Блог | Россия ищет повод - и не обязательно для войны
Эпопея с хаосом на пропускных пунктах в Крым получила свое продолжение. "Успешная операция ФСБ" по поимке украинских диверсантов удивительным образом напоминает Гляйвицкий инцидент, или операцию "Консервы" — провокацию СС в городе Гляйвиц, которая и послужила одним из поводов к нападению Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. Речь о намеренно сконструированном событии, ставшем детонатором для начала Второй мировой войны. Согласно плану, офицеры СС, переодетые в польскую военную форму, должны были напасть на радиостанцию в Гляйвице и передать в эфир антигерманское воззвание на польском языке, напасть на лесничество в Пинчене севернее Кройцбурга и уничтожить таможенный пункт в Хохлиндене, - пишет Лариса Волошина для Дня. Роль погибших во время нападения мирных немцев предназначалась заключенным концлагерей, убитым заранее и уже после этого доставленным на место событий. На жаргоне трупы называли "консервами", что и послужило названием операции. Началом "Консервов" считается 10 августа 1939 года, когда шесть офицеров СС прибыли в Гляйвиц и поселились в двух гостиницах "для изучения обстановки". На следующий день после успешной диверсии к немецкому народу обратился Гитлер. Он заявил, что Польша осуществила нападение на германскую территорию и что с этого момента Германия находится с ней в состоянии войны.
А теперь вернемся к Крыму. Три дня въезжающие и выезжающие через админграницу с Крымом граждане метались между находящимися на расстоянии 200 м друг от друга пограничными заставами в надежде успеть "проскочить" в короткие периоды открытых кордонов. "Дружественные" СМИ, по уже сложившейся привычке, обвиняли Украину, распространяя видео, где люди, прождав на жаре несколько часов бегут в сторону полуострова – с чемоданами, детьми и "крепкими словами благодарности" в адрес пограничной службы уже не важно какой страны. Все происходящее казалось обычным российским скотством – постановкой для создания телекартинки о том, как официальная Украина мешает небывалому туристическому буму на полуострове. Но вскорости стали появляться сообщения о группе украинских диверсантов, устроивших перестрелку с российскими пограничниками (российская версия), или группе российских дезертиров, сбежавших из части и пытающихся прорваться на украинскую территорию. И ситуация изменилась.
Читайте: Откровения Силовика – 31-я серия "Всё го*но, кроме мочи"
10 августа было обнародовано заявление ФСБ, в котором говорилось о героически предотвращенных терактах, "подготовленных Главным управлением разведки Министерства обороны Украины, объектами которых были определены критически важные элементы инфраструктуры и жизнеобеспечения полуострова". Сообщалось о погибших в перестрелке сотруднике ФСБ и военнослужащем МО РФ, 20 самодельных взрывных устройствах, боеприпасах, специальных средствах, противопехотных и магнитных минах, а также гранатах и спецоружии, "состоящем на вооружении специальных подразделений вооруженных сил Украины". Не обошлось, конечно же, без элемента драматизма. ФСБ хвалилось ликвидацией действующей на территории полуострова украинской агентурной сети: "Задержаны лица из числа граждан Украины и Российской Федерации, оказывавшие содействие в подготовке террористических актов, которые дают признательные показания".
Можно было бы предположить, что россияне, как уже бывало неоднократно, задержали случайных украинских граждан и выбивают из них признания для очередного судебного шоу — по аналогии с абсурдными обвинениями против "группы Сенцова", или судом над "чеченскими боевиками" Клыхом и Карпюком — если бы не одно "но". В распространенном ФСБ заявлении утверждалось, что "в ночь на 8-ое августа 2016 года спецподразделениями Министерства обороны Украины были осуществлены еще две попытки прорыва диверсионно-террористических групп, которые предотвращены силовыми подразделениями ФСБ России и взаимодействующих ведомств". И главное, что данные "попытки прорыва прикрывались массированным обстрелом со стороны сопредельного государства и бронетехникой вооруженных сил Украины. В ходе огневого контакта погиб военнослужащий МО РФ". Фактически Украинское государство обвинили в нападении на Российскую Федерацию, в провокациях на "границе", в обстреле "российской территории". Представленная ФСБ версия делает Украину инициатором начала боевых действий, разжигательницей войны, а это уже не просто пропагандистская ложь – это повод.
Россия ищет повод. И не обязательно для войны. Вариантов может быть несколько. От подготовки к вторжению до способа добиться отмены санкций. И ни один из них нельзя сбрасывать со счетов. Но давайте посмотрим на происходящее как на метафору – информационный посыл, являющийся частью российской гибридной атаки.
