"ИИ скоро вытеснит актеров дубляжа". Олекса Негребецкий – о "пластмассовом" украинском языке, предложении Klavdia Petrivna и воспоминаниях о ЧАЭС
Известный переводчик и режиссер дубляжа дал интервью OBOZ.UA
Давно просили написать эту статью, но все было сложно начать. Не хотелось писать ее только для специалистов, а массовому читателю не так просто рассказать о том, в какую ловушку загнал себя МВФ вместе с нашим НБУ и Минфином. Чтобы осветить всю широту и сложность проблемы, придется вначале провести небольшой ликбез о том, что хотел сделать МВФ в Украине и чем это закончилось.
МВФ – это очень жесткая бюрократическая структура, которая работает по определенным клише, или, как они называют это сами, стандартам. Эти самые стандарты, которые потом превращаются в рекомендации МВФ для Украины, во многом взяты из экономической модели США, и поэтому нет ничего удивительного, что за последние полвека все советы и рекомендации МВФ другим странам закончились полным провалом. Но пока Украина сотрудничает с МВФ и берет деньги у МВФ, приходится их слушать.
Одним из таких стандартов является гибкий курс валют. Считается, что курс валюты должен устанавливать рынок, ориентируясь на спрос и предложение, при незначительном влиянии государственных органов. Эталоном такого гибкого курса является пара евро/доллар США, она и является примером гибкого курса, который время от времени то растет, то падает. Вот поэтому МВФ и порекомендовал Украине тоже сделать из пары доллар/гривна что-то подобное, но получилось не очень.
Надо сказать, что, несмотря на то, что МВФ стоит на позициях неолиберализма, он все же рекомендует НБУ влиять на формирование курса доллар/гривна, а не бросать его на произвол, как рассказывает наша глава НБУ Валерия Гонтарева. Считается, что курс формирует рынок, но НБУ обязан регулировать сумму гривны и долларов на рынке, чтобы не допускать резких скачков курса гривны, а тем более, обвалов. Что касается регулирования гривны на рынке, то тут НБУ не сложно разместить свои депозитные сертификаты и изъять излишек гривны с рынка или, наоборот, выдать рефинансирование банкам. Главное не перестараться, как это сделали Кубив и Гонтарева в 2014-2015 годах, когда, то заваливали рынок гривной, то садили его на "голодный паек". Но если с гривной НБУ проще управляться, то с валютой сложнее. Для того чтобы не допускать скачков курса гривны, НБУ обязан своевременно проводить валютные интервенции на рынке, и, тем самым, гасить девальвационную панику. А если уж Украину завалят валютой, то НБУ обязан выкупить излишек валюты, чтобы не допустить чрезмерной ревальвации гривны. К слову, в 2006-2008 годах, как раз НБУ больше выкупал валюты на рынке, чем продавал. Было время.
Для того чтобы НБУ мог делать валютные интервенции, он должен где-то брать эту валюту. У него есть только один источник: золотовалютные резервы.
Это только наши чудики депутаты и отдельные эксперты с двумя дипломами любят рассказывать несуразицы, что золотовалютные резервы нужно использовать для инвестирования в предприятия Украины. В действительности во всех странах мира золотовалютные резервы используются только для одной цели — валютных интервенций. Поэтому когда в 2010-2013 году предыдущее руководство НБУ осуществляло валютные интервенции, которые проводили за счет золотовалютных резервов, оно выполняло как раз типичную функцию центробанка любой страны мира, и, самое главное, они делали то, что сейчас МВФ рекомендует НБУ. И действительно, действующее руководство НБУ время от времени за счет золотовалютных резервов делает интервенции на валютном рынке, но не всегда вовремя, и не всегда правильно, поэтому и курс гривны в Украине сейчас больше тема для скандалов и насмешек. Ибо классический гибкий курс предполагает колебание курса национальной валюты за год не более чем на 5%. Курс доллар/гривна умудряется делать такие скачки за один день.
И вот теперь переходим к самому главному. МВФ считает, что размер золотовалютных резервов является одним из самых главных факторов для оценки инвестиционной привлекательности или непривлекательности страны. Если резервы большие, то инвесторы такую страну считают надежной, и, соответственно, без риска инвестируют деньги в эту страну, как за счет прямых зарубежных инвестиций, так и за счет различных долговых инвестиций которые могут получать и правительство, и банки, и частный бизнес. Поэтому главная и единственная цель кредитов МВФ, это только увеличение размеров золотовалютных резервов страны, и тем самым, повышение инвестиционной привлекательности, в данном случае, Украины. Еще раз повторим: кредиты МВФ никогда не используются для прямых инвестиций в бизнес, а, тем более, для инвестиций в экономику страны. Они нужны исключительно для формирования золотовалютных резервов. Вот и сейчас МВФ предоставлял нам кредиты только с одной целью – чтобы увеличить размер золотовалютных кредитов Украины, и действительно во многом, за счет кредитов МВФ золотовалютные резервы Украины выросли в 2015 году.
