Как оппозиция проиграла выборы, не начав их

Как оппозиция проиграла выборы, не начав их

Акция на Софиевском майдане, посвященная Дню Соборности – объединению УНР и ЗУНР в 1919 году, имела действительно сакральное значение. Не в смысле влияния на украинское общество, с целью ее консолидации. Ее сакральное значение состояло в том, что национал-демократические силы снова объединились, чтобы проиграть…

Тут нет никакого парадокса. Достаточно вспомнить историю. Даже политические ангажированные историки признают тот факт, что на январь 1919 года Директория во главе с В. Винниченко и С. Петлюрой, контролировалатолько небольшую часть Правобережной Украины и больше была занята демонтажем гетьманата П.Скоропадского, а Украинская Национальная Рада ЗУНР находилась под угрозой разгрома поляками. Винниченко в своих воспоминаниях прямо говорит о том, что объединение земель носило декларативный характер.

Стороны соглашения не только не доверяли друг другу, но и не хотели реального объединения. Координация в действиях имела место лишь в военной сфере, да и то в ограниченном объёме, так как обе армии имели своё собственное командование. Уже в августе Петлюра отправил в Варшаву миссию во главе с П. Пилипчуком, целью которой было достижение сепаратного договора с Польшей. В итоге в конце того же 1919 года президент ЗУНР Е.Петрушевич денонсировал «Акт Злуки», обвинив Петлюру в предательстве. А еще через год-два УНР и ЗУНР практически прекратили свое существование, разгромленные Красной Армией и польскими войсками.

Есть еще одна составляющая этого поражения украинских республик. Одной из основных причин поражения Центральной Рады и Директории Винниченко считал "расщепление" единой политики на две - социальную и национальную - и предпочтение последней. А сама риторика руководства украинского государства была просто не понятна народным массам. Ничего не напоминает?

Акция на Софиевской площади планировалась как акт создания единой оппозиции, которая должна была объединить не только основные оппозиционные партии, но и создать гражданскую платформу, в которую бы вошли протестные движения и инициативы по всей стране. Ценность Соборности состоит не столько в уважении события 90-летней давности, сколько в практическом акте объединения Украины. Или хотя бы объединения оппозиции ВСЕЙ Украины.

Электоральная география последних выборов в Украине показывает, что победа в любой парламентской кампании обеспечивается голосами Востока и Юга Украины. Так уже исторически случилось, что эти регионы имеют больше населения, чем Западные. Только в 2004 году победу Ющенку обеспечила аномальная активность центральноукраинских избирателей. Но в 2006 и 2007 гг. электоральная победа ковалась уже на Востоке страны. Традиционно эти области были вотчиной Партии регионов. Однако, придя к власти, "регионалы" изрядно растеряли народное доверие. Соцопросы фиксируют рейтинг поддержки Виктора Януковича и его Партии регионов в пределах 31% даже в Донецкой области. Сегодня многие социологи фиксируют рост протестных настроений в Донецкой, Луганской, Харьковской, Запорожской областях. Донбасс достаточно ощутимо лихорадило от акций протестов чернобыльцев, афганцев, рыночников и др.

Учитывая, что «донецкие» активно зачистили политическое поле Юго-Востока, дабы не допустить создание альтернативы, то скорее всего избиратели «юго-восточных» регионов проголосуют ногами. Не придут на выборы не только те кто разочаровался в "регионалах" и Януковиче, но и протестно настроенные избиратели. Последние не придут именно из-за того, что не увидят в объединенной оппозиции СВОЕЙ альтернативы «регионалам».

Хотите доказательств? Во-первых, объединенная оппозиции добровольно приняла в качестве идеологического фона риторику "Свободы". Свободовцы оказались намного убедительнее, чем все остальные национал – либералы. Для начала они не платили своим активистам за участие в акции, в отличии от других партий. Кроме того, в риторике объединенной оппозиции свободовские месседжи стали доминирующими. Вы будете удивлены, но социальная справедливость, солидаризм и лозунг национального освобождения от «неукраинской власти» встречаются уже в речах почти всех лидеров оппозиционных сил. Союз «Фронта Змін», „Батьківщини” и УДАРА со „Свободой” сыграет с ними злую шутку.

