Законы по биоэнергетике надо менять
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В июне текущего года в Украине был разработан проект Национального плана действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 года. В нем, в соответствии с обязательствами Украины в рамках Договора об учреждении Европейского Энергетического Сообщества, поставлена ??цель достичь в 2020 году вклада возобновляемых источников энергии в энергобаланс страны на уровне 11%. С учетом текущего вклада возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на уровне 2% (согласно энергобалансу Украины за 2011 год), это означает более чем пятикратный рост производства энергии из ВИЭ за относительно короткий промежуток времени. Таким образом, возникает необходимость введения дополнительных стимулов для активизации развития сектора ВИЭ в Украине. Кроме того, этими же обязательствами Украины перед Европейским Энергетическим Сообществом предусмотрена гармонизация украинского законодательства в области ВИЭ с законодательством и нормами ЕС (директива 2009/28/ЕС), которую необходимо выполнить в 2013 г. Эти же задачи также поставлены в "Плане первоочередных мероприятий по интеграции Украины в ЕС на 2013 год", утвержденном распоряжением Кабинета Министров Украины № 73-р от 13.02.2013.
Поэтому и возникла необходимость разработки нового Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии". Данный законопроект (номер 2946 от 26.04.2013) был подготовлен мной в соавторстве с народными депутатами Федоряком Г.Д., Сальдо В.В., Попеску И.В. и Близнюком А.М. при экспертной поддержке Биоэнергетической ассоциации Украины. Данный законопроект разработан в целях содействия практической реализации "зеленого" тарифа для объектов электроэнергетики, производящих электроэнергию из биомассы, биогаза и бытовых отходов. Кратко о содержании законопроекта.
Согласно существующему сейчас в законе "Об электроэнергетике" определению термина "биомасса", к ней относятся только отходы лесного и сельского хозяйства. При таком определении из понятия "биомасса" выпадают ее виды, наиболее распространенные на практике, в частности дрова, пеллеты/гранулы, щепа и энергетическая верба как топливо для теплоэлектроцентралей и электростанций на биомассе, а также силос кукурузы как сырье для биогазовых установок. Сейчас в Украине все эти виды биомассы не могут быть квалифицированы как "отходы", и такое определение "биомассы" может полностью остановить развитие сектора биоэнергетики в Украине уже в ближайшее время. Поэтому авторский коллектив считает необходимым скорректировать определение термина "биомасса" согласно с Директивой ЕС 2009/28/ЕС, включив в него, кроме отходов, также продуктыи остатки лесного и сельского хозяйства.
Следующая проблема действующего законодательства – требования к необходимой доле "местного" оборудования и материалов. Еще до принятия соответствующих изменений в Закон "Об электроэнергетике" в ноябре 2012 года, большинство экспертов считали существующие требования к местной составляющей оборудования, материалов и услуг объектов, претендующих на получение "зеленого" тарифа, неоправданно высокими: 30% для проектов, внедряемых с 2013, и 50% – начиная с 2014. Это связано с тем, что производство большинства видов соответствующего оборудования или хотя бы его основных комплектующих на сегодняшний день в Украине не освоено и вряд ли будет освоено в оставшийся короткий срок. Объективно необходимо признать, что украинские производители никогда не выпускали (и вряд ли смогут выпускать в течение ближайших 5-10 лет) такое высокотехнологичное оборудование, как паровые котлы для сжигания биомассы мощностью более 10 МВтт, паровые турбины мощностью 1-10 МВтэл, когенерационные установки на биогазе мощностью 100-1000 кВтэл, котлы и паровые турбины для мусоросжигающих заводов, ряд другого специализированного оборудования для биоэнергетики.
Новые правила местной составляющей, введенные в законодательство в ноябре 2012 г, только усложнили ситуацию. Требование относительно 50% местной составляющей осталось, хотя и с отсрочкой на полгода, и дополнительной отсрочкой для биогаза еще на полгода.
Необходимо принять во внимание и тот факт, что требование местной составляющей противоречит принципу недискриминации Всемирной торговой организации. Принцип недискриминации предполагает, что одной стране в экономической области на территории другого государства предоставляются такие же условия, льготы и преимущества, как и любой другой стране. Это можно подтвердить тем, что 19.12.2012 Всемирная Торговая Организация сделала негативный вывод относительно программы по "зеленому" тарифу, введенной в Онтарио (Канада), согласно которой 60% оборудования должно изготавливаться в Канаде.
Законопроект 2946 предлагает полностью исключить из законодательства требование местной составляющей для объектов производящих электроэнергию из биомассы, биогаза и бытовых отходов.
Коэффициент "зеленого" тарифа для электроэнергии, произведенной из биогаза, на уровне 2,3 (для объектов, введенных в эксплуатацию с 01.04.2013 по 31.12.2014), по нашему мнению, недостаточен для развития биогазовых технологий. При таком коэффициенте (2,3), сроки окупаемости соответствующих проектов составят более 12-15 лет. Это объективно не может быть приемлемым для украинских и иностранных инвесторов, поэтому вряд ли можно надеяться на оживление проектов в секторе биогаза.
