В предвкушении экзорцизма

В предвкушении экзорцизма

Как не прискорбно признать, но за предыдущие два десятилетия мир не достиг впечатляющих успехов в деле культивирования человечности. Скорее наоборот: если Иисусу приходилось изгонять мытарей из Храма, то для нас реагирование на подобные «мелочи жизни» – увы, непозволительная роскошь, поскольку нам предстоит изгонять самих бесов, которые уже основательно обжились в душах тех, кто по долгу и призванию сам обязан нести крест врачевателя душ человеческих. Согласитесь, формат проблем несопоставим со временами Христа.

Это поистине эпический вызов. Чтобы сформулировать внятный ответ и оказаться на уровне требований современной эпохи, надо быть Шекспиром, Лютером и Ницше в одном лице. Первый соблюдал рассудительность, оперируя хитросплетениями человеческих страстей; второй не давал слабинку в деле выведения на чистую воду «зажравшейся церкви»; третий аргументировано доказал, что в жизни есть времена, когда каждый обязан уподобиться хирургу, а твердость руки для хирурга – вопрос жизни и смерти.

Вне зависимости от конфессиональных предпочтений, почитание института Церкви и веры в Бога вообще подковерная византийщина, уже не первый месяц громыхающая в УПЦ МП, не может оставлять равнодушным каждого, для кого гражданская позиция – не пустой звук. Ведь «цена вопроса» – сегмент общественного сознания величиной 10 миллионов прихожан, составляющих паству этой церкви.

В интригах вокруг дележа «православного престола» Украины так много грязи, что само упоминание о них вызывает аллергическую реакция в виде навязчивой потребности принять контрастный душ и тщательно протереться жесткой мочалкой. Да, эта грязь отвратительна, но мы обязаны осмыслить ее логику и закономерности функционирования, дабы обезопасить себя от развития событий по сценарию, который будет оскорблять нас уже самим фактом своего существования. Ничего не поделаешь – таковы предписания любого катарсиса, прививки и иммунитета.

В тактическом плане ситуация однозначно абсурдна. Для инициаторов склок в УПЦ МП, безусловно, не является откровением прогрессирующий отток прихожан из паствы этой церкви. Они также не могут не понимать, что «бои без правил», обрастающие все новыми подробностями и слухами, лишь сеют смуту и усиливают центробежные силы.

Тем не менее, очаг противостояния не только не затухает, но и всякий раз разгорается с новой силой. Совсем, как в анекдотическом афоризме времен позднего Брежнева: мы так принципиально и яростно боролись за мир во всем мире, что не оставили от мира камня на камне. Полагаю, не надо напоминать, чем закончилась «веселуха» эры Брежнева…

Если тактический формат не объясняет причину абсурдного поведения, то методом исключения приходим к выводу, что путеводной звездой для нарастающего противостояния являются стратегические соображения. Но понять – не значит простить. Особенно, если переступается грань, за которой человеческий облик мутнеет до неузнаваемости.

Судите сами: стоило предстоятелю УПЦ МП Владимиру оправиться от тяжелой болезни, как митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион бросился на поиски того, кто финансирует лечение владыки. Встреча со спонсором, которым оказался один из народных депутатов, была по-чеховски лаконичной – она свелась к риторическому вопросу: «Почему бы Вам не прекратить издеваться над митрополитом Владимиром и не дать ему спокойно умереть?!» Полагаю, любые комментарии здесь неуместны ввиду того, что они лишь разбавят выразительную концентрацию той мерзости и сволочизма, с которыми поневоле приходится иметь дело.

Что это – безудержная жажда земных благ (хотя, казалось бы, куда уже больше!) или дьявольское влияние приближающегося полнолуния? Впрочем, ответ на этот вопрос имеет сугубо клиническое значение: он ценен исключительно для избрания методов лечения и способов пресечения. В остальном же все ясно, как Божий день: люди, которым в самый раз с монтировкой шататься по подворотням, всеми правдами и неправдами прутся в калашный ряд – «порулить» 10 миллионами прихожан. Пожалуй, Содом и Гоммора отдыхают…

Очевидно, песня интриганства, поправшего все нормы приличия, была бы не столь упоительной и надрывной, если бы в ней не было двух припевов – таких себе «теней отца Гамлета», которые незримо присутствуют в каждом локальном противостоянии, подхлестывая на очередное безрассудство. Впрочем, не исключено, что исчерпывающего ответа по поводу роли этих факторов не смогут внятно сформулировать даже те, кто является их олицетворением.

Первый фактор – российский. Он неоднозначен в силу хотя бы нарастающего противостояния Владимира Путина и главы РПЦ патриарха Кирилла. Предстоятель российского православия сидел тихо, как сало в посылке, до тех пор, пока рейтинг поддержки Путина находился в пределах 80- 90%. Но стоило барометру народного доверия качнуться вниз, как «сало» преобразилось: в голосе появились нотки металла и назидательная тональность, не терпящая возражений. Да и сами проповеди Кирилла все больше смахивают на предвыборные речи популистов-политиков, а не первосвященника.

К слову, днями глава РПЦ призвал российские власти «прислушаться к протестующим против результатов выборов и скорректировать политический курс». Дескать, в противном случае это будет означать фатальную «неспособность власти к самонастройке». По умолчанию предполагается, что Кремль в лице Администрации президента и «приквартированных» аналитических служб – сплошь и рядом бездари, дармоеды и негодяи, которые во избежание наихудшей для себя развязки буквально обязаны пасть на колени перед мудрейшим Кириллом, дабы тот изрек некую благую весть – конечно же, не за «спасибо», а по принципу «полцарства – за коня».

Похоже, по ходу интервью Кирилл почувствовал, что «взял слишком высокую ноту», поэтому начал суетно ретушировать рельефность основного мессиджа пустопорожними нравоучениями в стиле «для достижения правды необходимо быть правдивым с самим собой», «наибольшее недовольство в России вызывает не наивысшая власть, а бюрократы низшего ранга» и т.п. Но, как говорится, умеющие слушать уже услышали то, что нужно, поэтому после президентских выборов 4 марта Путин, по всей видимости, отдаст Кириллу должок сполна.

Вторым фактором, возбуждающим воспаленное воображение интриганов в УПЦ МП, является нынешняя украинская власть. Расчет митрополита Иллариона оскорбительно примитивен: поскольку «донецкие» нынче в фаворе, а он – «донецкий», то здесь, как говорится, и к гадалке не ходи…

Безусловно, некая доля реализма в такой логике присутствует, однако есть одно существенное «но», которое президент уже потихоньку начал осознавать: народ настолько «наелся» «донецких», что сейчас любое содействие по земляческому принципу может оказаться той последней каплей, которая преодолеет силу поверхностного натяжения и ведро народного негодования мигом перельется, сметая на своем пути не только зарвавшихся интриганов, но и власть в целом.

Каждый имеет право на шанс стать лучше. Нынешняя украинская власть – не исключение из этого общего правила. Если она разумно распорядится своим шансом, то сделает благо не только себе, но и Украине в целом.

В противном случае – экзорцизм, то есть изгнание бесов, и притом в формате не частного случая, а всенародной терапии с элементами показательного хирургического вмешательства под чутким руководством Ницше.