Блог | Так что же Киеву делать с Фирташем?
Начало процесса по вопросу об экстрадиции украинского олигарха Дмитрия Фирташа в Соединенные Штаты напомнило историю с судом между российскими олигархами Борисом Березовским и Романом Абрамовичем. Во время этого беспрецедентного состязания были вскрыты многие движущие пружины российской государственности и тесной связи между властью и большим бизнесом. Но самое главное - и Абрамович, и Березовский были вынуждены честно отвечать на вопросы, которые все хотели бы им задать в России - да стеснялись, так как все равно не получили бы честных ответов. Потому что по совершенно очевидным причинам участники судебных заседаний из стран постсоветского пространства не хотят и не могут лгать правосудию мира, с которым они связаны куда серьезнее, чем с Родиной. Это в России или в Украине они могут подкупать суды, дирижировать политиками, управлять даже не продажными журналистами, а целыми телеканалами и информационными агенствами, работающими по принципу политической продажности.
Это в России и в Украине они подменяют эвфемизмами простые и ясные ответы относительно своей вовлеченности в политические процессы. А в Лондоне или Вене все выглядит четко и ясно - ни убавить, ни прибавить. Остается сожалеть даже не о том, что Фирташ пока что не выдан американскому правосудию, а о том, что процесс был таким коротким. Провыступай Фирташ со свидетелями еще несколько дней - и мы узнали бы об украинской политике все и даже больше. И даже то, чего никогда не хотели бы знать - тоже узнали бы. А это явно помогло бы нашему государству в его дальнейшем развитии.
Самое интересное, что с точки зрения политической тусовки Фирташ не сказал вообще ничего нового. Разве новостью являются сложные отношения между Фирташем и Тимошенко? Очевидно, что экс-премьер делала все возможное, чтобы ограничить влияние подобравшей ключи буквально ко всем украинским президентам группировки РосУкрЭнерго - и даже нашла в этой связи понимание у Владимира Путина во время подписания нашумевшего газового контракта. Очевидно, что Фирташ делал все возможное, чтобы помешать объединению Януковича и Тимошенко, понимая, что ему и его ближайшим соратникам, Сергею Левочкину и Юрию Бойко, не останется места на празднике жизни. Никакой новостью не является информация о поддержке группировкой РУЭ Виталия Кличко в последний период правления Виктора Януковича - Фирташ, как и многие другие олигархи, был явно утомлен усилением президентского семейства - но в отличие от других олигархов ставил на претендента, который мог собрать голоса и части демократического электората, и части сторонников Януковича. Новостью не является использование телеканала Интер в качестве политической дубины группировки Фирташа - Левочкина и во время президентских предвыборных кампаний, и в принципиальные для страны моменты. О прошлогодней встрече Фирташа, Левочкина, Порошенко и Кличко в Вене, во время которой были достигнуты договоренности о снятии Кличко своей кандидатуры с президентских выборов и выдвижении лидера УДАРа в мэры Киева, тоже говорилось и писалось немало - правда, мало кто знал о существовании неких конфиденциальных обязательств, подписанных участниками встречи. Вот это действительно новость, но все остальное - нет.
День суда над Фирташем не удастся просто забыть - будто его не было. Сказано слишком много слов, требующих если не опровержений, то хотя бы пояснений от новой власти
Просто обо всем этом очень мало говорили вслух. В своих статьях мне постоянно приходилось представлять очевидные факты в качестве аналитических выкладок - просто потому, что участники событий категорически отказывались признавать свою вовлеченность и истинный смысл происходящего, а публика предпочитала верить собственным иллюзиям, а не здравому смыслу. И вот ради спасения Дмитрия Фирташа от правосудия было организовано шоу, во время которого о механизмах украинской политики чуть ли не впервые сказали в полный голос.
Почему так произошло? Потому что иначе Фирташ не смог бы избежать экстрадиции. Защита выбрала линию доказательства политической мотивированности преследования Дмитрия Фирташа Соединенными Штатами. Об обвинении, предъявленном Фирташу в США, в ходе экстрадициционного процесса не было сказано практически ни слова. Зато об Украине говорили целый день. Фирташу было необходимо доказать свое активное участие в украинской политике, продемонстрировать, что его вовлеченность была не в интересах Соединенных Штатов, преследовавших собственные цели и пытавшихся ослабить его влияние. При этом он не мог лгать в суде.
Важно помнить, что у Фирташа - как и у многих прочих олигархов - весьма свобеобразные представления о демократии. Он в самом деле не видит ничего зазорного в кулуарных встречах бизнесменов с политиками - даже если решения, определяющие электоральный процесс, принимаются в ходе этих встреч, а не партийных съездов. Он не понимает, почему нельзя использовать как политическое оружие телевизионный канал, который ему принадлежит - это же собственность! Если посмотреть на мир глазами Фирташа, мы увидим, что он никогда не нарушал принципов, которых придерживался и всегда боролся с принципами, которые навязывают его стране хитрые американцы. Потому что если эти принципы, не дай Бог, восторжествуют, то Фирташу с Левочкиным, Бойко и Интером просто не останется места в Украине. А ведь они уже столько лет хотят нашей стране только хорошего - добиваются реформ, находят правильных президентов, утверждают линию на взаимопонимание Украины с Россией и Западом одновременно. "Мы добились, чего хотели!" - эти слова Фирташа относительно результатов встречи с Порошенко и Кличко можно было бы выбить на гербе РосУкрЭнерго - если бы только у олигархической группировки был герб.
Не нужно думать, что день суда над Фирташем удастся просто забыть - будто его не было. Сказано слишком много слов, требующих если не опровержений, то хотя бы пояснений от новой власти. Обнажился - уже не в журналистских статьях, а на судебном заседании - круг людей, принимавших в Украине судьбоносные решения на протяжении нескольких десятилетий и пытающихся вернуть себе былое влияние. Затронуты репутации ведущих политиков демократического лагеря - причем нужно еще разобраться, кого на самом деле Фирташ и компания хотят в ходе этого процесса утопить, а кому - помочь укрепиться.
И остался самый главный вопрос: что Киеву делать с Фирташем? Если бы его выдали США, этот вопрос решился бы сам собой. Но если апелляция американцев не сработает и Фирташ вернется в Украину - кем он здесь будет? Олигархом, не скрывающим своих амбиций и возможностей, самодовольным кукловодом и имитатором политических процессов? Пенсионером, живущим в родной стране только ради того, чтобы не попасть в руки американского правосудия? Или фигурантом судебных расследований - уже украинских?
От ответов на эти вопросы зависит даже не судьба Фирташа. От них зависит судьба самой Украины.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...