Считаем необходимым установить коэффициент "зеленого" тарифа для электроэнергии, произведенной из биогаза, на уровне 3,0 для биогаза из сырья сельскохозяйственного происхождения, и 2,7 – для всех других видов биогаза. При таких "зеленых" тарифах типовые проекты по производству биогаза будут иметь срок окупаемости в пределах 7-10 лет, что является минимально необходимым для привлечения отечественных и иностранных инвесторов в эту отрасль. Такие показатели "зеленого" тарифа соответствуют Европейскому опыту, который показывает, что "зеленый" тариф для электроэнергии из биогаза, должен быть примерно на 30% выше, соответствующего коэффициента для биомассы.
Кроме того, согласно последним изменениям в Законе Украины "Об электроэнергетике" объекты, производящие электроэнергию из биогаза и введенные в эксплуатацию до 31.03.2013 включительно, вообще не получают "зеленого" тарифа. Таких объектов в Украине до 10, и построены они были в течение последних лет в ожидании "зеленого" тарифа на электроэнергию из биогаза. Непредоставление им "зеленого" тарифа ставит их в неравное положение по сравнению с другими биогазовыми объектами и является несправедливым и дискриминационным.
Считаем, что соответствующие положения Закона Украины "Об электроэнергетике" должны быть скорректированы таким образом, чтобы объекты, которые производят электроэнергию из биогаза и введены в эксплуатацию до 31.03.2013 включительно, могли бы получить "зеленый" тариф наравне с объектами, введенными в эксплуатацию с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Кроме того, считаем целесообразным повышение коэффициента "зеленого" тарифа для электроэнергии, вырабатываемой из биомассы, до 2,7. Существующий сейчас коэффициент "зеленого" тарифа (2,3) является недостаточным для динамичного развития этого сектора. В течение 2009-2012 годов в Украине были введены в эксплуатацию только три теплоэлектроцентрали на твердой биомассе. При этом две из них – на шелухе подсолнечника, т.е. с нулевой стоимостью топлива, а третья – с использованием существующего котла и паровой турбины, т.е. с существенной экономией на капитальных затратах. Типичный срок окупаемости новой теплоэлектроцентрали, использующей современное оборудование и работающей на покупной биомассе, составляет около 10 лет при стоимости топлива 400 грн/т и отпускной цене тепловой энергии – 200 грн/Гкал. Для уменьшения срока окупаемости, по крайней мере, до 7 лет, что является минимально необходимым для заинтересованности инвесторов, коэффициент "зеленого" тарифа надо повысить до 2,7.
Стоит отметить, что с существующим коэффициентом "зеленого" тарифа (2,3) для биомассы Украина находится на 7-м месте среди стран ЕС, а с предложенным коэффициентом (2,7) Украина будет лишь на 6-м месте (в то время, как стоимость оборудования и сырье равны для Украины и стран ЕС). Помимо этого, "зеленый" тариф для солнечной энергетики, установленный в Украине, находиться на 1-м месте среди стран ЕС, а для ветровой энергетики – на 5-м.
Также пока остается нерешенным вопрос установления "зеленого" тарифа на электроэнергию, произведенную из бытовых отходов. Энергия из бытовых отходов за человеческими масштабами неисчерпаемая и поэтому должна получать "зеленый" тариф. Подобное стимулирование производства энергии из бытовых отходов существует во многих странах ЕС и мира (в том числе, в Австрии, Великобритании, Нидерландах, Португалии). Кроме того, это позволит решить одну из самых болезненных экологических проблем Украины – обезвреживание бытовых отходов. При "зеленом" тарифе, что предлагается, сроки окупаемости современных мусоросжигательных заводов сократятся до 10 лет (без существенного повышения тарифов за утилизацию бытовых отходов) и могут стать интересными для инвестирования. Считаем целесообразным введение коэффициента "зеленого" тарифа для электроэнергии, вырабатываемой из бытовых отходов, на уровне 3,0 с учетом коэффициента за работу в "пиковом" режиме.
Ожидается, что принятие предложенного проекта Закона приведет к ряду положительных социально-экономических последствий. Предложенные изменения в Закон Украины "Об электроэнергетике" будут способствовать более широкому использованию биомассы, биогаза и бытовых отходов в топливно-энергетическом балансе Украины. Это приведет к сокращению потребления природного газа до 4 млрд. куб. м/год, улучшению экологической ситуации в целом ряде регионов Украины, уменьшению выбросов парниковых газов в атмосферу, созданию новых рабочих мест, а также поможет в решении проблемы утилизации бытовых отходов.
Наибольший положительный социально-экономический эффект ожидается для сельского и лесного хозяйства, поскольку эти отрасли экономики Украины является основным источником биомассы для энергетического использования. В результате принятия этого закона будет создано около 22 тыс. новых рабочих мест связаных с производством, заготовкой и поставкой биомассы как топлива, а также обслуживанием биоэнергетического оборудования.
В.Ю. Медяник, Народный депутат Украины