Мрачные и пугающие слова Дональда Трампа, прозвучавшие на съезде Республиканской партии в четверг (21 июля), дали ученым и историкам возможность сделать сравнения как с Джорджем Уоллесом в 1960-х годах, так с Бенито Муссолини в 1930-х годах. Как бы ни были обоснованны эти сравнения, дрожь, пробежавшая по моему позвоночнику, была вызвана не схожестью выступления Трампа с кадрами старой кинохроники. Вместо этого я увидел американизированную версию чертовски эффективной пропаганды страха и ненависти, которую сегодня использует Владимир Путин в России.
Это не означает, что слова Трампа являются дословным плагиатом Путина. Язык и интонации отличаются также, как российский и американский флаги, в которых есть одни и те же цвета: красный, белый и синий. И это касается не только смысла сказанного; манеры и жестикуляция Трампа, смягчившие его обычное лицедейство, были поразительно похожи на насмешливую и хвастливую подачу, слишком хорошо знакомую россиянам после 16 лет пребывания Путина у власти.
В обоих случаях в начале оратор намеренно вызывает интуитивные эмоции страха и отвращения, чтобы затем добиться освобождения от них за счет "очистительного гнева", сокрушающего все остальное. Только этот лидер поможет уйти страху и отвращению. Лидер направит в верное русло ваши ненависть и раздражение и сделает так, чтобы все стало лучше. Как именно? Ну, сейчас это не важно.
Кандидат-демагог должен нарисовать мрачную картину статус-кво, ссылаясь на все катастрофы и неудачи. И затем обрисовать еще более мрачное будущее, если ему не будет предоставлено право действовать. Но при этом действовать прямо сейчас. Вы можете считать, что в избирательной кампании политику предпочтительнее вызывать положительные эмоции у потенциальных избирателей, но это не соответствует имиджу будущего диктатора. Вместо того, чтобы рассказать людям, что он будет делать в случае его избрания, он угрожает им тем, что будет, если его не выберут. Демократическому лидеру нужны люди. Тиран или потенциальный тиран настаивает, что люди нуждаются именно в нем.
Читайте:
Грубая ошибка Савченко
Путин, долго находящийся у власти, вынужден приуменьшать кризис в России. Трампу, как кандидату в президенты, необходимо преувеличивать американский. Трамп фокусирует внимание на проблеме терроризма и на таких болезненных для американцев вопросах, как нелегальная иммиграция, чтобы раздуть список врагов. Он присоединился к крестовому походу Путина против НАТО, что является странной позицией для американского кандидата в президенты. Если он действительно считает, что глобальный терроризм представляет собой серьезную угрозу. Стратегическое сотрудничество в свободном мире сейчас важнее, чем когда-либо. Я пишу это из Таллинна, который без НАТО действительно может превратиться в "пригороды Санкт-Петербурга", куда страну отправил "поклонник Трампа" Ньют Гингрич.
Терроризм – это серьезная и страшная проблема, и Соединенные Штаты должны вести серьезные международные переговоры о том, как с ним бороться. Трамп делает все возможное, чтобы люди перманентно жили в страхе. Именно на это надеются террористы. Это зеркальное отражение напыщенной риторики Путина, создающего свое собственное смертельное реалити-шоу в Сирии, где ковровые бомбардировки российской авиации плодят миллионы новых беженцев и вдохновляют новое поколение джихадистов.
Читайте:
"Русский след", или Об искусстве вляпаться
Придуманная Трампом пограничная стена с Мексикой является квинтэссенцией риторики диктатора. С врагом все ясно, выгода очевидна. А вот с бесчисленными расхождениями и изъянами дела обстоят сложнее. Для Трампа, как и для Путина, решения всегда ясны и просты, если вообще имеются. То, что они являются невозможными или неисполнимыми не имеет значения, поскольку к тому времени, когда это станет очевидным, диктатор уже будет иметь ту власть, которую он хотел.
Посыл кампании Трампа и пропаганды Путина резко контрастирует с предвыборной речью Рональда Рейгана на съезде Республиканской партии в 1980 году. В то время Америка и весь мир столкнулись с многочисленными вызовами – от экономического и энергетического кризиса до бесконечных разборок между ядерными сверхдержавами. И все же, поведение Рейгана было неунывающим и его речи были полоны позитива. Он был полон оптимизма в отношении грядущих светлых дней, больших возможностей для Америки, объединенной общими ценностями.
Читайте:
Россия: национализация будущего
Тогда американцы поверили Рональду Рейгану, и именно их вера позволила его идеям сбыться на благо нации и всего мира. Сегодня многие американцы верят Дональду Трампу – в избирательном праве нельзя отказать. Но если идеи Трампа сбудутся, то это будет реальный кошмар, а не кошмарный сон.
Больно признавать, но Путин был избран в 2000 году на относительно честных выборах. С тех пор он последовательно разрушал хрупкую российскую демократию и преуспел в этом, настроив россиян друг против друга и против всего мира. Путин показал, как далеко можно зайти, используя демократические институты для убеждения большинства, что им грозит меньшинство, и что только он способен их защитить.
Последнее и наиболее тревожное сходство между Путиным и Трампом заключается в том, что очень многие не хотят верить, что человек подобный Трампу может когда-нибудь стать лидером самой могущественной страны в мире. В 1991 году, когда к великой радости распался Советский Союз, мы не могли поверить, что всего девять лет спустя бывший агент КГБ станет президентом России. Мораль: будьте осторожны голосуя на выборах, а то это могут оказаться последние настоящие выборы в вашей жизни.
Бывший спикер Конгресса США Ньют Гингрич в интервью каналу CBS: "Я не уверен, что рискнул бы ядерной войной ради какого-то места в пригороде Санкт-Петербурга".
The Washington Рost
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...