Блог | "Перспективный" провал
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Участники рынка ценных бумаг бьют тревогу – уже вскоре могут быть выставлены на торги и проданы первые 5% акций Одесского припортового завода, - однако еще до того, как торги могут состояться, их результаты называют сомнительными и даже опасными для страны. И хотя на днях правительство все же приняло решение отложить приватизацию на пару месяцев и срочно привлечь международных консультантов, соответствующего приказа на основе поручения премьер-министра Арсения Яценюка от Фонда госимущества пока не последовало. Попробуем разобраться, в чем же причина негативных оценок проведения торгов.
Без приватизации не обойтись
Сейчас стало очевидным, что без массовой приватизации десятков украинских предприятий, все еще находящихся в госсобственности, ни государство, ни сами предприятия не выживут. По последним данным Минэкономразвития, по итогам минувшего года убытки крупнейших госпредприятий составили около 100 млрд гривен, в то время как объем выплаченных в госбюджет дивидендов составил лишь 1,2 млрд. при этом предприятия еще вынули из бюджета дополнительные 13 млрд в качестве льгот и различных субсидий.
Одесский припортовый - в числе первой пятерки предприятий, которым должны найтись хозяева уже в ближайшие месяцы.
Само по себе это событие сенсацией назвать сложно – ОПЗ пытаются приватизировать уже семь лет. За это время были, как минимум, четыре основательные попытки передать предприятие в частную собственность, однажды даже прошли торги, но все попытки ничем не закончились, а торги были объявлены несостоявшимися.
Приватизация ОПЗ планируется в несколько этапов. Первый – продажа на торгах 5% акций. Таково требование законодательства. В случае, когда приватизируется крупное уникальное предприятие, его рыночная цена определяется путем пробной продажи небольшого пакета акций. После этого на торги должны будут выставить остальные акции предприятия. Стартовая цена 5% акций – 450 млн грн. В целом же ОПЗ предварительно оценен Фондом госимущества в 500 млн долларов.
На первый взгляд, все естественно и последовательно: государство объявляет о массовой приватизации, в пятерку первых объектов попадает предприятие, которое вносится в списки к приватизации уже не первый год. Назначены первые -- пробные -- торги.
Отчего же тогда экспертное сообщество и участники финансового и фондового рынков буквально "стоят на ушах" от предстоящих торгов?
"Семейные" связи
Причина – если торги все же состоятся, то они пройдут на фондовой бирже "Перспектива", имеющей, мягко выражаясь, нездоровую деловую репутацию, достаточно откровенные связи с прежним режимом и в придачу – все признаки фиктивности. Использование такой площадки для старта продаж ОПЗ – прямой сигнал: одно из ключевых украинских предприятий рискует перейти под контроль "друзей Семьи" и российского бизнеса.
Почему же было принято решение проводить торги ОПЗ с участием "карманной" биржи – вопрос интересный.
Так, в открытом письме к главе ФГИ финансовая компания "Бизнес-Инвест" напоминает, что "за время своего существования Фондовая биржа "Перспектива" пыталась организовать торги небольшими пакетами акций незначительных предприятий. В частности, идет речь о ЧАО "НТВЦ "Спектр-Т" и ЧАО "Агропромтехпостач". Однако ФГИ приостановил торги акциями этих предприятий из-за отсутствия спроса на них. Выбор Фондовой биржи "Перспектива" в качестве организатора торгов по продаже государственного пакета ОПЗ – наглядный пример служебной халатности определенных сотрудников ФГИ".
В свою очередь депутаты Верховной Рады, члены спецкомиссии по приватизации, по тому же поводу обратились к главе ФГИ с депутатским запросом, отметив – "Перспектива" мало того, что не имеет никакого опыта в проведении реальных биржевых торгов в процессе приватизации, так еще и может быть зависима от представителей клана Януковича, поскольку начинала свою деятельность в период расцвета преступной империи "Семьи", а сама структура собственников биржи настолько непрозрачна и запутанна, что конечных собственников-физлиц вычислить невозможно в принципе. Информации по ним нет.
Банк и "титушки"
История собственников компания – прекрасный материал для любителей детективного жанра. Она представляет из себя клубок хитросплетенных взаимоотношений реальных и фиктивных владельцев и совладельцев, преимущественно юрлиц. Огромный перечень неких финансовых и прочих компаний, которые якобы выступают акционерами и акционерами акционеров "Перспективы" и при этом зарегистрированы на одном-двух почтовых адресах, способен сбить с толку кого угодно. Особенно, если оказывается на поверку, что по указанным адресам о таковых компаниях никто и слыхом не слыхивал. А телефонов, которые указанные как контактные, вообще не существует.
