Что сказать россиянам про Майдан?
1. Майдан сейчас – это не то, что Майдан в самом начале, в ноябре и в некоторые дни декабря. Все стало спокойнее и обыденнее. Такая часть городского ландшафта и способ протестного времяпрепровождения.
2. Город не парализован, не разграблен, не испорчен. Баррикада утыкается прямо в стену моего дома, но почти нет никаких неудобств. Нужно понимать, что Майдан – это площадь (Майдан Незалежности) и приличный кусок Крещатика. Это важная часть транспортной системы центра города, и проблемы у автомобилистов, которые едут через центр, есть. Но на самом деле, милиция, блокирующая правительственные кварталы, перекрыла еще больший кусок города. За пределами баррикад – вы даже не поймете, что в городе какие-то протесты. (К одной из баррикад примыкает Сбербанк России с огромной светящейся вывеской соответствующего содержания. Ничего не разбито, ничего не размалевано.)
3. Я каждый день прохожу через Майдан, чтобы попасть домой. Ни до, ни во время самых бурных событий, ни сейчас, я ни разу не ощутил, чтобы ко мне кто-то плохо относился, потому что я из России или русский (хотя по акценту и выговору во мне мгновенно вычисляют россиянина).
4. В будние дни сейчас на Майдане мало людей. К вечеру больше. Но много людей приходят по выходным. Со стороны мне кажется, что Майдан превратился в такое пространство творчества и свободы. Здесь постоянно идут концерты (иногда очень хорошие), проходят выставки, даже лекции, люди упражняются в красноречии. Сюда идут туристы. И без всякой политики такое место нужно любому городу. Здесь просто клёво находиться. Мне как иностранцу интересно.
5. Да, наверное, среди тех, кто по будням стоит на Майдане есть часть профессиональных партийных активистов. И, наверное, кому-то из них платят. Но подавляющее большинство людей, которые сюда приходят на выходных, - это обычные горожане из самых разных социальных слоев. Говорить о том, что "всем заплатили, вот и протестуют", и оскорбительно, и неверно. Правильнее говорить, что те, "кому заплатили", приходят сюда, потому что на Майдане много тех, кто стоит "за волю" бескорыстно и искренне. Ну или потому что им приятно быть вместе с единомышленниками.
6. Да, здесь заметны националисты. Да, можно услышать лозунги типа "Слава нации, смерть врагам! Украина превыше всего!" Да, мне это несмешно и отвратительно слышать. Да, многие местные не видят в этом проблемы. Но националисты – всё же меньшинство. Просто они крикливы, сплочены, у них много символики и флагов. Также и на Болотной националисты были очень заметны, хотя они были в полном меньшинстве.
7. Майдан абсолютно самоуправляемый организм. Нет ни анархии, ни беспордяка. Здесь есть медицинская служба, хозяйственные службы, охрана, уборка. Можно записаться добровольцем. Пьяных, если засекают, вежливо уводят. (Сам видел такой эпизод только недавно.) Если сравнивать с московскими событиями и Окупай-Абаем, то очень похоже, только в гораздо-гораздо большем масштабе.
8. Да, в критические моменты здесь бывало и под миллион человек. (Если считать не только сам Майдан, но и прилегающие улицы.) Мне так показалось. Сотни и сотни тысяч – точно.
9. Да, подавляющее большинство людей не читали условия вступления в ассоциацию с Евросоюзом. Они скорее стоят против Януковича и "банды". Людьми движет эмоция. Как очень точно написал Владимир Федорин, бывший главред украинского "Форбса", все вдруг увидели, что кто-то выключил свет в конце тоннеля. Несколько лет правительство твердило о том, как здорово и правильно будет подписать ассоциацию с ЕС. А потом перетерли с Путиным и заявили: "Что-то мы передумали, пацаны". Люди испытали и гнев, и разочарование. Украинцы, по моим крайне субъективным ощущениям, вообще больше, чем россияне, склонны, к открытой коллективной эмоции: радостной или не очень. Но совместно пережитая эмоция сплачивает людей, у них появляется общая история. Так, наверное, и формируются нации: из совместно пережитых потрясений, радостей и даже совместно пережитого стыда.
