Блог | Конституция: сила народа, которую украинцы не используют
"Свободен лишь тот, кто использует свою свободу", так гласит преамбула, действующей Конституции Швейцарской Конфедерации принятой в 1999 году. И, это утверждение отражает всю суть Основного закона этой уникальной страны, ставшей родиной прямой демократии и лучшим примером для тех, кто хочет последовать по этому пути. Прочитав лишь преамбулу, можно понять то, как относятся швейцарцы к управлению своей страной. "Сила народа измеряется благом слабых" - это как раз о том, что услышано будет не только победившее большинство, но и остальная часть народа.
Я не случайно начал статью о народной силе, заложенной в украинской Конституции с цитирования швейцарского документа. Потому как именно Конституция, являясь основным законом государства Украины, обеспечивает права всех своих граждан. Но украинцы при этом не спешат реализовывать свои "права та обов’язки", в который раз полагаясь на своих представителей у власти.
Процедура внесений изменений в Конституцию Украины достаточно жесткая и требует для одобрения поправок от 2/3 до 3/4 голосов конституционного состава Верховной Рады. Но не смотря на это, после 1996 года вносились изменения, которые были скорее в угоду властвующим партиям, чем украинцам.
Внимание украинцев отвлекают незначительными изменениями, при этом никаких глобальных улучшений не происходит. Нашумевшее переименование городов повлечет за собой поправки в Конституцию, а именно в ІХ разделе "Территориальное устройство", где обозначены области, входящие в состав Украины. В связи с новыми названиями Днепропетровска и Кировограда.
Вместо того, чтобы инициировать действительно важные изменения нас "развлекают" тем, чтобы мы придумывали новые названия городов, спорили об этом и не концентрировались на более актуальных проблемах.
Какой опыт мы можем позаимствовать у Швейцарии? Колоссальный и на эту тему можно написать целую серию статей. Но начать мне хотелось бы именно с примера Конституции Швейцарии 1999 года. Она интересна для нас тем, что реализовала необходимость закрепить институты прямой демократии на высшем федеральном уровне. Ее принятие было инициировано потребностью расширить права народа в политической жизни страны, предусмотрев инструменты прямой демократии в федеральной Конституции. Таким образом, швейцарский конституционализм подтверждает, что прямая демократия является способом усовершенствовать представительскую.
Конституция определяет основные формы прямого волеизъявления народа в Швейцарии: народная правотворческая инициатива, референдум и свободные выборы. По сути, представительская демократия в швейцарском конституционализме рассматривается как продолжение и детализация, производная форма прямой демократии.
Именно осознание того, что вместе возможно стоять на страже свободы каждого гражданина и содействовать мирному сосуществованию в мультикультурном государстве, объединяет швейцарцев. Институт прямой демократии повлиял на них таким образом, что в самом менталитете швейцарцев отсутствует привычка искать крайнего. Зона ответственности каждого начинается со спроса с себя. И здесь вопрос, о том, идти ли на выборы/референдум даже не задается. Для швейцарцев не понятно как можно не проголосовать и своими руками отобрать у себя право выбирать.
Украинцы только делают первые шаги, оставляя пассивность и обреченное "все равно мой голос ничего не решает" в прошлом.
Наши шаги к уровню и качеству жизни "как в Европе", нужно начинать с изменений в менталитете, что не происходит за один год.
Хочу детальнее остановиться на такой форме прямой демократии как референдум, чтобы разграничить те различия, которые существуют в украинском и швейцарском менталитетах.
В статьях 138-142 (Главы ІІ, Раздел ІV) Конституции Швейцарии предусмотрено право народа требовать проведение обязательного или факультативного референдума, и, также, выступать с народной инициативой. Такая дифференциация референдумов происходит в зависимости от круга вопросов, выступающих его объектами.
Вопросы о внесении изменений в Конституцию; вступлении в международные организации, касающееся коллективной безопасности; принятии федеральных законов, требующих срочного утверждения или изменения, срок действия которых превышает более года и в которых отсутствует конституционный контекст, - решаются на обязательных референдумах. Народная инициатива не распространяется на вопросы неконституционного значения.
Но по требованию 50 тысяч избирателей или 8 кантонов предусмотрена возможность проведения факультативного референдума. В период с 1848 года по июль 2015 в Швейцарии состоялось 177 факультативных референдумов (!). И, согласно статистическим данным прослеживается четкая тенденция к увеличению количества референдумного волеизъявления швейцарского народа по самым разным вопросам и расширение сферы влияния прямой демократии.
Если подсчитать референдумы, которые состоялись в Украине с 1990 года по сегодняшний день, то это всего два всеукраинских (в 1991 и 2000 гг.) и 7 местных референдумов. Что является причиной такого низкого уровня инициативы? Неповоротливая машина украинского бюрократизма или пассивность украинцев? На этот вопрос можно ответить злой, но правдивой поговоркой "Чого бідні, бо дурні. Чого дурні, бо бідні". А выход из этого замкнутого круга "бедности и глупости" только один – вставать и делать, оставив надежду, что это сделает кто-то за нас. И, может, через 150 лет украинцы смогут похвастаться, что на нашем счету около двухсот проведенных референдумов по самым разным вопросам.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...