Бесславный конец украинского парламентаризма
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Закрывшаяся парламентская сессия завершила целую эпоху в новейшей истории Украины. Имитация институтов политической демократии в украинском обществе больше невозможна. Избиратели научились различать манипулятивные приемы и больше не верят спектаклю, который разыгрывается политическими представителями олигархии совместно с подкупленными оппортунистами и профессиональными клоунами, призванными изображать националистов всех мастей.
Украинская политическая система оказалась полностью дискредитирована в глазах украинского общества. Об этом ясно говорят результаты социологических опросов: несмотря на стремительный рост недовольства властью, общественная поддержка Объединенной оппозиции, "Свободы" и КПУ, - политических сил, пытающихся выдать себя за альтернативу нынешнему режиму, - практически не увеличилась. Люди больше не верят ни в то, что действующая власть сможет обеспечить нормальное управление страной, ни в готовность так называемых "оппозиционных сил" провести социально-экономические преобразования в интересах народа.
Безусловно, Верховная Рада после разрушения СССР так и не стала высшим представительным органом народа Украины, поскольку уже в начале 90-х оказалась под контролем нарождаю щейся крупной буржуазии и коррумпированной бюрократии, которые при помощи националистов и либералов использовали парламент для захвата общенародной собственности. Однако вплоть до недавнего времени Верховная Рада вынуждена была время от времени делать хотя бы небольшие уступки общественным требованиям. В минувшую сессию парламентское большинство открыто продемонстрировало, что не желает считаться с общественными интересами. Парламент открыто поддержал курс власти на разрушение социальной сферы и сворачивание системы социальных гарантий. Опаснее всего, что это происходит во время, когда мир уже накрывает новая волна глобального экономического кризиса, и шаги, направленные на защиту наемных работников и представителей малоимущих слоев населения приобретают первоочередную важность. Отвратительнее всего, что деятельность, направленная на ликвидацию социальных прав, велась при скрытой поддержке (а подчас - и при активном участии) оппортунистической группировки, выступающей от имени украинских коммунистов во главе с оппортунистом Симоненко.
Ранее украинский парламент шел на уступки обществу вовсе не из-за того, что крупная буржуазия считала необходимым делиться своими доходами с народом и государством. Олигархи круги всегда рассматривали народы Украины или как объект грабежа, или как досадную помеху, препятствующую бесконтрольному грабежу ресурсов и стремительному обогащению. Государство неизменно воспринималось ими как механизм, призванный обеспечить им политическое доминирование и придать законность их грабительским действиям. Но до начала текущего года олигархия все же пыталась прикрыть свое господство видимостью демократических процедур и показным вниманием к общественным проблемам. Теперь она не считает нужным скрывать истинную сущность украинского парламента, который не только является, но и предстает органом коллективной безответственности, предательства социально-экономических и политических интересов народа.
Почему же были сброшены маски, которыми на протяжении многих лет пользовалась украинская олигархия? Этот шаг правящей верхушки был, на мой взгляд, обусловлен тремя факторами. Во-первых, как я уже говорил, украинский народ не верит больше в спектакль, который разыгрывают политические силы, представляющие различные группировки украинского правящего класса. Они старательно выдают свои разногласия по частным вопросам за принципиальные идеологические противоречия. Но украинское общество уже окончательно убедилось в том, что межпарламент для захвата общенародной собственности. Однако вплоть до недавнего времени Верховная Рада вынуждена была время от времени делать хотя бы небольшие уступки общественным требованиям. В минувшую сессию парламентское большинство открыто продемонстрировало, что не желает считаться с общественными интересами. Парламент открыто поддержал курс власти на разрушение социальной сферы и сворачивание системы социальных гарантий. Опаснее всего, что это происходит во время, когда мир уже накрывает новая волна глобального экономического кризиса, и шаги, направленные на защиту наемных работников и представителей малоимущих слоев населения приобретают первоочередную важность. Отвратительнее всего, что деятельность, направленная на ликвидацию социальных прав, велась при скрытой поддержке (а подчас - и при активном участии) оппортунистической группировки, выступающей от имени украинских коммунистов во главе с оппортунистом Симоненко.
