они будут совместно управлять внешней политикой и экономикой. В первом внешнем кругу государств будут те, кто заинтересован только в свободной торговле. Однако некоторые страны в этой зоне могут выбрать участие в общей политике, в том числе политике безопасности (ОВПБ). И, наконец, есть последняя группа стран-кандидатов, которые отвечают критериям для вступления. "Сердцевина" Европейского союза будет вести за собой весь союз. Такая система с геометрически концентрированными кругами будет наиболее реальным способом построить политическую Европу. Каждая страна будет в состоянии подготовиться для вступления в федерацию.
Европа должна предложить федеративную цивилизацию и создание нового общества. В конституцию должен быть включен такой подход, если мы хотим, чтобы ее поняли и приняли. Во всем мире люди ищут альтернативу американской модели. Это исторический момент, который дает шанс нашему континенту перегнать Америку.
Многие страны не хотят принимать помощь от Америки, это обязывает их быть под насильственной опекой у Вашингтона. Война в Ираке еще больше увеличила негативное настроение по отношению к США. В мире должно существовать несколько моделей развития, чтобы каждый выбирал сам, что ему больше подходит.
Мир, например, нуждается в мощной Европе в противовес арабскому миру диктатуры. Теперь у нас есть уникальная возможность поддерживать хорошие показатели в странах Северной Африки по таким основным ценностям, как свобода слова, свобода собраний и демократическая система, не основанная на коррупции. Поэтому Средиземноморский союз должен быть запущен обязательно, тогда ни одна страна не может блокировать все.
Будущее Среднеземноморского Союза должно быть прагматичными и оно должны позволять двусторонние эксперименты.
Восстания в Северной Африке являются особым вызовом для ЕС. В какой-то мере происходящее в Африке даже похоже на эволюционные процессы, которые переживала Центральная и Восточная Европа в 1990 году.
Оливье Ведрин, Президент Континентального университета, лектор Европейской Комиссии, редактор французского журнала The European Foreign Affairs Journal и русской версии "Revue DéfenseNationale"