Блог | Хиджаб и двойные стандарты, или Чем Украина лучше Европы
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Я в своей жизни старалась никогда не идти на компромиссы с совестью. Стремилась всегда делать то, что считаю правильным и не делать того, что чувствовала неправильным. У нас есть такое предание (хадис): "Если кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, то Аллах дарует ему Свою благосклонность и удовлетворение людей. Но если кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах разгневается на него и вызовет гнев людей против него".
Так сложилась моя судьба, что Всевышнему было угодно сделать меня одной из самых известных соблюдающих мусульманок Украины. Ко мне часто обращаются иноверцы с вопросами касательно различных аспектов моей религии. И я всегда стараюсь помочь ответом, исходя из тех минимальных знаний в своей религии, которые у меня имеются.
Крайнее время до нас докатились отзвуки скандала во Франции, связанного с запретом для мусульманок проводить время на пляжах в допустимой по нормам Ислама одежде. И поскольку ко мне часто обращаются за комментариями в связи с этим, то я решила собрать все свои мысли по этому поводу и более подробно осветить различные нюансы этого вопроса для всех интересующихся.
Читайте: Савченко vs журналисты: история о вопиющей глупости
Начну с того, что при строгом религиозном подходе, с точки зрения Ислама, на общественных пляжах ни мусульманину, ни мусульманке вообще появляться не следует. Дело в том, что порицаемым считается без особой необходимости смотреть на обнажённых посторонних людей.
Конечно, этот нюанс не отменяет неумесности применения властями Франции двойного стандарта относительно права мусульманок посещать общественные пляжи. Ведь демократические права и свободы, декларируемые в осовных принципах европейских ценностей, предполагают возможность свободы вероисповедания и запрещают дискриминацию по этому поводу. К примеру, скажем, в странах Скандинавии, где также проживает много мусульман, таких проблем не возникает. Люди различных вероисповеданий могут спокойно жить там, не поступаясь своими принципами, и приносить пользу обществу и стране, в которой они живут. Соответсвенно, и социальное напряжение по этому поводу в таких странах не растёт.
Разумеется, нельзя оправдать поступки каких-либо радикальных групп, борющихся за свои права противоправными и социальноопасными методами. Но любое действие рождает противодействие – это закон природы и, в частности, человеческих взаимоотношений. А замкнутый круг, который неизменно возникает в таком противостоянии, чем дальше, тем труднее разорвать.
По собственному опыту в отношении купания могу сказать следующее: не знаю как в остальных странах Европы, а в Украине можно найти предостаточно мест, "диких пляжей", где практически не бывает людей. Естественно, что купаюсь в таких местах я всё равно в одежде в расчёте на возможных прохожих, рыбаков в отдалении и т.д. Именно в таких местах я могу полноценно расслабиться душой и телом и приятно провести время с близкими людьми.
В целом же, говоря о положении религиозных меньшинств в Украине, мне хотелось бы отметить врождённую толерантность украинцев. Даже в самые сложные времена для Украины, лично я не сталкивалась с дискриминацией по религиозному признаку - ни в бытовых, ни в социальных сферах.
На бытовом уровне, конечно, повышенное внимание, связанное с закрытой одеждой, особенно в летний период, встречалось, но интерес в подавляющем большинстве случаев был доброжелательный и ненавязчивый.
С социальной же точки зрения, никогда за все годы жизни, учёбы и работы в Украине, мне, Слава Богу, не приходилось сталкиваться с хоть сколько-нибудь значимой дискриминацией по религиозному признаку.
Так, во время учёбе в Одесском медицинском университете многие преподаватели на практических кафедрах часто даже ставили в пример полностью закрытые волосы, не выглядывающие из-под хирургической одежды. К тому же, помню, в начале учёбы к нам приезжали учиться студентки из Турции, в которой (да-да - в Турции!) обучение в ВУЗах в хиджабе тогда - в середине 2000, было запрещено. Тогда как в Украине эти девушки могли спокойно получить образование в этой социально важнейшей сфере, принеся при этом доход в бюджет Украины. Надеюсь, что сейчас эти молодые специалисты успешно работают на благо общества уже у себя дома – в Турции, где политическая ситуация по этим аспектам уже существенно изменилась в лучшую сторону.
Читайте: События в Турции как очередной провал России: народы умнее, чем думают тираны
На работу в одесской больнице я тоже устроилась без каких-либо проблем и вопросов по поводу специфической формы одежды. Естественно, что сейчас - на фронте тоже никаких проблем с вероисповеданием у меня не возникает. Даже когда меня приглашали на контракт в Национальную Гвардию, где форма одежды очень строгая, и я рассматривала этот вариант, при общении с руководством мне было сказано, что нет проблем в том, чтобы под форменный головной убор надевать хиджаб (скрывающий волосы и шею головной убор). Единственная проблема, которая у меня возникла, да и то по техническим причинам, - это то, что начав заниматься спортом (самбо) и подавая хорошие надежды (на студенческом уровне) я не могла участвовать в соревнованиях. Помню, тренер тогда очень сокрушался... Тогда мне предложили перейти в секцию карате, где выступать в головном уборе разрешено правилами...
