О последнем дюйме
Я часто задаю себе вопрос: почему одни становятся владельцами бизнеса, а другие просто работают на них? Ведь немало умнейших людей трудится наемными менеджерами, тогда как могли бы легко управлять собственными корпорациями. Из чего же складывается эта формула, которая позволяет одному давать работу, а другому – выполнять?
Есть люди, которые имеют прирожденную убежденность в том, что будут нанимать. А есть те, кто внутренне соглашаются с тем, что будут наняты. У каждого из нас – своя личностная история и мотивация. Я никогда не был наемным работником. Мой отец – владелец собственного успешного бизнеса. Видя мои первые шаги в предпринимательстве, он неоднократно говорил мне: "Ну чем ты занимаешься?! Приходи работать ко мне, садись в отделе и поучись с самых низов". И эти слова стали для меня самой сильной мотивацией в жизни. Я пообещал себе, что никогда и ни за что не пойду работать в этот отдел и не буду наемным сотрудником.
Внутренняя мотивация – очень сильная вещь. Скажите, как люди из списка Forbes, имея миллиарды, ежедневно ходят на работу? Думаю, ответ прост – они являются чемпионами по внутренней мотивации, по амбициям. Когда ты постоянно мотивируешь себя внутренне, то находишь силы дожимать любую ситуацию до конца. В современном мире это залог продвижения по карьерной лестнице, и во мне это качество заложено генетически.
Идеолог "КаZантипа" Андрей Филонов как-то сказал: "В борьбе за результат зачет принимается только сверхусилиями". Обычные усилия являют собой ежедневную стандартную ситуацию. И чтобы продвинуться вперед, совершить существенный прорыв, их уже недостаточно. Я называю это идеологией последнего дюйма – и каждый определяет его для себя по-своему. Что касается меня, то я любую ситуацию дожимаю до конца. Так было всегда, сколько себя помню, – и в детстве, и в юношестве. Если мы играли в футбол, то играли до ночи. Если работали на субботнике – делали что-то лучше, чем остальные. Если начинали бизнес, то придумывали новые пути роста доходности. Если занимались дистрибуцией, то старались диверсифицировать портфель брендов. Сегодня я запрещаю себе заканчивать переговоры без нужного результата. Мне говорят, мол, это невозможно, а я все равно открываю двери кабинета и понимаю, что не выйду из него без решения проблемы.
В бизнесе есть определенная метафизическая составляющая, но об этом, к сожалению, мало пишут в современной литературе. Нужно уметь влиять на пространство и прожить жизнь так, чтобы оставить вмятину во Вселенной. Считаю эту фразу Джобса гениальной. Когда ты искусственно помещаешь себя в зону смерти – то есть даешь себе установку, что не можешь выйти из кабинета, не продав товар, не заключив договор – это и дает технологию последнего дюйма, умение довести любую ситуацию до конца. Наверное, главное отличие наемных менеджеров от собственников бизнеса и заключается в том, что первые так и не смогли дожать до конца этот решающий победный последний дюйм.