Как будет реагировать простой житель Донбасса, даже не сильно заморачивающийся в отношении вопросов языка и исторической памяти, на заявление депутата Львовского облсовета от ВО „Свободы” Юрия Михальчишина (от 13 января 2011 года): „Наша бандеровская армия перейдёт Днепр, перейдёт Донецк и выбросит ту синежопую банду, которая сегодня узурпировала власть, из Украины!”. Врядли простой парень из Донбасса будет защищать этих самых „синежопых”, но вот „бендеровскую армию” он точно не захочет видеть в Донецке.

Во-вторых, объединенная оппозиция все чаще начала обращаться к неким моральным авторитетам нации. Но эти самые авторитеты оказались сомнительного качества. Какой объединительный меседж может послать Восточной Украине автор «Черного Ворона» Василий Шкляр, который совсем недавно заявлял, что "якщо Донбас і Крим від'єднаються від України, то країна стане менше територіальна, але це буде повноцінна держава… Крим ніколи історично не був українською територією, і якщо нація хвора і не може переварити, освоїти цю територію, то від неї краще позбавитися. Це все одно, коли у людини гангрена ноги, і щоб усе тіло не захворіло, - її просто відрізають" .

К сожалению объединенная оппозиция сама ДОБРОВОЛЬНО загнала себя в националистическое электоральное гетто из которого ей будет сложно выбраться.

22 января объединенная оппозиция предложила набор лозунгов и деклараций, выполнять которые не намерен ни один из подписантов Декларации Софиевского майдана.

Есть еще одни фактор, который не мог не броситься в глаза во время акции оппозиции – это обилие партийных флагов и малочисленность государственных знамен. Болезнь многогетьманства, будучи родовой болезнью украинского политикумма, отчетливо была видна на Софиевском майдане.

Уже через день после акции лидер партии УДАР Виталий Кличко заявил, что «подписал соглашение с замечаниями. Мы должны четко определить, что не лидеры политических сил определяют людей на мажоритарные округа. Мы не должны за людей решать, кто должен баллотироваться. Люди должны выбрать, из какой политической силы нужно выдвигать представителя, который имеет наибольшую поддержку людей». Свое видение отбора кандидатов от единой оппозиции на мажоритарных округах есть и у Яценюка, Турчинова, не говоря уже о просто ярких лидерах, которые просто не воспринимают «какие-то там рейтинги» «продажных социологических контор».

Да и не все оппозиционные проекты подписали декларацию об объединении. Тот же лидер «Гражданской позиции» Анатолий Гриценко на своей странице в Facebook прямо говорит: «текста (декларации об объединении – авт.) не видел, нам его организаторы акции не предоставили ни заблаговременно, ни непосредственно на митинге»... «Прямо спросил Турчинова: Саша, покажи документ, чтобы я мог принять решение о подписании? Ответ: а ты подписывай, как другие, не читая». Собственно может для Турчинова потеря Гриценко и некоторых оппозиционных мелких партий не проблема. Я даже не исключаю, что в «Батькивщине» даже будут рады сепарированию Гриценко, Королевской и Катеринчука (они подписали альтернативную объединительную декларацию).

Проблема нашей оппозиции состоит в том, что она так и не предложила нового качества политиков и политики. Уровень доверия к акторам Софиевской сцены не многим отличается от доверия к нынешней власти. Если объединенная оппозиция сконцентрируется только на отрабатывании «своего» традиционного электората или замкнется в масштабах Западной и Центральной Украины, не продуцируя меседжи для Востока и Юго-Востока, не будет расширять своего присутствия в протестной среде Донбасса, Харькова, Крыма и др. регионов, она обречена на поражение.

Также как и в 1919 году…

Анатолий ЛАЗАРЕНКО,

эксперт Центра исследований

проблем гражданского общества