Примеров можно привести множество, а если обобщить, то в Украине правильное и адекватное отношение в вопросе социализации религиозных меньшинств. Уверена, что это - верная позиция государства и мудрость народа. Как я уже упоминала, любое действие рождает противодействие. Я, конечно, не одобряю радикальных методов решения вопросов какой-либо дискриминации, но понимаю, что различные обострения в обществе, в том числе и, к сожалению, с человеческими жертвами, часто происходят из-за неадекватной политики по отношению к различным меньшинствам. К тому же, зачем лишать возможности целый пласт людей, в любом случае живущих в стране, официально трудиться - работать и служить на благо обществу? Такой подход был бы контрпродуктивен. Например, в моём случае, если бы, живя в Украине, я подвергалась дискриминации по религиозному признаку, то есть, в первую очередь, не могла работать в избранной мной профессии, то мне пришлось бы серьёзно задуматься об иммиграции в какую-либо, более лояльную в этих вопросах страну.
Читайте: О гендерном равенстве в армии и в жизни
И в заключении хотелось бы осветить свою точку зрения по одному из самых популярных бытовых вопросов: о смысле, значении и удобстве женской мусульманской одежды.
На мой взгляд, хиджаб теоретически мог бы стать идеальным решением для феменисток и вообще борцов за равные права женщин в обществе. Ведь основной целью таких течений является то, чтобы женщину оценивали как равную: по её интеллекту, уровню образования и профессиональным способностям и навыкам, а не по внешности, которая будет нравиться, скажем, шефу при приёме на работу. Именно хиджаб даёт это равенство, тогда как многие пытаются сделать из внешности женщины товар, даже если она устраивается на работу, где должно цениться вовсе не это. А первоочердные вещи, такие как профессиональные навыки, компетентность и интеллект, в этой общепринятой системе ценностей, к сожалению, плавно отходят на второй план. Любая женщина, ведущая активную социальную жизнь, должна определить для себя, хочет ли она, чтобы в ней видели условный объект для притязаний или равного партнёра и коллегу. И затем вести себя в обществе, в частности одеваться, соответственно с этим решением. Естественные инстинкты человека в любом случае играют немалую роль. Даже если женщина, являясь профессором технических наук, оденется в миниюбку и блузу с глубоким декольте, то окружающие её мужчины будут воспринимать, в первую очередь, именно эту, внешнюю её сторону. А чтобы добиться равного с профессиональной точки зрения отношения, которое она, возможно, заслуживает своими знаниями и опытом, ей придётся приложить намного больше усилий. Зачем же всё усложнять?.. Есть и ещё один немаловажный аспект. Люди не выбирают свою внешность, поэтому естественно, что встречаются более или менее красивые женщины, вернее те, кто больше или меньше вписываются в общепринтые стандарты красоты. Это тоже часто влияет на расположение к ним, как со стороны работодателей, так и в обществе в целом. Так что, по аналогии с известным высказыванием о том, что пистолет уравнивает возможности сильных и слабых людей, можно сказать, что хиджаб уравнивает возможности более или менее привлекательных внешне женщин.
Убеждена, что введенные кем-то стандарты красоты никоим образом не должны влиять на возможности разных женщин в их самореализации и правах на социальное равенство. При всех этих плюсах традиционная мусульманская одежда сохраняет и подчёркивает женственность. То есть, женщине, борющейся за равные права, вовсе необязательно облачаться в мужскую одежду для того, чтобы окружающие не ставили ей оценки по внешним признакам. Очевидно, что мужская одежда и тип поведения неизменнно уменьшали бы её шансы сложить свою личную жизнь.
Читайте: Бойся данайцев, дары приносящих
К слову, касательно выбора спутника жизни, что является важным вопросом для многих женщин, примерно такая же ситуация, как и в случае с социальными аспектами. Думаю, что каждой девушке в глубине души было бы приятно, если бы её будущий муж оценивал в ней в первую очередь её внутренние качества: душу, интеллект, жизненные принципы, а потом уже, где-то на десятом месте, как бонус, - её внешность. Да и опыт показывает, что такие союзы, основанные на родстве душ и разума, получаются намного крепче, чем те, которые основаны на сиюминутных гормональных всплесках, порой ничем более не подкреплённых.
Мы все разные, из-за чего в мире часто возникают как локальные, так и глобальные конфликты на фоне непонимания и нежелания наладить диалог, чтобы друг друга понять и принять. Но лично для меня Украина доказала, что это не просто возможно, но можно и нужно достичь успеха во взаимопонимании между абсолютно разными людьми. И я ежедневно всё больше и больше убеждаюсь в этом, как, например, на недавнем параде в честь 25-летия Независимости Украины, когда сотни людей подходили ко мне и искренне выражали свою благодарность и расположение, невзирая на то, что мы с ними разной веры.