Осенью Украину ждут глобальные изменения
Когда несколько месяцев тому назад я писал о пост-революции, я имел в виду, что Украина стоит на пороге качественно новых отношений, качественно новых процессов внутри общества. Именно эти процессы и проявились летом 2016 года. … Маятник шатнулся в другую сторону: война, не только на Востоке страны, но и противостояние в обществе, атмосфера недоверия и "охоты на ведьм", геополитическое противостояние, идет к концу.
Вот ряд важнейших факторов, которые ближайшей осенью полностью изменят украинскую политику:
Во-первых, постмайданная власть, этой осенью окончательно развалится.
Это будет один из факторов, определяющих будущий политический ландшафт страны. Нынешняя конфигурация: люди Порошенко — люди Гройсмана — "Народный фронт", выдавила революционеров Майдана из власти, но внутренние процессы разорвут ее в ближайшее время. И начнется новый виток длящегося два с лишним года политического кризиса. Вряд ли при этом стоит ожидать нового Майдана — Майдан не является стихийным действием, каковым хочет выглядеть. Но недовольство граждан может быть использовано как фактор усиления общего хаоса и аргумент в устах популистов всех мастей.
Читайте:
Единственная идеология для Украины - духовность, достаток, безопасность
По сути, Украина переживает сегодня события, аналогичные тем, что происходили в России в 1905 году: революционная повестка исчерпана, революция пошла на спад, общество балансирует на грани постреволюции и контрреволюции, направляясь либо в сторону украинского варианта бонапартизма, либо в сторону реакции. Но есть и третий путь - антикризисный патриотический акт, в своем роде перезапуск страны, договор спасения Украины, к которому смогут присоединиться все ответственные политические силы.
Следующий фактор, изменяющий украинскую политику – это перемены в мировой политике.
Нынешняя Европа стремительно меняет ветра и ставит новые паруса ради выживания. Актуальная как никогда идея создания зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока — как противовес мертворожденному проекту Трансатлантической зоны свободной торговли — превращает Украину в главный камень преткновения: пока не решен украинский вопрос, невозможно переходить к решению вопроса сближения Европы и России. При этом война, к которой апеллируют представители власти и прикормленные ей радикалы, является не более чем ширмой, прикрывающей провалы в экономике и социальной сфере, и нежелание расставаться с деспотическими полномочиями и баснословными барышами на оборонных контрактах.
В таких условиях Европа может отвернуться от Украины окончательно, а США слишком увлечены президентской гонкой, которая может привести к неожиданным поворотам и изменениям. Все вышеперечисленные моменты позволяют говорить о том, что в ближайшее время изменения в мировой конъюнктуре (и грядущая перемена отношения к России в мире) подтолкнут Украину к пересмотру нынешней внешнеполитической доктрины, точнее всего этого воза хаотических пафосных бестолковых метаний, которые у нас величаются доктриной. И этот пересмотр может случиться уже осенью 2016 года.
"Минский кризис" – это третий фактор.
Минский процесс зашел в очередной тупик, выбраться из которого в действующей системе координат практически невозможно. Если украинский вопрос обсуждается, то Нуланд и Сурковым в Калининграде, то Лавровым и Кэрри во Вьентьяне, то Путиным и Обамой по телефону, - о каком суверенитете идет речь? Пока что у Украины есть шанс решить вопрос самостоятельно, с наименьшими имиджевыми потерями. В противном случае споры о федерализации, децентрализации, специальных статусах регионов и о полномочиях институтов власти будут казаться цветочками. К примеру — взгляните на Боснию и Герцеговину...
Фактор четвертый: кризис реформ.
Реформы в стране не просто пробуксовывают — они остановились. Стране нужна "революция сверху" - хорошо управляемый, контролируемый процесс смены системы. Уверен: осенью тема новой Конституции станет более чем актуальной. К слову, "Оппозиционный блок" презентовал свой проект новой Конституции (авторства группы под руководством Бориса Колесникова), предвидящий максимальную децентрализацию, передачу властных полномочий и бюджетов в регионы, сокращение количества народных депутатов и введение двухпалатного парламента.
Следующее, с чем столкнется Украина уже осенью - это необходимость пересмотра социально-экономической политики.
После событий на Майдане к власти пришло правительство, выражающее интересы транснациональных компаний. И уже к осени возникнет серьезный протест отчаявшихся граждан, столкнувшихся с политикой МВФ в Украине: тарифы на коммунальные услуги, рост цен, ликвидация льгот, галопирующая безработица, все это уже через два месяца даст реальные плоды. И это вполне могут быть "гроздья гнева".
Политическая осень 2016 года — это время, когда будут сломаны постмайданные стереотипы, время начала выздоровления общества. Ведь всякое выздоровление начинается с осознания болезни и оно уже произошло.
Повестка дня предстоящей политической осени будет определяться по линии противопоставления позиций: война или мир?
Продолжение разрухи или стабилизация, выздоровление?
Имитация реформ или новая Конституция?
Еврооптимизм и иллюзорные надежды на Запад, либо евроскептицизм и надежды только на себя и свои силы?
Россия — враг и агрессор, либо Россия — важнейший политический и экономический партнер?
Интересы транснациональных воротил или национальные интересы?
В этой системе с заданными координатами Украине предстоит решать вопросы в ближайшие полгода.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...