Всякий раз перед ежегодным посланием президента России Владимира Путина Федеральному собранию в политизированной части нашего общества царит ажиотаж, словно перед финалом Лиги чемпионов по футболу. От лидера ожидают то сенсационных откровений, то громких обещаний — или же того и другого. Вот и накануне 1 декабря 2016-го ажиотаж был немаленький. Особенно с учетом того, что в последние предпосланческие дни кремлевские источники — и анонимные, и вполне гласный пресс-секретарь Дмитрий Песков — активно намекали: готовьтесь, послание будет необычным, ожидаются сюпризы.
Предположений о сюрпризах в наших разгоряченных головах было много.
Самое дерзкое, на грани безумия: Путин объявит о собственных досрочных выборах в 2017 году.
Второй уровень дерзости: отставка правительства Дмитрия Медведева.
Третий уровень: в преддверии визита в Японию президент огласит сенсационный сценарий урегулирования проблемы Южных Курил путем, например, сдачи японцам острова Шикотан и гряды Хабомаи.
А когда из тех же всезнающих источников стало ясно, что Путин порассуждает об уроках 1917 года и необходимости национального сплочения-примирения, некоторые авантюрно мыслящие персонажи, например, автор этих строк, умудрились загадать себе загадку: может, решено, наконец, хоронить В.И. Ленина на Волковом кладбище Санкт-Петербурга?
Как это почти всегда и бывает, ожидания вовсе не оправдались. Необычность послания-2016 была только в одном: оно оказалось невыразимо скучным — до смешного.
Основные тезисы президентского обращения к парламенту/элитам/стране/миру/читателю, должно быть, известны, но я их вкратце напомню.
Основные проблемы в экономике позади. Наметился рост в промышленности — пусть пока робкий и вялый. Впрочем, в оборонно-промышленном комплексе — настоящий бум: рост в 2016-м на 10,1% (!). (В подтексте читается: благодаря усугубляющейся милитаризации страны). Сельское хозяйство воскресает, в том числе из-за благотворных контрсанкций, введенных в 2014 году в ответ на унижения со стороны Запада. Инфляция нынче у нас ожидается самая низкая за всю (!) постсоветскую историю — 6,1%. А в будущем году и вовсе должно быть 4%.
Жить уже хорошо. А станет еще лучше. В мае 2017 года правительство Медведева выдаст на-гора программу развития экономики, реализация которой позволит к 2020-му выйти на темпы роста экономики выше среднемировых. В 2017–2018 годах будет подготовлена налоговая реформа, призванная всемерно простимулировать развитие предпринимательства. Кабинет министров обязан выполнять социальные обязательства независимо от цен на энергоносители. Пришло время укрепить трудовой статус самозанятых граждан — то есть тех, кто работает сам по себе, вне государства. За два года все медицинские учреждения страны подключат к высокоскоростному интернету. На развитие санитарной авиации выделяется 3,3 млрд руб.
Рождаемость в стране выросла, детская смертность упала. Это — показатель движения в единственно правильном направлении.
Борьбу с коррупцией нельзя превращать в шоу. Резонансные антикоррупционные дела не являются поводом для информационного шума: они требуют "профессионализма, серьезности и ответственности".
2017-й объявлен годом экологии. По этому случаю будет окончательно спасен и сохранен Байкал, и без того ни в чем особо не нуждающийся.
Самое главное — сплочение нации. Вопросы, разделяющие и разобщающие нацию, должны быть сняты с повестки дня.
Если кто-то из россиян высокомерно считает себя особо продвинутым, это не повод навязывать свои взгляды. Грубо говоря, интеллигенты и хипстеры не должны учить великий РФ-народ жизни. Но и вандализм на объектах культуры /искусства — это тоже нехорошо. Интеллигенты и хипстеры все же имеют право на существование в России.
Неуклонно растет и ширится роль парламента в политической жизни РФ (!). В день послания "Единая Россия" отмечала свое 15-летие, и она несет основную ответственность за функционирование дел парламента. Но и остальные партии — тоже при делах. Скорее всего, нынешняя четырехпартийная (фактически — однопартийная) система сохранится как есть.
Регионы должны не жадничать, а все больше государственных расходов брать на себя.
Чиновникам не торчать вечно в служебных кабинетах, а идти в народ, к людям, обсуждать решения, советоваться и т.п.
Ну и под занавес — международный блок. Россия полностью отстояла свою независимость с суверенитетом. Мы никому не позволим навязывать нам какие бы то ни было важные решения. В разных частях мира приходят к власти люди и силы, выступающие за дружественное партнерство с РФ.
Общий смысл послания можно сформулировать так:
Мы победили. Те — и внутри страны, и особенно за рубежом, — кто после "крымской весны" предрекал нам бедствия и даже крах, проиграли и посрамлены. Экономика совершенно оклемалась, и ничего страшного с ней уже не будет. Проблемы — это хорошо; если бы их не было, их следовало бы выдумать, поскольку они побуждают нас действовать максимально эффективно. Я сплотил россиян. Я предотвратил великие потрясения, от которых Россия столь пострадала в XX веке. Славьте великодушного игемона ©.
Разумеется, о многом президент умолчал.
Например.
О падении реальных доходов граждан: так, по данным НИУ ВШЭ, 36% семей не хватает денег на самое необходимое, а 23% не в состоянии оплачивать услуги ЖКХ. В 2015 году реальные доходы населения упали на 10%, по итогам этого года — упадут еще на 5–6%.
О замораживании пенсионных накоплений и материнского капитала (до 2020 года) — очень нужны средства на сирийскую войну и сопутствующие операции.