Ранее украинский парламент шел на уступки обществу вовсе не из-за того, что крупная буржуазия считала необходимым делиться своими доходами с народом и государством. Олигархи круги всегда рассматривали народы Украины или как объект грабежа, или как досадную помеху, препятствующую бесконтрольному грабежу ресурсов и стремительному обогащению. Государство неизменно воспринималось ими как механизм, призванный обеспечить им политическое доминирование и придать законность их грабительским действиям. Но до начала текущего года олигархия все же пыталась прикрыть свое господство видимостью демократических процедур и показным вниманием к общественным проблемам. Теперь она не считает нужным скрывать истинную сущность украинского парламента, который не только является, но и предстает органом коллективной безответственности, предательства социально-экономических и политических интересов народа.
Почему же были сброшены маски, которыми на протяжении многих лет пользовалась украинская олигархия? Этот шаг правящей верхушки был, на мой взгляд, обусловлен тремя факторами. Во-первых, как я уже говорил, украинский народ не верит больше в спектакль, который разыгрывают политические силы, представляющие различные группировки украинского правящего класса. Они старательно выдают свои разногласия по частным вопросам за принципиальные идеологические противоречия. Но украинское общество уже окончательно убедилось в том, что между ними нет принципиальных расхождений.
Во-вторых, в последние несколько лет были полностью разгромлены, вытеснены с политической сцены или подставлены под прямой контроль олигархии все политические силы, сохранявшие идейную и организационную независимость от крупного капитала. Сначала были практически уничтожены все политические силы, выражавшие интересы мелкой и даже средней буржуазии: от СПУ до "Союза левых сил". Вернуться в "большую политику" мелкобуржуазные партии в ближайшее время не смогут: у них для этого нет даже теоретических шансов.
Понятно, что Компартию, поставившую своей целью возвращение на социалистический путь развития, нельзя было просто выдавить из политического пространства подобно мелкобуржуазным силам. А поэтому было куплено оппортунистическое продажное руководство. Социалистические идеи пользуются массовой поддержкой в украинском обществе, они глубоко укоренены в сознании нашего народа, тесно связаны с его представлениями и ценностями. В поддержку социалистических преобразований могут выступить не только наемные работники, но и общественные слои, примыкающие к рабочему классу, не входящие непосредственно в его состав (рыночные торговцы, малые предприниматели, студенты и даже значительная часть служащих коммерческих компаний). Верхушка КПУ не искала способа установить связь с этими социальными группами, как, впрочем, не вела никакой последовательной организационной и пропагандистской работы в рабочей среде, несмотря на то, что многие коммунисты настойчиво требовали персонально Симоненко и его окружение сделать шаги, направленные на рост общественного влияния КПУ. Однако новая левая партия, которая непременно возникнет в случае ухода КПУ из общенационального политического пространства, обязательно исправит катастрофические ошибки, допущенные кликой Симоненко. Поэтому правящая олигархия напрямую заинтересована в сохранении нынешней партийной номенклатуры КПУ в "большой политике", в подавлении всех сил, выступающих за освобождение украинского левого движения из-под власти оппортунистов, за его возвращение на позиции классовой борьбы.
Власть стремится всеми средствами оттянуть организационный разгром и идейный крах оппортунистической группировки, захватившей руководящие позиции в Компартии Украины.
Им позволяют изображать из себя наследников советской политической традиции, к которой они не имеют ни малейшего отношения, поскольку не предпринимают никаких действий, направленных на реализацию интересов трудящихся, и даже не выдвигают соответствующих лозунгов. Однако в обмен на подобную поддержку верхушка КПУ отказалась от какой-либо борьбы за уничтожение (или хотя бы за ограничение) олигархического господства. А потому Компартия Украины, к огромному сожалению, не может сегодня рассматриваться как самостоятельная политическая сила, противостоящая олигархической власти. Напротив, она превратилась в ее самого бесправного сателлита, опасающегося даже выдвигать сколько-нибудь серьезные социальные требования.
В-третьих, украинская олигархия хорошо понимает, что наступают чрезвычайно неблагоприятные времена. Украинская экономическая модель, которая плохо работала и в относительно благоприятный период, в условиях кризиса неизбежно развалится. Поэтому олигархии нужны механизмы, позволяющие быстро направлять общенациональные ресурсы на спасение принадлежащих ей предприятий и перераспределять общественное богатство в свою пользу. Имитация демократических процедур создает дополнительные помехи и препятствия на этом пути, а потому должна быть отброшена за ненадобностью.