По оценке экспертов, структура собственности биржи создана так специально – чтобы наверняка скрыть реальных бенефициаров-физлиц. Впрочем, нет ничего тайного, что рано или поздно не станет явным. Если попытаться потянуть за нити "клубка" "Перспективы", на свет божий выходят весьма любопытные персоны и факты.
Скажем, при первом приближении уже ясно: пресловутая биржа была и остается связана с небольшим харьковским банком "Меркурий", занимающим по объемам активов скромное 82-е место и сейчас находящийся в стадии ликвидации. Банк оскандалился тем, что его владелец, экс-замминистра обороны Александр Олейник был уличен в тесных связях с кланом Януковича и финансировал содержание формирования "Оплот" -- банды харьковских головорезов-титушек, терроризировавших город в период противостояния. "Меркурий" рухнул еще в начале 2014-го, когда вкладчики (преимущественно, харьковчане) принялись в знак протеста против сотрудничества банка с режимом массово отзывать свои вклады.
Спустя несколько месяцев СМИ назовут "Меркурий" одной из харьковских "стиральных машин" клана Януковича, отмывавших нелегальные миллионы.
Так вот, участники одного из акционеров ЧАО "Фондовая биржа "Перспектива" -- ООО "Фондовая компания "Финекс-Украина" -- некто Лада Кримерман и Игорь Когут, которые являются членами набсовета "Меркурия". А директор упомянутой компании Окасна Базилевич – член ревизионной комиссии "Меркурия". Кроме того, на бирже продавались акции "Меркурия"и они включены в список биржи.
Признаки преступности
К слову, именно господину Олейнику, владельцу "Меркурия", судя по всему, принадлежит авторство названия биржи. Проворный комсомольский активист в далеком прошлом, он в начале смутных 90-х становится заместителем гендиректора по экономике некоей фирмы "Перспектива" при Харьковском машиностроительном заводе "Красный октябрь". Позже завод трансформировался в АОЗТ, Олейник ушел вверх по коммерческой и чиновничьей лестнице, -- а название, видать, запало в душу. И -- спустя почти двадцать лет закрепилось в целой толпе фиктивных и полуфиктивных компаний, используемых исключительно для проведения финансовых операций с их акциями на фондовом рынке.
Очевидно, что и сама биржа "Перспектива" никогда не выполняла функции фондовой биржи как таковой – отсюда и столь убогие результаты по организации предыдущих торгов. Кстати, буквально на днях Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку приняла решение остановить торговлю ценными бумагами ЧАО "Фондовая биржа "Перспектива" на какой бы то ни было фондовой бирже – с целью …защитить инвесторов и государство. Запрет действует до 5 декабря этого года.
В свою очередь глава НКЦБФР Тимур Хромаев на пресс-конференции отметил, что ценные бумаги "Перспективы" "полностью соответствуют признакам фиктивности". К таким признакам глава Нацкомиссии отнес отсутствие доходов фирмы, ее сомнительные активы, недостаточное количество сотрудников, имеющих неоправданно низкую зарплату, и наконец – искусственно устанавливаемые цены на бумаги биржи. Именно эти факторы и стали решающими при принятии Комиссией окончательного решения касательно биржи.
Читайте: Одесский припортовый: разорить и продать?
Спасет только честность
Но даже если поручение премьер-министра Арсения Яценюка выполнят и ФГИ отменит торги, запланированные на 26 августа, точку в этой ситуации ставить рано. Ведь Одесский припортовый приватизируют уже не первый раз. По мнению эксперта Вячеслава Бутко, правовой нигилизм, проявленный тогдашним руководством исполнительной власти в процессе приватизации ОПЗ, еще сильнее подорвал и без того невысокую инвестиционную привлекательность Украины.
Как считает В.Бутко, инвесторы имеют хорошую память и будут с особым вниманием отслеживать именно приватизацию ОПЗ. То есть, если нынешняя приватизация по факту окажется не более, чем завуалированной процедурой передачи предприятия влиятельным теневым игрокам, представляющим прежний преступный режим, – это поставит крест на всех амбициозных инвестиционных надеждах Украины.