Читайте: Кремль сеет ненависть
Владимир Путин назвал бессмысленной запланированную встречу "нормандской четверки" в Китае после "предотвращения" в Крыму украинских терактов. Сети взорвались статусами, приводящими в пример слова Гитлера сразу после операции "Консервы" о бессмысленности дальнейших переговоров с Великобританией и Францией. Запуская сиквел гестаповской операции "Консервы", с которой началась Вторая мировая война, Кремль прозрачно намекает на свои намерения и явно разгоняет ситуацию до "предвоенной". Считать "исторические параллели", часто попадающиеся в речах российского вождя в последние годы, просто случайными совпадениями крайне беспечно. Это намек, использование "славы" одного кровавого безумца для того, чтобы создать имидж другому. Зачем? Чтобы нагнетать страх и заставить соседей жить в ожидании "всего чего угодно".
Заявление ФСБ и последовавшее за ним обещание Путина "не забыть и не простить" – это более чем серьезная провокация. Учитывая скопление российских войск по всей протяженности границы с Украиной и назначенные на 15 августа общевойсковые учения "Кавказ-2016", в программу которых входит "отработка наступательных действий в направлении Украины", она становится неприкрытой угрозой безопасности и суверенитету нашего государства. А главное, она становится угрозой для Европы. В случае полномасштабной войны в страны Европы хлынут от 5 до 10 миллионов украинских беженцев только в первые дни событий. "Сирийская проблема" покажется в таком случае комариным укусом. Авиаудары по украинским ядерным, химическим объектам, плотинам, газо- и нефтепроводам создадут в одночасье экологическую угрозу, сопоставимую с сотнями Чернобылей. Понимают ли европейцы, что в случае полномасштабного вторжения российских войск в Украину их ожидают кризисы: гуманитарный, экологический, финансовый, социальный, военный, которых континент не знал со времен Второй мировой войны? Конечно. Понимают и бояться, что агрессия России против Украины запустит в Европе процессы, последствия которых сегодня не может предсказать никто. Так что все нарочитые намеки на гитлеризм – это посыл и европейцам тоже. Так, чтобы они ни в коем случае не "перепутали", с кем имеют дело.
Читайте: Путін і малиновий дирижабль
Еще одним "бонусом" крымской спецоперации стал односторонний выход России из "нормандского формата". Если еще 8 августа глава МИД России Сергей Лавров анонсировал встречу "нормандской четверки" 4-5 сентября в Китае — которую, кстати, инициировала украинская сторона — не забыв при этом выразить обеспокоенность действиями Украины: "Нынешний всплеск военной активности Украины противоречит духу и букве минских договоренностей", то уже 10-го Путин решил не искать в международных договорах "знакомые буквы" и сосредоточится на главном – провокациях, нагнетании обстановки и диверсиях. Временное ли это явление, будет ли Кремль искать для себя возможность перезаключить новые более выгодные соглашения или вернется к "нормандскому формату", когда сложится более благоприятная международная ситуация, — пока неизвестно. Пока очевидно, что для того, чтобы не говорить с лидерами трех государств об эскалации на Донбассе, российскому гибридному генералиссимусу очень пригодились крымские диверсионные "Консервы".
Попытки Кремля избежать новых встреч по Минским соглашениям прямо связаны с ситуацией внутри Украины. Тут расчет на расшатывание ситуации, провокаторов, алчных до власти и денег политических и общественных деятелей и "надежда" на полезных идиотов. Угроза прямой войны с Россией неминуемо станет аргументацией для кремлевских агентов влияния в Украине. В этом ключе "призывы к миру" и разгоняемые в Украине антивоенные настроения прекрасно вписываются в общий контекст шантажа. Нам дают понять, что власть, командование ВСУ, "ястребы", "олигархи" намеренно провоцируют Россию вместо того, чтобы сконцентрироваться на более безопасных Захарченко и Плотницком. Мол, "не вмешивайте в донбасские события Россию, иначе она и правда вступит в войну".
Читайте: Кремль не продержался и суток без врага
Игра крымскими пропускными пунктами и "невидимый обстрел" стали новым этапом в гибридном российско-украинском противостоянии. Россия пытается рядиться в одежды жертвы вооруженного нападения в дополнение к уже традиционной роли защитницы угнетенных новообразованных народов. Каким бы ни было продолжение крымских "Консервов", одно можно сказать наверняка – Кремль решил сменить тактику. Теперь работа на дестабилизацию обстановки в Украине, на развал Украинского государства, на шантаж Украины, Европы и мира Россией ведется не только опосредовано, но и прямо — в качестве пострадавшей от "киевской военщины" стороны. Российская Федерация, ФСБ и Путин теперь тоже являются "жертвами" нежелания "фашиствующей Украины" сложить оружие и согласиться с условиями капитуляции, которые Кремль и его агенты стыдливо называют "примирением".
Ситуация меняется. Россия использует крымскую тему, которую до этого усиленно пыталась "законсервировать" и вывести за скобки вооруженных событий. И Украине надо в полной мере воспользоваться этим, сыграв на опережение. Сейчас дипломатия и работа на международной арене будут не менее важны, чем открывшиеся возможности для внутренней консолидации украинцев перед лицом военной опасности. В полку обиженных "хунтой" прибыло. А это значит, что ждать дальнейшего развития событий осталось недолго.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...