Возможно, этого не удалось бы сделать так легко, если бы в нашей стране был парламент, в котором хотя бы часть мест принадлежала силам, способным действовать в общественных интересах. Но политические деятели, которые прямо или косвенно не контролируются олигархией в нынешней Верховной Раде, - большая редкость.
Удивляться здесь нечему. Прежде всего, нынешний парламент, сформированный после государственного переворота, который осуществил Ющенко весной 2007 года при попустительстве "донецкого" олигархического клана, принципиально не стал центром идеологической борьбы. Мелкобуржуазные партии к этому времени были практически разгромлены, а верхушка КПУ уже контролировалась олигархическими группировками. У олигархии уже не было сколько-нибудь серьезного противника, и она могла целиком сосредоточиться на междоусобной борьбе. Парламент нынешнего созыва нужен был правящему классу не для того, чтобы навязывать обществу стратегию развития, отвечающую интересам крупной буржуазии, а для того, чтобы окончательно разделить экономическое пространство между наиболее мощными олигархическими кланами. Поэтому за все время своей работы нынешний парламент старательно обходил проблемы, связанные с расширением прав наемных работников, становлением местного самоуправления, перераспределением прибыли крупных корпораций в пользу общества и многие другие проблемы, несмотря на то, что без решения этих вопросов страна не может двигаться дальше. Однако когда возникала необходимость, Верховная Рада без промедления приходила на помощь крупнейшим банкам и корпорациям, помогая им спастись от краха, подготовленного их же собственной безответственной финансовой и управленческой политикой.
Нынешний парламент неспособен отстаивать национальные интересы, несмотря на обилие депутатов и во фракции "партии власти", и в так называемой "оппозиции", которые непрерывно кричат о собственном патриотизме. У олигархии нет и не может быть никакого представления о государственных интересах. Она чрезвычайно примитивна по своей идеологии, все ее устремления сводятся к созданию условий для быстрого обогащения и подконтрольного перераспределения общенародной собственности.
Поэтому нет ни малейшего смысла рассчитывать на то, что нынешний парламент примет закон, закрепляющий за русским языком статус государственного, или всерьез рассмотрит перспективы участия Украины в Таможенном Союзе. Для правящей олигархии эти шаги не представляют ни малейшей выгоды, а потому она будет всеми средствами уклоняться даже от содержательного обсуждения данных вопросов. Сегодня у украинского общества нет даже видимости парламентского представительства. Верховная Рада окончательно превратилась во властный институт, действующий против собственного народа, выполняя без колебаний и сомнений требования олигархии.
Формирование авторитарной олигархической диктатуры завершилось, политическая борьба окончательно свелась к разборкам между олигархическими кланами. И произошло это в условиях крайне напряженной социально-экономической ситуации, на фоне ухудшения российско-украинских отношений, в крайне неблагоприятных геополитических и геоэкономических обстоятельствах.
В современном мире, где на глобальном уровне установилось фактически неограниченное господство финансовой олигархии (в полном соответствии с гениальными предсказаниями классиков марксизма-ленинизма), олигархическая диктатура неизменно является лишь прикрытием сдачи национального суверенитета и отказа от независимой государственности. Украинская олигархия не сможет выжить без финансовой и политической поддержки правящих кругов США и ЕС, которые превратились в главного арбитра в междоусобной борьбе олигархических кланов. При этом по мере приближения кризиса борьба внутри украинского правящего класса становится все более ожесточенной. Соответственно создаются дополнительные поводы для вмешательства во внутреннюю жизнь Украины со стороны западных структур.
Об этом красноречивее всего свидетельствует так называемое "дело Тимошенко", в результате которого столкновение между олигархическими кланами превратилось в предмет геополитического давления на украинскую власть.
Таким образом, накануне парламентских выборов создалась прямая угроза не только социально-экономической катастрофы, вызванной неспособностью правящей группировки сопротивляться разрушительному воздействию новой волны глобального экономического кризиса, но и окончательной утраты государственного суверенитета. Но, как мы видим, это не заботит политические силы, представленные в нынешней Верховной Раде. Партия регионов на фоне приближающегося обвала экономики пропагандирует достижения, существующие, по-видимому, исключительно в воображении окружения президента. Так называемая "объединенная оппозиция" старательно пытается выдать себя за альтернативу нынешнему режиму, не останавливаясь перед союзом с радикальными националистами из "Свободы" для доказательства собственной оппозиционности.
