Блог | Не спускайте Рязанова в метро!
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Знаменитый режиссер не вписывается в современную Россию
Идея увековечения памяти Эльдара Рязанова путем названия его именем станции московского метро, по меньшей мере, кажется странной. По большей – отдает привычным государственным идиотизмом.
Ведь как было дело: москвичи выясняли отношения со станцией метро "Войковская", названной в честь революционера Петра Войкова, якобы причастного к расстрелу Николая II. Вроде бы неприлично хранить такое имя даже под землей.
Однако столичные горожане оказались не дюже брезгливыми. В результате проведенного голосования, в котором участвовало более 300 тысяч человек, выяснилось, что 53% ничего менять не желают. Демократические нормы соблюдены – какие могут быть претензии?
Но после кончины Рязанова нашлась парочка изобретательных депутатов Госдумы – Михаил Сердюк и Александр Агеев из "Справедливой России" (откуда же еще? надо же этой партии хоть чем-то выделяться, а подобные инициативы запоминаются надолго), – которые по свежим следам предложили увековечить имя режиссера непосредственно в метро. То есть укокошить одним ударом двух зайцев: и память почтить, и Войкова подвинуть.
Получилось вполне по-шулерски, с изрядной долей цинизма. Ну да судить "справоросов" - занятие гиблое. Тем более апеллируя к их нравственности…
Вообще метрополитен весьма туго вяжется с культурой при выборе названий станций. На кинематограф он и внимания не обращал, а великие писатели "уходили под землю" исключительно при посредничестве улиц или площадей, на которых расположены те или иные станции. На площади Маяковского получайте станцию "Маяковскую", на улице – "Чеховскую", или без виляний – тупо "Лермонтовский проспект".
Лишь "Достоевская" не получила привязки к городскому пейзажу. Станцию открыли в 2010 году в присутствии Лужкова, а москвичи до сих пор не могут решить, насколько уместно на стенах было изображать жуткие эпизоды из четырех романов писателя – убийства старухи и Лизаветы, Настасьи Филипповны, Шатова и самоубийства Свидригайлова и Ставрогина.
Кстати, в Киеве имеются две "писательские" станции метро – "Площадь Толстого" (та же ситуация – привязка к площади) и "Тараса Шевченко". Понятно, что Тарас Григорьевич – это наше все, хотя я сомневаюсь, что он испытал бы прилив благодарности, вылезши из этой станции на свет божий и внимательно оглядевшись по сторонам…
Но вернемся к Эльдару Александровичу. Давеча свой взгляд на ситуацию выразил писатель Захар Прилепин. Статья в "Известиях" так и называется – "Станция "Рязановская". Хотя глядит Прилепин шире и не только под землю. Кремлевского глашатая волнует трактовка истории и, в частности, попытка Украины дать оценку социалистическому прошлому, чтобы впредь не допускать подобного.
Прилепин, как легко догадаться, не желает расставаться ни с памятниками Ленину, ни с пионером Павликом Морозовым, ни тем более с певцом Кобзоном. А Эльдара Рязанова он характеризует так: "большой советский режиссер, который потом стал антисоветским". И добавляет: "можно ценить его талант, можно нет".
Но уж если переименуют "Войковскую" в "Рязановскую", то люди, "которые вас на дух не переносят и которых на дух не переносите вы" (понятно кто – сволочные "пиндосы" и их прихвостни в лице российских либералов), примутся не только плясать от радости какой-нибудь мерзопакостный "тверкинг", но и с удовлетворением поставят себе галочку: "с "перестройкой" получилось, на майдане вышло, и за "Рязановскую" спасибо – работаем дальше".
А следующей станцией может стать "Крещатик" - предупреждает Прилепин. Вот это уж точно ужас, что ни в сказке сказать, ни пером описать!.. Как по мне, то внушительно попахивает клиникой, хотя вполне в духе давно отлаженной российской пропаганды.
Что ж, мотивация у нас разная, но в одном мы с Прилепиным едины: не укладывается в метро Эльдар Рязанов! Не надо называть его именем станцию, а на стенах изображать портреты Деточкина на угнанной "Волге", Ипполита в душе и самого режиссера, прильнувшего к гиппопотаму. Не стоит нынешней власти прикасаться к памяти Эльдара Александровича. Картину же "О бедном гусаре замолвите слово" впору и запретить.
Когда-нибудь потом, когда в России падет диктатура… А вот в Киеве вполне могла бы появиться улица Рязанова. И Прилепин будет доволен.