Надежда Савченко со своими заявлениями пытается осознать новую реальность и найти в ней свое политическое место. Это ее личная трагедия, но не только ее. Сейчас все сознание, и советское и украинское переживает тяжелейший когнитивный кризис. С одной стороны на уровне самоочевидности украинское сознание не может примириться с тем, что у него украли куски территории. С другой стороны понятно, вернуть Крым сейчас – технически не хватит ресурсов.
И тут неважны формулировки – временно отказаться от Крыма, еще как-нибудь отказаться от Крыма. Проблема в том, что тема не обсуждается. Путин этот Крым не отдаст ни при каких условиях. Это будет означать его полнейшее политическое поражение на внутреннем рынке. Более того – он не сделает этого никогда, пока жив. Поэтому обсуждать эту тему даже бессмысленно.
Хотя в Украине есть люди, которые обязаны говорить, что вот мы раньше или позже, но вернем Крым. Я так не думаю, хотя понимаю, насколько сильное раздражение это вызывает в украинской патриотической общественности.
Обратное присоединение территории – вещь резкая до невероятности. Я знаю только один пример – это отсоединение от советского блока восточной Германии и ее присоединение назад к западной. Но для того, чтобы это случилось – должно было пройти два поколения, в процессе которых восточная Германия предельно ясно поняла, что она живет на порядок хуже, чем западная. В Крыму такого пока нет. Поэтому крымское население, если его спросить, вовсе не настроено возвращаться назад в Украину. Также и с Донбассом.
Читайте:
Кто еще хочет поджечь двери здания КГБ?
Государственные люди обязаны и вынуждены и своим статусом, и поиском поддержки говорить о том, что Донбасс мы себе непременно вернем. При взгляде со стороны это было бы крайне опасным решением для той же самой Украины. Таким образом получается разбитая в хлам инфраструктура, 3 млн раздраженных, крайне негативно настроенных против киевской власти, схроны с оружием, дестабилизирующая обстановка. Все это попадает назад в Украину и совершенно непонятно, что с этой ситуацией делать.
Честно сказать, что вот "давайте плюнем на Донбасс" – сказать невозможно, потому что сразу поднимут на вилы все патриоты. И это понятно. Есть люди, которые воевали за этот Донбасс, которые погибли, потеряли детей, семьи, и смысл их жизни состоит в том, чтобы Донбасс вернуть назад.
Но есть и рациональная составляющая, что Донбасс – это отравленное яблоко. Путин его есть не хочет, а хочет, чтобы его ел Порошенко. Порошенко тоже это понимает. И другое дело – реальные разговоры и практика. Реальная практика заключается в том, что отломленные куски территории назад прирастают чрезвычайно редко. Вот я знаю только один случай с восточной Германией.
Читайте:
Люди, вы звери?
Все остальное, законное, незаконное, преступное, любое – остается таким, каким оно есть. Республика северный Кипр, Нагорный Карабах, Абхазия, Приднестровья, эти самые "ЛНР-ДНР" - все это достаточно уродливые, нищее, не имеющие международного признания территории. Тем не менее они существуют. И тем не менее у них есть свои элиты, которые сделают все, чтобы их территории, от которых они кормятся, не попали туда, где их судьба предрешена. Приднестровья и его элиты ни за что не вернутся в Молдову до тех пор, пока там не поменяются элиты и не будет осознано, что там живется на порядок лучше. Пока этого нет. И вряд ли скоро будет.
Крым в ближайшие годы, а может и десятилетия, будет вне украинской юрисдикции. Если и изменится его политический статус, то это произойдет тогда, когда развалится Российская Федерация благодаря мудрому управлению Путина и его команды. Это произойдет нескоро, но произойдет. Но вовсе не факт, что тогда Крым захочет присоединяться к Украине.
Когда я это говорю, я вижу, как уважаемые украинские коллеги хотят порвать меня в мелкие клочки. Но дело-то не во мне, а в том, что так устроена реальность.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...