Несмотря на пророчества скептиков и сильнейшее давление со стороны Кремля, Украина продолжает планомерное и успешное движение к подписанию Ассоциации с ЕС. Что красноречиво подтвердил сентябрьский саммит Ялтинский европейской стратегии, где не прозвучало ни одной публичной претензии со стороны Европы.
Для сравнения стоит вспомнить саммит ЯЕС, к примеру, прошлого года. Где или часть приглашенных дипломатов демонстративно не приехала, или постоянно критиковалось отсутствие реформ в Украине, прогресс на пути евроинтеграции и избирательное правосудии.
В сентябре 2013 года Украина находится в совершенно ином положении. Уже никто не старается делать из нее "изгоя", а переговоры проводятся на равных, как с партнером. Высокопоставленные европейские дипломаты зачастили в Киев. И все идет к подписанию Ассоциации в ноябре.
Саммит в Ялте стал промежуточным этапом оценки выполнения Украиной взятых на себя обязательств перед Европой. По сути, одним из последних перед запланированным на конец октября заседанием Совета министров ЕС, где подведут итог выполнения критериев "списка Фюле".
Понятно, что если бы существовали некие претензии со стороны ЕС, то они бы прозвучали на Ялтинском саммите. Однако перед этим украинская сторона неплохо подготовилась.
Во-первых, в сентябре Радой было утверждено ряд евроинтеграционных законов (права заключенных, общественное телевидение, гарантия выполнения решения судов, возможность Счетной палаты контролировать доходную часть бюджета).
Во-вторых, на экспертизу Венецианской комиссии были отправлены евроинтеграционные законы о прокуратуре, выборах народных депутатов, органах внутренних дел. То есть – все готово для их принятия в Украине в начале октября.
Основным ньюсмейкером на Ялтинском саммите стала украинская сторона. Именно Украина публично выражала свои позиции, а европейские дипломаты в основном слушали. Без каких-либо комментариев. Из чего можно судить, что позиция Киева и Брюсселя совпадают по большинству вопросов.
Так, президент Янукович подчеркнул, что евроинтеграция – это приоритетное направление для Украины. В то же время, она не означает выбор между Европой и Россией. Это попытка конструктивного сотрудничества с обеими сторонами с учетом национальных интересов Украины.
И, в принципе, позиция Януковича совершенно правильная. Ведь Украина, в силу своего географического положения и устоявшихся экономических связей, не может позволить себе такую роскошь, как ориентация только на один вектор. Кстати, не зря же начата активная работа по выходу на другие рынки, включая - китайский.
Вопрос только в том, готов ли тот же Таможенный союз конструктивно сотрудничать с Украиной? Пока не похоже, судя по торговым войнам. Хотя Кремлю и пришлось сквозь зубы принять предложенный Киевом весной меморандум о сотрудничестве, благодаря которому Украина получила возможность принимать участие в заседаниях исполнительного органа ТС – Евразийской экономической комиссии. Впрочем, не исключено, истерика в Москве пройдет – и здравый смысл возьмет в итоге верх.
Кстати, в отличие от миролюбивой позиции Януковича, "злым полицейским" для России в Ялте стал премьер Азаров. Он намекнул, что Украина, конечно, обречена сотрудничать с ТС, но если Россия продолжит увеличивать транзит газа в обход Украины, то придется заморозить две ветки ГТС. Жесткий месседж Азарова стал ответом на истерические крики российской Госдумы и оскорбительные последние высказывания премьер-министра Медведева (по сути –это то, что думает Путин).
Также стоит отметить и еще одно главное отличие, которое якобы не замечают в Москве. Ассоциация с ЕС не предусматривает вмешательства в национальный суверенитет Украины. Речь идет, в первую очередь, о таможенных тарифах между Украиной и ЕС. В то время как с той же Россией мы можем сами регулировать пошлины. В отличие от ТС. Где и Белоруссия, и Казахстан вынуждены согласовывать любые пошлины с РФ.
Спекулирует Москва говоря и о том, что Ассоциация – это почти членство Украины в ЕС. В ближайшем будущем ничего подобного не ожидается. Кстати, британский экс-премьер Тони Блэр спрогнозировал в Ялте, что Украина может теоретически стать членом ЕС не раньше, чем через 10-12 лет.
Интересно, что на саммите Янукович подчеркнул: если даже в этом году по какой-то причине не будет подписана Ассоциация, то это не свернет Украину с европейского пути реформ.
В целом же, по словам Януковича, он выступает за создание единого экономического пространства от Канады до Владивостока.
Конечно, не обошли стороной на саммите и вопрос Тимошенко. Президент Литвы Грибаускайте традиционно сказала о важности избавиться от избирательного правосудия. Причем европейские политики, похоже, уже устали решать эту проблему. Но и дистанцироваться не могут, сами взвалив ее раньше на плечи. Не даром же в Ялте руководители миссии Квасневского-Кокса, постоянно приезжающие в Харьков, заговорили о продлении переговорного процесса. О чем это говорит? Что, с одной стороны, Тимошенко отказывается от всех предложенных вариантов (включая – выезд на лечение). С другой – украинская власть не может найти вариант ее освобождения, который не нарушал бы закон.
Получается в итоге замкнутый круг. Европейцы хотят, чтобы Украина взяла на себя ответственность за Тимошенко (найдите, мол, какое-то гуманитарное решение). Украина – наоборот. А сама Тимошенко хочет вообще третье, заявляя, что ей никто не предлагал лечение в Германии, но в тоже время она, мол, верит в подписание Ассоциации. И, тем самым, давит на совесть Европе.
Стоит отметить, активность европейцев по поводу Тимошенко значительно поутихла после весеннего решения Европейского суда по правам человека, где черным по белому записано – к Тимошенко не применялись всевозможные пытки в тюрьме. Хотя и был нарушен процесс ареста. В то же время, с тех пор уже изменен Уголовно-процессуальный кодекс (по требованию Европы), где отменены нормы, позволившие держать Тимошенко в СИЗО.
В общем и целом, Ялтинский саммит показал успешность "перезагрузки" отношений между Украиной и ЕС, начавшуюся с начала 2013 года. Европа убедилась, что власть выполняет свои обещания проводить евроинтеграционные реформы. И теперь именно Европе в ноябре решать, что ей важнее – стратегическая Ассоциация и Зона свободной торговли с Украиной или поднадоевшая игра в борьбу с избирательным правосудием?