Узбекистан сделал ручкой ОДКБ
28 июня МИД Узбекистана направил в Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности письмо с просьбой приостановить своей членство в данной организации. Пока содержание письма не разглашается, как и точные причины данного демарша. Однако ситуация грозит сжиманию влияния России в Средней Азии по эффекту домино.
Проблемы в отношениях блока и Ташкента начались не сейчас. Во-первых, Узбекистан, как и Киргизию и Казахстан, да и Армению не устраивает функционал блока. Кремль использовал ОДКБ как угрозу НАТО, а когда во время президента Д.Медведева пошел на сближение с Альянсом, то свернул это направление деятельности ОДКБ. Сейчас Организация занимается только борьбой с наркотраффиком и оргпреступностью, что в принципе выполнимо на уровне координации соответствующих министерств стран, входящих в блок. ОДКБ, к тому же так, и не создал сил, которые могли бы поддерживать безопасность членов — как внешнюю, так и внутреннюю. От революций Киргизию это не спасло, как и Узбекистан в 2005 году. Следовательно страны начали искать иные способы собственной защиты.
Весьма к месту пришлось "перетекание" НАТО из Афганистана на север — в страны Средней Азии. Эксперты утверждают, что во время своего турне по странам региона в конце предыдущего года госсекретарь США Хиллари Клинтон говорила о возможности открытия в Таджикистане и Узбекистане военных баз США. Так как страны — давние соперники в регионе, президент Узбекистана Ислам Каримов решил опередить своего коллегу из Таджикистана Эмомали Рахмона и первым сблизиться с Западом. Таким образом, приостановление членства в ОДКБ — лишь первый шаг.
С другой стороны, Каримов — не глупец, чтобы сжечь все мосты с Кремлем. Приостановление членства — как и в прошлый раз (в 1999 году) — это знак Москве, что Узбекистан не доволен ее политикой в регионе и хочет больше преференций для себя.
В частности, торг идет вокруг условий создания Евразийского союза, анонсированного российским президентом Владимиром Путиным еще во время предвыборной кампании в начале этого года. Всем заинтересованным странам и организациям ясно, что Россия хочет плотнее работать с постсоветским пространством и теснее кооперироваться с промышленными предприятиями стран бывшего Советского Союза. Рынки СНГ, по мнению В.Путина, должны стать общими. Часть лидеров СНГ считает это попыткой захвата и пытается обезопаситься через союз с оппонентами Москвы. По этому пути идет Узбекистан, Украина и отчасти Таджикистан. Политика этих стран заключается в лавировании от одного центра к другому. Однако в случае с Узбекистаном — при подтверждении информации об "интересном" предложении Клинтон — речь может идти о "грузинском сценарии", поскольку приоритет данного региона для США возрос в разы — из-за масштабных залежей нефти и газа, а также из-за конкуренции с Россией и Китаем.
В этом смысле Каримов сделал не слишком правильную ставку. Несмотря на определенный крен в сторону Запада Казахстан не уберегся от Жанаозенских событий в декабре 2011 года, схожих с "оранжевыми событиями". Каримов не может не понимать, что для Штатов — он — лишь один из ситуативных союзников, который может быть смещен как либеральной оппозицией в изгнании, так и местным исламистским подпольем.
Тем не менее, Кремлю не стоит расслабляться — если из США в Узбекистан потечет такой же поток инвестиций, как ранее — в Грузию, Средняя Азия будет также потеряна для Москвы.