Современная сказка в сердце Карпат: проект Mandra Morion стал сенсацией в украинском туризме и инвестировании
Коттеджный городок расположен на высоте 900 м в живописном Микуличине
На днях в СМИ появилась информация, что в России собираются запустить кампанию по возвращению 15 тыс. ученых из-за рубежа. Идея привлекать в Россию назад ученых, мягко говоря, не нова. С этими идеями с самого начала 2000-х годов носилось большое количество людей, а результаты были всегда достаточно плачевными. Объяснять, почему, я думаю, не нужно. Все просто. Мы говорим о людях с достаточно широким кругозором, большими потребностями, о людях, которых интересует в первую очередь, скажем так, их душевный и интеллектуальный комфорт, условия, в которых они могут работать. Это именно то, чего не хватает в России, не хватало в СССР, и это именно то, ради чего эти люди уезжают.
Поэтому все подобные программы наталкивались на одну простую проблему, на гуманитарный фактор. Можно положить зарплату в 3-4 раза больше, чем в Китае или США, и все равно человек не поедет, потому что у него уже есть, с одной стороны, привычный круг общения, который ему приятен, с другой стороны, хорошие школы и университеты. Третье, это ощущение личной безопасности и четвертое, над ним нет людей, которые требуют от него исследований в каких-то конкретных направлениях. Да, он вынужден искать гранты для проведения каких-то глобальных исследований, но он ищет гранты в рамках своих представлений о том, что надо делать, а не наоборот – ему ставят целевые задачи. В современной России совершенно очевидно, что, так или иначе, значительная часть, если не большая часть исследований, это будут исследования двойного назначения, в том числе и военного.
Читайте: Россию ожидает жесточайшее похмелье
Значительное количество ученых, разумеется, это не устраивает. Что касается, собственно, конкретной программы, о которой идет речь. Это программа Агентства стратегических инициатив (АСИ), она существует уже достаточно давно. Это организация молодых специалистов, как ее обычно называют, непосредственно при Владимире Путине. Они выдвигают много достаточно разумных, теоретически, инициатив, например, отправлять за государственный счет в западные вузы отдельных россиян для получения образования с тем, чтобы они потом обязательно возвращались на родину, и привозили эти знания.
Вопрос в том, что обществом, и, собственно, государственным аппаратом эти программы абсолютно не востребованы. Например, с программой обучения за рубежом в зарубежных вузах была очень простая проблема – люди, которые могли бы вернуться по этой программе, не получили бы никаких руководящих должностей. То есть, это смешно: вначале за государственный счет отправлять людей обучаться за рубежом, чтобы они потом вернулись, и, теряя свою квалификацию, младшими научными специалистами или там младшими помощниками старших заместителей мэра какого-нибудь провинциального города, постепенно делая карьеру, лет через 20 дослужились бы до каких-то командных должностей, превратившись из современных образованных людей в рядовых бюрократов.
Приблизительно то же самое с программой возвращения ученых – я, например, знаю, что "Росатом" в свое время после прихода в руководство Сергея Кириенко пытался возвращать специалистов атомной сферы в Россию. Не удалось перевести даже значительного количества ученых из Украины. Была отдельная такая программа по взаимодействию с тем же "Южмашем" и с некоторыми другими предприятиями. Никто переезжать не хотел. Россия не является для ученых привлекательным местом работы. Может быть, какие-то гуманитарии ее и воспринимают, как один из центров, скажем так, научной мысли в своей области, и им интересны те социальные процессы, которые происходят в постсоветском пространстве и ради этого они готовы приезжать в Россию. Но в большинстве своем представителей технических специальностей совершенно невозможно привлечь в Россию.
Как вообще можно убедить человека вернуться в страну, из которой он однажды сознательно уехал? Есть на самом деле два простых способа. Первое, людям можно предложить всегда, скажем так, исследование их мечты, и практически неограниченное финансирование. С большой долей вероятности эти люди вернутся. Это могут быть конкретные единицы, как Артем Оганов, который, собственно, стал поводом для появления новости о 15 тыс. бывших граждан СССР, которых в Россию хотят вернуть для ведения научных исследований. Он вернулся из США в Россию, хотя продолжает возглавлять исследования в трех лабораториях: в США, Китае и России.