10. Большинство людей на Майдане не против русских и не против настоящей России (ИМХО). Они против уродливой России, которая с ними разговаривает из телевизора. Имидж, который сюда проецирует Россия, это имидж государства, не уважающих своих граждан, государства, созданного и управляемого высокомерными ворами для обслуживания своих интересов и интересов других воров. Зачем это украинцам? У них своих хватает. Поэтому они против того, чем нынешняя российская официальная власть стала, чем она кажется, когда на нее смотришь со стороны: сборищем высокомерных лицемерных упырей, поучающих всех, как любить страну, и уничтожающих будущее этой страны одновременно. Глядя российские каналы, кажется, что Украина нужна России не как брат и друг. А как приз. Как покоренная девка, которую можно трахать только тебе, а другим – нельзя. Потому что "she is your bitch". Я не говорю сейчас о том, что реально думают россияне, что думаю я или мои друзья. Я говорю об ощущении, которое возникает от слов наших чиновников и псевдожурналистов с провластных ТВ каналов.
11. Вообще мало кто сделал столько для консолидации украинцев, как все эти кисилевы, мамонтовы и их прекрасные неадекватные гости в студию. Российские каналы просто врали. Врали как привыкли. Потому что "во благо". Врали про количество участников, про мародерство, про "агрессию толпы". Говорили об украинцах через губу, как о "младших братьях", как о неразумных, глуповатых просточках из деревни, которых заманивают пряником в Евросодом, а там и пряника-то не дадут. Говорили, как бы заботясь и любя, поучая. Но на самом деле – кичливо, самовлюбленно, отвратительно и зло. "Путин, если любишь, отпусти" - один из показательных плакатов на Майдане.
12. Да, на Майдане есть известная доля театральности, как на утренике, где все понимают, что Дед Мороз – не Дед Мороз, но надо верить на пять минут, что он Дед Мороз, потому что именно так всем вместе становится как-то особенно сказочно и хорошо. Поэтому очень много пышных, почти былинных слов, песен про оптимистическую кручину и про свободу, про то, что "не быть холопами". Козаки на конях, шапки с картин про гетманов, бандуры, песни хором. (Если судить по Майдану, то украинцы вообще сентиментальны. Они легко срываются в слезу и хоровое пение. Слова "воля" и "доля" оказывают на них почти магический эффект. :)) Но как и в случае с Новым годом, этот пафос, он по поводу важных и правильных вещей. Можно, иронично улыбнуться, но как-то не хочется осуждать.
13. Своё нехолопство очень любят подчеркивать. Всё бы ладно, но люди, особенно в Интернете, охотно поддаются на искушение подчеркнуть своё "нехолопство" через противопоставление "холопству" России и Беларуси. Типа, мы не такие. Неумно и наивно, но объяснимо. Многие россияне тоже любят порассуждать о своём высокодуховстве, за счет принижения и оскорбления других наций. От американцев до таджиков. Так что неприятно, но закономерно и ожидаемо.
14. В отличие от Болотной, на Майдан пришла не интеллигенция только. Здесь очень широкий срез общества. И как в хорошей социологической выборке, здесь пропорционально представлены все группы: и мудрецы, и идиоты, и гуманисты, и фашисты, и молодежь, и старики, и лоботрясы, и трудяги, и ряженые клоуны, и люди искренне желающие изменить свою страну к лучшему. И все эти качества еще и не взаимоисключащие.
15. Проблема в том, что для значительной части людей на Майдане словосочетание "отстоять свободу" звучит как буквальное руководство к действию. Надо придти и стоять. Но есть вещи, которые простым стоянием не изменишь, и это становится понятно. Хотя стояние на Майдане, как мне кажется, это уже хорошо. Это уже лучше, чем сидение на диване. Люди делают то, что могут и умеют. А пока они умеют стоять и вместе петь песни. Но есть надежда, что постепенно они – хотя бы некоторые - еще научатся объединяться и самоуправляться. Без политиков. Сами по себе. Может быть из этого что-то да и прорастёт. Новая какая-нибудь политика. Правильная.
Страница Дмитрия Сурнина на Facebook
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...