Русская правда
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Политики должны сказать правду: русский – не язык национального меньшинства, а язык общения большинства граждан Украины.
В Украине полным ходом идет предвыборная кампания, а значит – опять на повестке для вопрос придания русскому языку статуса (второго) государственного. Традиционно это обещают сделать представители КПУ и Партии регионов (как нынешние, так и бывшие). Петр Симоненко, Михаил Добкин, Сергей Тигипко, Олег Царев, Юрий Бойко – все они написали об этом в своих программах. Вот только на прямой вопрос – как они собираются менять статью 10-ю Конституции Украины, согласно которой государственным является только украинский, а русский упомянут лишь как один из языков нацменьшинств – эти кандидаты отвечать очень не любят. Мол, проголосуйте за меня – а потом мы что-нибудь придумаем. А если нет – то нет… В общем, совсем как пару лет назад Партия регионов и ее кандидат в президенты Виктор Янукович.
Однако на прошлой неделе главный редактор телеканала "Эспресо" Вадим Денисенко написал в своем блоге, что предоставление русскому языку статуса второго государственного может поддержать сама Юлия Тимошенко! Среди аргументов в пользу такого решения – попытка выбить "языковой козырь" из рук восточно-украинских сепаратистов и самой возглавить процесс повышения статуса русского языка, что для новой украинской власти является едва ли не единственным допустимым компромиссом с Юго-Востоком.
Почему же политики из столь разных лагерей сходятся в "русскоязычном" вопросе? Казалось бы все просто: на днях близкие к новой власти Центр Разумкова и Социологическая группа "Рейтинг" обнародовали результаты соцопроса, согласно которым 56,5% граждан Украины против предоставления русскому языку статуса государственного, и только 37,6% – за два государственных языка, украинский и русский. Вдогонку все в очередной раз вспомнили данные всеукраинской переписи населения 2001 года: украинский язык тогда назвали родным 67,5% опрошенных, русский – 29,6%. Однако если сформулировать вопрос более корректно – какой язык является наиболее удобным для общения языке или на каком языке идет общение внутри семьи – как результаты становятся совсем другими...
Так, согласно данным многолетнего мониторинга, проводимого Институтом социологии Национальной академии наук Украины, русский язык считает родным около трети населения Украины (что примерно совпадает с данными переписи 2001 года), а вот использует в семье (часто наряду с украинским) – более 60%. А в 2008-м году при проведении социологического исследования Института Гэллапа (Gallup, Inc), посвященного отношению к русскому языку в постсоветских государствах, 83 % населения Украины выбрали русский язык для заполнения анкеты при проведении опроса! Понятно, что на вышеприведенные результаты сильно влияют методики социологов, но никто не оспаривает тот факт, что русским языком владеет более 90% населения Украины.
К сожалению, Евромайдан и пришедшие после его победы к власти в Украине люди, несмотря на все заявления о толерантности, сделали немало, чтобы добавить в политический конфликт составляющую этнического противостояния. И речь не о кричалках "Хто не скаче, той москаль!", а о попытке отмены закона о языках и включении в группу по разработке его новой версии таких одиозных личностей, как Ирина Фарион. Понятно, что к потере Крыма и нынешнему противостоянию на Юго-Востоке привело не только это, но подобные решения парламента ощутимо ударили по единству Украины. Видимо, именно поэтому даже записные националисты среди украинских политиков сегодня поумерили свой пыл, на смену радикальной риторике в языковом вопросе приходит компромиссная.
Даже российские союзники нынешних властей Украины призывают: не трогайте русский язык! Вот что на прошлой неделе написал на своей странице в Фейсбуке "невъездной" в Россию (по причине открытого против него уголовного дела) Альфред Кох: "Весь вечер гулял по Киеву. Внимание: ни разу! Ни, факинг, разу не слышал украинскую речь. Я чуть говорю на суржике (детство прошло на Кубани) и на 80% понимаю украинский. Итак. На русском говорят все. Даже дети. На заданный на украинском вопрос отвечают по-русски. На чистом хорошем русском, даже без фрикативного "г". Только бы у этих ребят хватило ума не трогать русский язык. А напротив – дать ему статус второго государственного!"
Да, сразу это сделать будет сложно – ведь изменение 10-й статьи Конституции требует не только нескольких голосований 300 и более нардепов, но еще и проведения референдума, чего в Украине сегодня боятся как огня. Видимо, тут уже придется пойти на компромисс представителям Юго-Востока: не снимая формального требования статуса государственного для русского языка, согласиться поначалу на статус специальный. А раз уж это компромисс – то этот статус должен быть выше, чем сейчас описывает закон о языках, согласно которому русский – лишь один из региональных языков. Причем для этого есть не только реальные, но и юридические предпосылки, ведь русский язык – единственный, кроме украинского, прямо упомянутый в Конституции Украины.
Хватит ли у всех сторон конфликта, все больше соскальзывающих в водоворот воинственной риторики, реализовать принцип "одна страна – два языка"? Прогнозировать сложно. А вот прогноз для сохранения единой Украины в случае, если этого не сделать, звучит весьма неутешительно. На любом языке.