Несколько лет назад, один известный наш финансовый аналитик поделился версией, что для Украины выбрана вполне определенная роль, так называемое позиционирование в международном разделении труда. И эта роль – производство продовольствия. Сельскохозяйственное производство. Причем дешевых, не особо качественных продуктов для стран третьего мира, африканских, азиатских, потребление в которых не регулируется строгими стандартами качества, ограничениями на ГМО и пр.
Тогда в это не хотелось верить. Не потому что в производстве продовольствия есть нечто предосудительное. Очень важная функция. Но все-таки, не так давно еще Украина была одной из индустриальных стран, с наличием недоступных для большинства других высокотехнологических отраслей – космической, атомной, самолетостроительной, химической. Не говоря уже про все виды металлургии.
Да и сейчас, несмотря на все кризисы, внешние и внутренние, интеллектуальный потенциал украинцев по–прежнему высок. К примеру, по некоторым оценкам, около 40% всех стартапов в сфере IT имеют украинское происхождение.
Читайте:
Исследование: лидером реформ стало сельское хозяйство, аутсайдером — энергетика
Имеются все предпосылки для возрождения экономики и возможности вписаться в новый мировой экономический тренд – реиндустриализации, когда крупнейшие государства начинают возвращать производство на свою территорию. И когда само производство достигает такого уровня автоматизации, что больше не нуждается в неквалифицированном массовом ручном труде, а нуждается в постоянном притоке новых идей, концепций, технологий и научных исследований. В том, что всегда умела производить Украина.
Но, видимо, выбор все-таки сделан не в пользу такого будущего. Не будем ссылаться на пугающие цифры падения производства и деиндустриализации. Пугающие не только вследствие военных действий и проблем с территориальной и государственной целостностью. И про странные мероприятия в финансовом секторе лишний раз напоминать стоит ли.
Зачем аграрной стране фондовый рынок? Не будем и анализировать так любимый народными избранниками вопрос о земельном моратории, вроде бы как направленном на недопущение массовой скупки земель иностранцами и создание условий для возрождения отечественного фермерства, и при этом никак не препятствующего бесконтрольному использованию тех же земель, теми же иностранцами уже сейчас.
Многочисленные факты постепенно складываются в неутешительную картину. Почему-то последние месяцы были отмечены целым рядом "маски – шоу" в офисах IT– компаний. Или вот совсем свежий пример, ставший сегодня достоянием общественности.
Читайте:
В ГФС о массовых обысках в IT-компаниях: это еще не конец
Предприятие "Пластик кард". Высокотехнологичное производство, причем достаточно рентабельное, в 2014 г. заплатило в бюджет 26 млн. грн налогов, в 2015 – уже 36 млн, при штате в 260 человек. В течение длительного времени, как сообщили его руководители, находится под системным прессингом фискальной службы, при содействии правоохранительных органов. И речь, как ни странно, даже не идет о каком–нибудь "рейдерском захвате". Никто не заявляет требований "на долю", не говорит "дай 50", как это было совсем в недавние времена. Просто запущен обыденный, изнуряющий, требующий постоянного напряжения сил и отвлечения ресурсов бюрократический процесс (проверки, допросы, изъятия, уголовные дела), целью которого, по утверждению представителей предприятия, является банальное понуждение к "полюбовному решению вопроса", к заносу чемоданов денег в нужные кабинеты.
Машина коррупции, заботливо выстроенная и отлаженная многочисленными "попередниками", продолжает работать, усердно шьет дела (только в административных судах Украины на сегодня порядка 100 тысяч дел связанных с налогообложением) и рапортует о достижениях в деле наполнения бюджета.
В этом деле нас заинтересовал один вопрос, больше субъективного характера. В принципе, производства, подобные упомянутому, очень слабо привязаны "к земле", к конкретной территории города или государства. Станки с ЧПУ могут стоять в одной стране, даже не обязательно иметь их в собственности, можно арендовать. Разработчики могут быть разбросаны по всему миру, современные коммуникации это позволяют. Менеджмент также может выбрать удобное и комфортное место пребывания, где не бывает "маски – шоу", а чиновник боится подумать о взятке.
Поэтому и стало интересно, как же отражаются подобные отношения с фискалами и правоохранителями на желание делать бизнес в этой стране и платить довольно таки немалые налоги этому государству.
Читайте:
Топ-10 самых прибыльных видов нелегального бизнеса в Украине: опубликована инфографика
Константин Куклев, СЕО "Пластик кард", был достаточно откровенен в ответе на этот вопрос. Да, пока мы верим, продолжаем бороться, сказал он, но в тоже время рассматриваем альтернативы для переноса бизнеса. Есть предложение от мера Львова Садового, который совсем не против расширить налоговую базу городского бюджета. Есть и более радикальные решения – перенос бизнеса в Литву или Польшу…
Это только один пример, но вполне показательный. Процесс исхода предпринимателей из Украины, запущенный при Януковиче, не прекратился. Внятных предложений по реформированию и направлению развития экономики нет (впрочем, есть одно – передача всех еще "живых" госпредприятий в один мегахолдинг, подальше от прямого государственного контроля).
Проект налоговой реформы, разработанный правительством, не поддерживается никем, кроме МВФ. Судебная реформа свелась к лозунгу "Уволить всех и набрать новых", видимо не отягченные опытом новые судьи быстрее "порешают" те сотни тысяч накопившихся дел. Про прокуроров и говорить уже не хочется.
Что там у нас еще важного? Ах да, выборы опять. Голосовать опять зовут, за новые, местами старые лица. Просят выделить им еще один кредит доверия, забыть ошибки, дать шанс, уверяют и увещевают.
Тем временем бизнес делает другой выбор. И он пока – не в пользу Украины.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...