Блог | Продажа Сбербанка: кто останется в выигрыше
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В середине октября прошлого года Украина запретила деятельность российских платежных систем, на которые приходилось не менее 34% всех переводов в Украину. В их число попала и система переводов Сбербанка, перед которым встал выбор между сужением своей доли рынка и уплатой более высоких комиссионных для осуществления платежей через международные системы. Судя по оперативной реакции Госдумы РФ, которая проявилась в принятии законопроекта о запрете использования международных платежным систем для осуществления переводов в Украину, украинские санкции существенно повлияли на рыночную конъектуру платежных систем в России, и удельный вес банков, использующих отечественные системы перевода, в данном сегменте рынка. Очевидно, что текущая политическая ситуация не располагает к уменьшению напряженности украино-российских отношений, и Украина не станет отменять ранее веденные санкции. Поэтому украинской дочке Сбербанка вдобавок к общему кризису кредитования придется столкнуться еще и с падением своих комиссионных доходов. После проведенной докапитализации и оздоровления банка это означает, что его ждет избыток ликвидности, которую, из-за последних санкций невозможно вернуть материнской структуре. По сути, все влитые Сбербанком России деньги в Украину оказались замороженными.
Читайте: До побачення, Сбербанк!
Вторым важным мотивом для избавления материнской структурой Сбербанка от своей украинской дочки являются политические протесты националистов против российских банков. Ситуация с блокированием их работы, которую мы с Вами, могли наблюдать в центре Киева, была крайне качественно запущенна по всевозможным каналам коммуникации. Это негативно отобразилось как на рыночной стоимости украинской дочки, так и капитализации Сбербанка, которая вошла в цикл спада после двухгодичного активного роста.
Что касается самой сделки, то можно по-разному оценивать ее структуру (которая, очень важно отметить еще не подтверждена НБУ и может не состоятся) и называть ее "рокировкой Кремля", но для материнской структуры Сбербанка она в любом случае позволяет зафиксировать убытки и выйти из имеющего сомнительные перспективы банковского рынка Украины. С другой стороны, по последним новостям—деятельность работы Сбербанка в Украине уже разблокирована и вполне возможно, что новый собственник, приложив необходимые усилия, сможет вернуть ему положительные уровни рентабельности, но при меньших масштабах активов. На мой взгляд, данная сделка является обоюдно выгодной для обеих сторон.