Но, тут есть одно большое "но". Кредит МВФ, это тоже кредит. И когда МВФ выдает кредит, он, прежде всего, оценивает, как этот кредит Украина будет погашать. Тем более что после провала в Греции, МВФ вообще стал ужасно прижимистым, и теперь, предоставляя кредиты Украине, он ставит очень жесткие условия, согласно которых кредиты МВФ можно использовать только на погашение кредитов МВФ. Запрещено за счет кредитов МВФ проводить валютные интервенции на валютном рынке, покупать газ или уголь за рубежом, погашать валютные депозиты и кредиты другим нерезидентам, а тем более, нельзя погашать и другие валютные долги правительства Украины или частных лиц. МВФ очень жестко следит, чтобы, ни НБУ, ни Минфин, не нарушал эти указания. Поэтому все разговоры о том, что кредиты МВФ кто-то украл – выдумка. На текущий момент общая сумма долга по кредитам МВФ Украины составляет около 13 млрд. долл., а это немного больше золотовалютных резервов Украины.
И вот тут, как раз то неприятное, о чем молчит НБУ, Минфин и МВФ. Когда МВФ выдавал кредит в 2014, а потом в 2015 году, он надеялся, что рост золотовалютных резервов действительно привлечет инвесторов в Украину. Тем более, об этом постоянно говорили глава НБУ и Минфина, рассказывали о том, что инвесторы просто таки спешат в Украину и вот-вот прибегут сюда. Но факты оказались совершенно другими. Так, за 2015 год МВФ дал указание, чтобы НБУ скупил на валютном рынке, как минимум, 2,2 млрд. долл., чтобы эти деньги пошли на увеличение золотовалютных резервов. Согласно расчетам МВФ НБУ должен каждый год все больше и больше скупать валюты на валютном рынке Украины, чтобы золотовалютные резервы в 2019 году были не меньше 38,5 млрд. долл., потому что в этом году Украина должна начать погашать кредиты МВФ. В конечном итоге Украина обязана все полученные кредиты отдать, но при этом ее золотовалютные резервы, когда все кредиты будут отданы МВФ, должны быть на уровне не менее 30 млрд. долл. Но это все идеи, а вот практика напугала МВФ.
НБУ не только не скупил на валютном рынке 2,2 млрд. долл., он потратил около 0,8 млрд. долл. И теперь чистые золотовалютные резервы, другими словами, та часть золотовалютных резервов, которой НБУ может самостоятельно распоряжаться и использовать для валютных интервенций, составляет около 1 млрд. долл. Для сравнения: на 1 января 2014 года чистых золотовалютных резервов было 16 млрд. долл. А один миллиард, это уже просто критический уровень.
И что теперь прикажете делать МВФ? Давать новые кредиты и надеяться, что инвесторы одумаются и прибегут в Украину маловероятно, и это уже хорошо понимает МВФ. А если не давать новые кредиты, то получается, что валютный рынок благодаря "реформам" главы НБУ Валерии Гонтаревой висит на волоске. Малейшая встряска, и этот миллиард может быстро быть потрачен, и что тогда? Втихомолку тратить кредиты МВФ, которые запрещено тратить? Но МВФ хорошо понимает, что если разрешить Украине использовать свои кредиты для валютных интервенций, а именно так МВФ и сделал во времена Юлии Тимошенко, то эти деньги уйдут безвозвратно, и когда придет время погашения, в Украине просто может не оказаться денег.
Поэтому МВФ никак не может решиться продолжать кредитовать Украину, и тем самым, еще больше рисковать. Сейчас Украине нужно погасить 13 млрд. долл., а если дать Украине даже 2 млрд. долл., то нужно будет погашать 15 млрд. долл. Это не выход. А НБУ и Минфин только обещают чудо, но МВФ видит, что уже прошло два года, и чудес не бывает. Вот поэтому МВФ последний раз выдал Украине деньги только в конце лета 2015 года, и после этого прекратил кредитование. При этом глава Минфина Наталья Яресько уже замучилась обещать, когда же будет очередной транш МВФ. Уже назывались осенние месяцы 2015 года, потом она говорила, что транш дадут в декабре 2015 года, а теперь уже начались разговоры о феврале текущего года. Но в действительности МВФ сейчас вообще не понимает, что делать. НБУ скупать достаточное количество валюты на межбанковском валютном рынке не может, так как упало все, и экспорт, и любые виды инвестиций в Украину, а население валюту в банки на депозиты не несет, а наоборот, забирает. Поэтому остаются только постоянные обещания и постоянные разговоры об очередном транше МВФ. Вот так и живем.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...
Ты еще не читаешь наш Telegram? А зря! Подписывайся
Известный переводчик и режиссер дубляжа дал интервью OBOZ.UA
Уже установлено больше деталей о ракете, которая ударила по Днепру
Он считает, что диктатор опасается людей, которые рядом с ним
Перед передачей власти Трампу нынешней администрации нужно усилить поддержку Киева
Неправильное увлажнение приведет к появлению темных пятен и гнили
Сериал станет уже вторым телепроектом во вселенной персонажа