Оригинал материала опубликован на The Guardian. Перевод сделан специально для "Обозревателя".
Ведущие политики Европы согласны, что в это воскресенье греки будут решать один из самых важных вопросов, с которым только может столкнуться нация. Тем не менее, они не могут понять саму суть проблемы.
Для Алексиса Ципраса, греческого премьер-министра, вопрос состоит в том, будут ли его люди дальше терпеть этот "строгий аскетизм и унижение". Немного по-другому видит эту ситуацию канцлер Германии Ангела Меркель. Она уверена, что греки стоят перед выбором между пребыванием в еврозоне и возвращением к драхме. Президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер считает, что после проведения референдума "вся планета" узнает долгожданный ответ на вопрос: хочет ли Греция оставаться в Европе.
Все эти варианты могут оказаться верными, но каждый из политиков уходит от центральной важности момента. Прежде всего, проблема состоит в том, что греческое население в 11 миллионов на этой неделе проведет соревнование, к которому может докатиться любая страна в один прекрасный момент – к борьбе между демократией и разрушенными политической и экономической системами. Это сражение между тем, что люди хотят, и тем, что их правители делают якобы для их же блага.
Такая напасть случается в Греции не впервые. Весной 2010 года предыдущий премьер-министр, Георгиос Папандреу, уже умолял Меркель не растаптывать его страну жесткой экономией, на что она хладнокровно ответила: "Мы хотим убедиться, что кто-нибудь другой также не захочет этого". В итоге, обычные греки целыми городами требовали альтернативу их продажной политической элите, еврократам и финансистам.
После событий прошлой недели, когда Ципрас был загнан в угол тремя кредиторами (Европейской комиссией, Европейским центральным банком и МВФ), ему не оставалось другого выбора, кроме как обратиться к демократической воле его избирателей. Экономика и финансы всего лишь формальности в этом аргументе, который, на самом деле, является противостоянием между людьми и неработоспособной версией капитализма. Вот это и есть реальная тема референдума, несмотря на все брифинги из Брюсселя и последние события в Афинах. Закрытие банков, безусловно, поражает: политики оставляют людей на произвол судьбы почти без денег.
Греки, которых вы видите по телевизору, бродящие без дела между пустыми банкоматами, это обычные пенсионеры, клерки "синие воротнички", озабоченные учителя.
Итак, греческий народ в одной стороне ринга, лопнувшая экономика - в другой. Ирония заключается в том, что если кто-нибудь и собирается решать этот вопрос, то это только Ципрас. Несмотря на все это, Сириза по-прежнему выступает за единую валюту в стране, хотя до кризиса она считалась одной из наиболее проевропейских членов ЕС.
Как бы ни оскорбляла северно-европейская пресса, ведущие политики Сиризы являются евро-верующими, которые принужденно отказались от своих ценностей. На прошлой неделе правительство сделало компромиссное предложение кредиторам Греции. По словам Варуфакиса,оно было "аскетичным" и "антикризисным". Тем не менее, оно не создавало рамки для кредиторов, которые назвали планы Сиризы - обложить налогами богатых - настоящим каламбуром. Это была уже окончательная стадия.
Менее идеалистически настроенные люди, чем Ципрас и Варуфакис, уже догадались о таком исходе событий. С того времени, как разразился еврокризис в 2010 году, огромные участки на континенте попали под власть учреждений, которые считают, что иметь дело с демократией это почти невозможно. Наиболее важными среди них являются Европейский центральный банк и Европейская комиссия Юнкера.
Неофициальная встреча Еврогруппы в лице министров финансов еврозоны настолько близка к демократии, насколько позволяет это сама система. Как пишет Фриц Шарпф, бывший глава института Макса Планка по изучению обществ в Кельне: "Режим, который был создан для спасения расширенного и плохо продуманного валютного союза, на самом деле, находится под угрозой демократического самоуправления в Европе". Эта политическая структура является средством оценки работников по всему континенту, исходя из уровня их жизни, хотя это незаконно.
Греки должны сделать выбор – быть жертвами политического и экономического давления этого режима, или повергнуть его. Ни один из этих вариантов не предвещает безопасность, как для Греции, так и для Европы. Два года назад экономист, а в настоящее время член Сиризы, говорил о том, что выход из еврозоны может привести к появлению солдатов возле банкоматов и принудительной национализации промышленности. И он сказал мне: "Все неприятное случается очень быстро".
Но, учитывая трудный выбор между медленной смертью и падением в бездну, я мог бы поддаться соблазну только второго варианта. И если греки выберут его, остальные должны поддержать их. Это сражение – людей против невыносимого капитализма – и наше тоже.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...