Позорно бездействует Коммунистическая партия, руководство в которой захвачено людьми, предавшими идеалы социализма, не выступая против "партии власти", которая, кстати говоря, провалила в нынешней Верховной Раде все законопроекты, внесенные КПУ и ее лидером. Не решаясь выйти из-под контроля правящей олигархической группировки, верхушка КПУ выдвинула абсолютно бессмысленные лозунги. По всей Украине установлены билборды, на которых клика Симоненко обещает "возвратить страну народу". При этом в качестве средства достижения этой цели рекламируется введе ние налога на роскошь, который никак не повлияет на распределение общественного богатства, а лишь позволит привлечь дополнительные (не очень значительные) средства в государственный бюджет. Об изменении в общественных интересах системы власти, об ограничении олигархического господства, о защите интересов наемных работников партия, призванная действовать в их интересах, даже не заикается.
Это дало возможность Партии регионов окончательно отказаться от своих предвыборных обязательств, которые она давала на парламентских выборах в 2006 и 2007 гг. и на президентских выборах 2010 г. Причем речь идет не только об обещаниях, связанных с расширением системы социальных гарантий, но и о придании русскому языку статуса государственного. Соответствующий предвыборный лозунг помог Виктору Януковичу получить голоса большинства избирателей в Юго-Восточных регионах, что и решило исход президентской кампании. Теперь "партия власти" пытается провести законопроект, наделяющий русский язык статусом "регионального" и, по сути дела, закрепляющий сложившуюся практику. Очевидно, что главная цель этого законопроекта состоит не в решении проблем граждан многомиллионной Украины, которые являются этническими русскими, а в получении повода для политических спекуляций в юго-восточных областях и в Крыму. При этом та часть политических представителей олигархии, которая стоит на буржуазно-националистических позициях, сторонники Яценюка и Тимошенко, получат возможность манипулировать общественными настроениями в Центре и на Западе страны.
Одновременно создаются условия для того, чтобы в случае необходимости, взорвать обстановку в Крыму, предотвратив формирование широкого общественного движения, выступающего против олигархического господства. Партия регионов, литвиновцы, а также все, кто входит сегодня в БЮТ и НУНС, проголосовали за закон, который внес Мустафа Джемилев, предоставляющий особый статус крымским татарам. Вполне возможно, что во втором чтении этот закон принят не будет. Не в этом заключается главная цель затеянной вокруг него политической возни. Главная задача, для решения которой объединили силы все политические представители олигархии, состоит в том, чтобы посеять семя раздора, натравить друг на друга этнические группы Крыма, облегчив превращение полуострова в плацдарм для американской геополитической экспансии.
Украинская олигархия стремится заручиться поддержкой правящих кругов США, поскольку опасается роста массовых протестных настроений, боится, что в стране появится общественное движение, выступающее за социально-экономические и политические преобразования. Поэтому она (при фактическом содействии КПУ) приняла избирательный закон, фактически закрывающий доступ в Верховную Раду независимым политическим силам.
Участие в избирательном процессе требует сегодня огромных средств. Только на регистрацию избирательного списка партии необходимо 2 миллиона гривен. Понятно, что политические силы, не связанные с олигархическими группировками, не располагают подобными финансовыми возможностями. Однако сторонникам социалистических взглядов необходима парламентская трибуна, которую необходимо использовать для пробуждения общества, для ведения политической пропаганды, для популяризации своих взглядов. Поэтому общественно-политические силы, стоящие на социалистических позициях, обязаны объединиться для выдвижения и поддержки кандидатов в народные депутаты Украины по одномандатным мажоритарным округам.
Появление в Верховной Раде независимых депутатов, придерживающихся социалистических взглядов, поможет излечить наше левое движение от оппортунизма, даст толчок его очищению, создаст условия для формирования настоящей левой партии.
Бесславный конец украинского парламентаризма, свидетелями которого мы сегодня являемся, это чрезвычайно тревожный сигнал, указывающий на приближающийся политический кризис, на надвигающиеся социально-экономические потрясения. Но это одновременно и признак того, что правящий класс, отказываясь даже от видимости демократии, все больше утрачивает способность манипулировать общественным сознанием. А значит, у нас, сторонников социализма, появилась реальная возможность донести до общества правду, открыть глаза нашим соотечественникам на ужасающие последствия олигархического господства и его еще более страшные перспективы.