Но есть очень важное препятствие: это семья и дети. Если, как показывает опыт подобных программ, ученый уже обзавелся семьей и детьми, то вероятность его приезда, даже в случае предложения ему исследований его мечты и неограниченного финансирования все равно очень невелика. Скажем так, не очень дружественная обстановка внутри российского общества, слабый доступ, за исключением Москвы и пары-тройки крупных городов к нормальному образованию, все это не создает условий для того, чтобы ученые переезжали.
Плюс: а) санкции, б) в принципе психологическое закрытие российского общества от окружающего мира – это создает для любого ученого проблему общения с коллегами по всему миру. Он перестает быть включенным в общемировые научные процессы, выпадает из них, а это для него профессионально смерти подобно. Хотя бы потому, что развитие науки идет сейчас очень быстрыми темпами.
Читайте: Пыль в глаза: фиктивный займ России
Вернуть 15 тыс. ученых, конечно, нереально. Если мы будем считать по мультипликатору, грубо говоря, то представим себе, это исследования в каких-то высокотехнологичных областях. Мы явно говорим не о социологах, культурологах, филологах, а говорим о технических и научных областях, например, биофизике, микробиологии и так далее. И для этого нужны десятки тысяч рабочих мест специалистов более низкой квалификации, которые должны обслуживать, либо реализовывать труд этих ученых. Этой инфраструктуры в России сейчас нет, именно она, средняя инфраструктура, разрушена почти полностью. Мы видим по последним проблемам космической программы, что разработать космический аппарат Россия в состоянии, а собрать его без проблем уже не в состоянии, просто потому, что отсутствует техническая инфраструктура, отсутствуют люди, которые банально смогут произвести нужные детали в нужном количестве нужного качества.
Соответственно, этим людям некуда возвращаться. Даже если бы удалось привлечь еще 15 тыс., через год они бы уехали.
Насчет заявления Медведева, который на днях заявил в Крыму пенсионерам, что "денег нет", это вечная российская в том числе, постсоветская вещь, – денег нет на пенсии. На ученых, пожалуй, нашлись бы. Была такая история, когда в Москве строили храм Христа Спасителя на месте бассейна. Многие священнослужители возмущались, что эти деньги можно потратить на восстановление несколько тысяч малых церквей по всей стране. На что им было четко указано руководством РПЦ: "Эти! деньги есть только на эти! цели. Ни на какие другие цели этих! денег нет".
Поэтому, деньги на ученых, весьма возможно, найдутся, в том числе, по программе перевооружения российской армии. Тем более, это одна из основных экспортных отраслей сейчас у России. Из высокотехнологических отраслей это, в принципе, единственная, которая дает достаточно большие финансовые объемы, поэтому очевидно, что речь идет о том, что большая часть этих ученых должна будет работать на полувоенных либо военных проектах. Уже само по себе это будет ограничение. Деньги для них, естественно, найдутся, но не одними деньгами измеряется в современной науке, скажем так, способность привлекать людей для работы.
Поэтому, это заявление в духе все той же АСИ, которая разработала достаточно большое количество, как я уже говорил, прогрессивных с экономической и научной точки зрения программ несколько лет назад, и пытается их по-прежнему продвигать, не обращая внимания на то, насколько сильно изменилась обстановка в самой России, вокруг нее, и насколько эти программы уже тогда были реалистичными. Это некий позитивный перспективный проект, который никогда, скорее всего, не будет выполнен.
Учитывая российскую внешнюю политику последних лет, можно грустно пошутить по поводу этой программы, что на месте стран, где проживает 15 и более тысяч бывших российских ученых, я бы обеспокоился. Ведь единственный способ их вернуть – это присоединить одну из этих стран.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...
Не надоедаем! Только самое важное - подписывайся на наш Telegram-канал
Коттеджный городок расположен на высоте 900 м в живописном Микуличине
Запрос Киева на ракеты Tomahawk был конфиденциальным, но оказался в сети
Ограничено пользование даже ювелирными украшениями и мобильным телефоном
OBOZ.UA отслеживает ход выборов, результаты которых повлияют на жизнь не только США, но и всего мира
Вселенная откроет им мощный финансовый поток, но распорядиться им нужно будет мудро
Эти 8 шагов помогут быстро навести порядок в доме и не выбиться из сил