Блог | И таможня цыплят по осени считает
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В последнее время тема украинской таможни вернулась в информационные "топы". В общем-то, в этом нет ничего удивительного, учитывая то, какие неоднозначные и подчас даже странные события происходили в этой сфере. Ведь только после смены руководства Государственной фискальной службы Украины (ГФС) в начале мая вся страна могла наблюдать и за ситуацией в Одессе, где до сих пор тянется эпопея с назначением руководителя таможни, и за кровавыми контрабандистскими разборками на Закарпатье, и, наконец, за противостоянием в руководстве самой ГФС.
А вот чего, к сожалению, мы не увидали, так это – реального процесса реформ, последовательной реализации тех планов, которые я неоднократно озвучивал, с тех пор как был назначен руководителем таможенного направления в ГФС. Не смотря на огромное количество подготовленных материалов и докладных записок со стороны таможенных департаментов ГФС и с моей стороны, не сделано практических шагов ни к реализации проекта "электронной таможни", ни к дальнейшей либерализации таможенного законодательства, ни к созданию новых пунктов совместного контроля. Таможенные процедуры остаются громоздкими и недопустимо долгими, кадровая реформа в последние недели характеризуется массовым возвращением на таможню людей руководителя таможни времен Януковича, одного из организаторов голосования за диктаторские законы 16 января 2014 года, Игоря Калетника, а попытки наладить диалог с бизнесом не увенчались особым успехом.
Я уже неоднократно писал и говорил в высоких кабинетах о причинах, которые к этому привели. Мои слова легли в основу известного заявления председателя Одесской областной госадминистрации, Михеила Саакашвили, который обратился к руководству Генпрокуратуры, МВД и СБУ с требованием вмешаться в ситуацию на украинской таможне и в руководстве Государственной фискальной службы Украины.
Читайте:Шантаж под зонтиком МВФ?
Впрочем, даже в этих неимоверно сложных условиях, украинской таможне удалось не только сохранить, а и увеличить свои финансовые показатели. Так, по итогам четырех месяцев работы таможенные органы перечислили в бюджет Украины сверх плана около 2,5 млрд. гривен, из них около 630 миллионов гривен только в августе, когда меня фактически отстранили от руководства таможней известным постановлением Кабмина, когда влияние старых коррупционных сил на таможне значительно окрепло, когда противостояние в руководстве ГФС относительно таможни достигло пика. Много ли это с точки зрения бюджетных поступлений? Скорее мало, и хотелось бы упрочить эти показатели. Но для этого нужно не заниматься внутренними разборками, а последовательно и обстоятельно реализовывать стратегию реформирования таможенного ведомства.
К сожалению, в сложившейся ныне ситуации это крайне затруднительно. Уж очень сильно мешают с одной стороны гипертрофированные политические амбиции отдельных власть предержащих, с другой – их же нежелание отказываться от лакомых кусков в виде подконтрольных им финансовых потоков с таможни. Также хочу подчеркнуть, что работать и реализовывать реформы на таможне в такой атмосфере и с таким руководством ГФС практически невозможно.