Про плановое сокращение социальных расходов почти на треть в 2017–2018 годах.
Про то, что экономика страны сжимается как шагреневая кожа: если в 2014 году в рейтиге МВФ Россия занимала 6-е место по объему ВВП, то в 2016-м — 14-е, ВВП страны сократился на триллион долларов — с $ 2,1 трлн до $ 1,1 трлн и составляет 6% ВВП Соединенных Штатов*.
Про разрастающуюся эпидемию СПИДа.
Про погибших/погибающих на Украине и в Сирии российских военнослужащих.
Про то, что регионы почти поголовно банкроты, и в такой ситуации требовать от них дополнительных расходов абсурдно.
Ну и много еще про что.
И эта система умолчаний определяется не только политической целесообразностью, но и особенностями психологии РФ-лидера. Он в принципе не любит говорить о неприятном. Так как вопреки его имиджу крутого непроницаемого мачо плоховато держит удар. Даже один неприятный, точнее — неподготовленный — вопрос может выбить его из колеи. Тележурналист Владимир Познер публично рассказывал, почему ВВП отказывается приходить к нему в программу на Первом канале: помощники президента говорят, что его слишком раздражают возможные острые вопросы. Президент не только не обязан говорить правду, но и думать о ней. Правда может привести к психологической дестабилизации лидера, а это дорого обошлось бы стране и всему миру.
Так что в этом смысле Путин обращается не только и не столько к Федеральному собранию и народу, сколько к самому себе. Все хорошо, — говорит он своему отражению в зеркале. Мне столько раз предсказывали несчастливый конец, но постиг он как раз в основном предсказателей. Кто превзойдет меня? кто будет равен мне? (© В.Я. Брюсов).
Я, а не кто-то другой, случайно оказавшись у власти в России 17 (целых семнадцать!) лет назад, прошел все бедствия и напасти. Теракты, войны, финансовые кризисы. И что? Кто-то еще примется говорить, что мой режим неустойчив? А поскольку, как мы знаем от Кремля с 2015 года, Путин равен России, и наоборот (известная максима "без Путина нет России"), то устойчива и страна. Пока я жив.
Да, конечно, я немного побаиваюсь коварных американцев и неявно, но точно связанных с ними террористов. Но на этот счет у меня есть "поверх зубов вооруженные войска" ©, включая десятки тысяч человек всевозможной охраны. И я не вижу ничего плохого в том, чтобы забрать деньги у пенсионеров и младенцев и отдать их всем видам силовиков. Младенцы еще не понимают, что происходит, а пенсионеры потерпят. Ради меня и России, что одно и то же. В конце концов, они выросли из советской жизни и к лишениям привычны.
И вообще: никогда еще этот народ не жил так сытно, как при Путине, не так ли? Можно немного и потерпеть до наступления совсем хороших времен (и сейчас неплохие времена, но все-таки не лучшие).
Кстати. Как раз накануне послания-2016 лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман написал в своем Twitter, что Дональда Трампа привели к власти два человека: директор ФБР Джеймс Коми (совсем незадолго до выборов заявил о наличии нового серьезного компромата на Хиллари Клинтон, что стоило последней некоторого числа голосов выборщиков) и — Владимир Путин. Что должен чувствовать российский лидер, который уже вершит судьбы американской политики?
А ведь через полгода еще за милую душу придет к власти во Франции Франсуа Фийон, который вроде как тоже всей душой за дружбу с путинской Россией. Вот тогда уж отменят перезревшие санкции, и… мы победим финально, бесповоротно.
Во время оглашения послания отчетливо было видно, как Путин скучает. Как неинтересны ему все эти мелкие подробности. Он вершит судьбы мира, а вынужден докладывать о делах с санитарной авиацией. Черт побери. Оживился он и металлизировал свой голос лишь однажды — когда говорил об Америке и роли России в глобальной политике.
Тогда зачем вообще послание? Это вопрос политической психологии. Как человек определенного психотипа, Владимир Путин премного уважает ритуалы. Поскольку они, в его понимании, есть важная часть стабильности системы и страны в целом. И раз такой ритуал предусмотрен Конституцией РФ — он будет выполняться. Несмотря на то что давно утратил практический смысл. Не отменяет же ВВП федеральные выборы, хотя исход их ему заранее известен.
Человек — чаще всего в публичных и непубличных текстах, чему бы они формально ни были посвящены, — говорит о себе. И Путин со своим посланием — не исключение. А Федеральное собрание вообще ни при чем. Если оно в полном составе делает вид, что серьезно воспринимает посланческое мероприятие, то кто же будет этот парламент уважать? Ну уж не Путин. Он, как говорят, и в Санкт-Петербурге, когда служил первым заместителем мэра, законодательное собрание города ни в грош не ставил. И это тогда — а сейчас!
И последнее. Чисто стилистическое. Текст послания таков, что кажется: Кремль взял на работу бывших спичрайтеров Л.И. Брежнева. И это тоже психологически объяснимо. Брежневские времена для президента — это время не только стабильности, которая ему так самодостаточно дорога. Но и ранней молодости, когда "чукча был молодой, его девушки любили". А бессознательно человек — будь он дворник-гастарбайтер или властелин мира — хочет вернуться в молодость. Хоть ненадолго.
Положительный итог послания один: Путин стал более чем предсказуем. Не на уровне конкретных решений, но с точки зрения логики его поведения. Не надо слишком много слушать и знать, чтобы понять, как оно примерно будет с ним и страной.
Сенсации возможны, но тоже, как ни странно, предсказуемые.
* Anders Aslund, How Russia Stays Afloat, Project Syndicate , Nov. 28, 2016.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...